Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2012 в 14:19, курсовая работа
Таким образом, целью написания данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.
1.
Введение
Стр. 3
2.
Понятие формы государства и ее виды. Соотношение типа и формы государства.
Стр. 3
3.
Форма правления. Монархия и республика. Особенности формы правления в Российской Федерации.
Стр. 6
4.
Форма государственного устройства. Унитарное и сложное государство. Федерация, конфедерация, содружество и сообщество государств.
Стр. 12
5.
Государственно-политический режим и его виды. Демократический и антидемократический режимы.
Стр. 18
6.
Заключение
Стр. 22
7.
Список литературы
Стр. 24
По ряду формально-юридических признаков к республике смешанного типа можно отнести и Российскую Федерацию. Особенностью формы правления в РФ является то, что в силу своего федеративного характера она имеет в своем составе 21 республику в качестве субъектов федерации. Согласно пункту 2 статьи 5 Конституции РФ 1993 года, республика в составе РФ является государством, имеющим свою конституцию и законодательство. Федеративный договор, за которым Конституция РФ признает качество источника конституционного права Российской федерации, называет республики в составе РФ суверенными. Они имеют собственное гражданство, собственную государственную символику, а также имеют право свободного выхода из состава РФ. Если РФ относят к республике смешанного типа, то среди республик в ее составе имеются как республики смешанного типа, так и республики с президентской формой правления.
В Российской Федерации большую роль играет власть президента. Ее трудно отнести к исполнительной или законодательной власти. Это особая форма, самостоятельная власть, вытекающая из статуса главы государства как гаранта Конституции. Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом, правительством и парламентом, но и созданием при президенте специальных органов (администраций, управлений делами, комиссий, комитетов, аналитических центров, аппарата представителей и т.д.), содействующий президенту РФ в осуществлении его полномочий главы государства, гаранта Конституции, в реализации его законодательной инициативы.
4. Форма государственного устройства. Унитарное и сложное государство. Федерация, конфедерация, содружество и сообщество государств.
Следующим элементом формы государства является форма государственного устройства, к странам с многонациональным составом часто применяют термин «форма национально-государственного устройства». Именно в категории «форма государственного устройства» находит выражение территориальное деление и структура государства, закрепление за ним определенной территории. Форма государственного устройства – это административно-
Форма государственного устройства раскрывает внутренне строение государства, его деление на составные части – административно-
Унитаризм (французское unitarism от лат. unitas – единство) самая простая форма территориальной организации государства. Государство считается унитарным (слитным, простым), если большинство частей этого государства не имеют статуса государственного образования. В составе унитарного государства могут находиться отдельные автономные национально-государственные образования, имеющие ряд атрибутов собственной государственности (Республика Крым в составе унитарной Украины). Как правило, в унитарном государстве есть только одна конституция, одно гражданство, одна система высших органов власти. Составные части унитарного государства чаще всего имеют статус единиц административно-
Существуют две разновидности унитарных государств: децентрализованные и централизованные. К числу первых относятся такие государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных, поэтому юридически отношения между ними строятся на началах децентрализации (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия). Ко второму типу относятся государства, в которых подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из центра (Нидерланды, Казахстан, Узбекистан).
В отличие от унитаризма, сложное государственное устройство предполагает существование государства, включающего в себя другие государственные образования. Теория государства, рассматривая отдельные территориальные устройства, лишь констатирует наличие в истории и современной действительности отдельных их видов. В результате этого наука называет два класса сложных государств – протекторат и уния.
Под протекторатом понимается международный договор, по которому одно государство обязывается оказывать покровительство другому, более слабому государству, осуществлять его представительство во внешних делах, обеспечивать вооруженную защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь. Протекторат относят к числу разновидностей государственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения международного договора о покровительстве нового (третьего) государства не появляется, следовательно, не возникает вопрос о его территориальной организации.
Под унией понимается союз, соединение, объединение государств. Среди уний различают объединение монархических государств в форме реальной и персональной унии, фузии, инкорпорации и империи, а также федерацию и конфедерацию.
Объединение монархических государств в форме личной или реальной уний возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице.
Личная уния имеет основанием случайное, непреднамеренное совпадение независимо друг от друга прав на корону в нескольких государствах на основе различных порядков престолонаследия. Она продолжается до тех пор, пока эти различные правомочия персонифицированы в одном лице. Как только по закону корона переходит к другим лицам, личная уния прекращается. Политическое значение личных уний может оказаться значительным и привести к полному слиянию разных государств (Кастилия и Арагон, Англия и Шотландия). Между государствами, объединенными одним монархом, невозможна война. Однако в большинстве случаев сколько-нибудь существенного сближения между ними не происходит.
Реальная уния возникает в результате соглашения государств, в силу которого у них появляется общий монарх. Члены реальной унии независимы друг от друга, и соединение не ограничивает их суверенитетов. В результате не образуется ни общей территории, ни единого подданства, ни общих законов, ни общих финансов и т.п. Представляя по существу международно-правовое соглашение, она имеет значение преимущественно в области внешних сношений, выступает в качестве военного союза, как носитель единой внешней политики. Реальные унии появляются лишь в Новое время, так как предполагают развитый монархический порядок и оформившееся единство государства. С политической точки зрения они часто представляют собой результат стремлений основать единое государство. Реальные унии были между Норвегией и Швецией, Австро-Венгрия. Реальные унии прекращаются либо из-за превращения в единое государство, либо из-за расширения союза вследствие того, что во входящих в унию государствах корона переходит к другим монархам конституционным или иным путем.
Империя – сложное государство, созданное насильственным путем. Степень зависимости составных частей империи бывает различной. В прошлом входящие в империю образования при неразвитости транспортных средств и средств связи мало соприкасались с имперской властью. Некоторые государствоведы пришли к выводу, что у составных частей империи никогда не было единого государственно-правового статуса. Круг империй очень широк, они существовали во все исторические эпохи. Империями были и Римское государство последнего периода, и Великобритания, и Россия.
Фузия (слияние государств) и инкорпорация (внешне оформляемое как слияние присоединение одного государства к другому) – последние виды уний рассматриваемые государствоведами. Фузией было воссоединение ФРГ и ГДР, инкорпорацией – присоединение Эстонии, Латвии, и Литвы к СССР в 1940 году.
Федерация (фр. federation, от позднелат. foederatio – объединение, союз) – форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. Составляющие федеративное государство государственные образования (штаты, земли, провинции) являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно-
Государственные образования, составляющие федерацию, как правило, не являются государствами в собственном смысле слова. Они не обладают суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права участия в международных отношениях. В случае нарушения союзной конституции, центральная власть имеет право принятия принудительных мер по отношению к субъекту федерации. Одним из обязательных элементов федерации является двухпалатная структура федерального парламента. Как правило, члены федерации имеют свою собственную конституцию. В зависимости от роли национального (лингвистического) фактора в определении структуры федерации, различаются федерации на территориальной основе (США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика), на национальной основе (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан) и на смешанной национально-территориальной основе (РФ, Швейцария, Канада).
В теории также приводят различия между так называемыми конституционными федерациями (США, Канада, Бразилия), конституционно-договорными (РФ) и договорными (Швейцария, ОАЭ); между централизованными (Индия, где штаты, кроме одного, не имеют конституции и гражданства) и децентрализованные (США, ФРГ, РФ и т.д.).
Конфедерация (лат. confoederatio – союз, объединение) – постоянный союз государств, который образуется для достижения конкретных целей, при котором входящие в союз государства сохраняют свою международную правосубъектность. Как правило, конфедерация обеспечивает более высокую степень интеграции в экономической, социальной, политической, военной и других сферах, чем при обычном международном сотрудничестве. Конфедерация сочетает в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации. Ряд ученых считают, что сегодня конфедераций в чистом виде нет. Другие считают, что единственной конфедерацией в современном мире является Европейский Союз (ЕС).
Европейский союз – межгосударственное объединение, сочетающее в себе черты международной организации и федеративного государства, возникшее в 1993 году, на базе Европейских сообществ. Договор о Европейском Союзе, подписанный в 1992 году в Маастрихте (Нидерланды) главами государств и правительств 12 государств – членов Европейского сообщества, вступил в силу 1 ноября 1993 года. Он дополнен 17 протоколами и 33 заявлениями по различным вопросам договора, заявлением, в котором учтены результаты референдума в Дании и соглашением о социальной политике, предусматривающим создание единого социального пространства. Договор дополнительно к национальному гражданству вводит гражданство ЕС. ЕС основано на договоре, совместной внешней политике и политике в области международной безопасности, а так же на сотрудничестве во внутренней и правовой политике.
Целями ЕС являются:
1. Образование тесного союза народов Европы, содействие сбалансированному и длительному экономическому прогрессу, усиление экономического и социального взаимодействия, образование экономического и валютного союза и создание единой валюты;
2. Утверждение собственной идентичности в международной сфере, путем проведения совместной внешней политики, политики в области безопасности и оборонной политики;
3. Развитие сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел;
4. Сохранение и приумножение общего достояния.
Органами ЕС являются: Европейский Совет, Европейский парламент, Совет Европейского Союза, Европейская комиссия, Европейский суд.
В разное время конфедерациями были: Австро-Венгрия до 1918 г., Швеция и Норвегия до 1905 г., США с 1781 по 1789 г.г., Швейцария с 1815 по 1848 г.г. С 1958 по 1961 г.г. конфедерацию составляли Египет и Сирия, а с 1982 по 1988 г.г. – Гамбия и Сенегал. Опыт истории конфедераций свидетельствует, что эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме государственного устройства.
Основные различия конфедерации от федерации состоят в следующем:
Федерация | Конфедерация |
Правовой основой является конституция, договор может быть только в начале | Правовой основой является договор |
Государственно-правовое объединение, в результате которого возникает новое государство | Международно-правое объединение, нового государства нет |
Территория федерация едина | Нет единой территории, это совокупность территорий входящих в нее государств |
Имеет единое гражданство | Нет гражданства, но могут устанавливаться нормы обеспечивающие единство статуса личности |
Имеет единые (федеральные) органы государственной власти | Таких органов не имеет, здесь создаются координационные органы для ведения общих дел |
Приоритет актов федерации перед актами субъектов федерации, соответствия актов субъектов актам федерации | Решения координационных органов должны быть ратифицированы (существует принцип нулификации – непризнания действия). |
Единые вооруженные силы | Существуют армии отдельных государств – членов конфедерации, могут быть объединены под общим командованием |
Единые налоги, устанавливаемые федерацией | У каждого члена конфедерация своя налоговая система, источником средств являются взносы членов конфедерации |
Единая денежная система | У каждого члена конфедерации своя валюта, могут начаться процессы сближения валют |
Единая экономическая политика и единое руководство ею | Имеет место координация, начало регулирования. |