Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 13:34, реферат
Начать свое повествование хочется, прежде всего, с того, что же такое форма государства. Форма государства – это определяемая сущностью и политическим режимом государства организация высшей государственной власти, а также территориальная организация государства. В форме государства можно выделить два элемента – форма правления и форма государственного устройства. Характеризуя форму государства в России, особое внимание, мы уделим государственному режиму, так как на наш взгляд данный элемент является составной частью формы государства. Первым компонентом, который будет положен на рассмотрение – это форма государственного устройства современной Российской Федерации. По форме государственного устройства современное Российское государство является федерацией
Форма современного российского государства.
Начать свое повествование хочется, прежде всего, с того, что же такое форма государства. Форма государства – это определяемая сущностью и политическим режимом государства организация высшей государственной власти, а также территориальная организация государства. В форме государства можно выделить два элемента – форма правления и форма государственного устройства. Характеризуя форму государства в России, особое внимание, мы уделим государственному режиму, так как на наш взгляд данный элемент является составной частью формы государства. Первым компонентом, который будет положен на рассмотрение – это форма государственного устройства современной Российской Федерации. По форме государственного устройства современное Российское государство является федерацией. Правовым фундаментом, а по совместительству и доказательством данного факта, могут служить Конституция 1978 года с ее многочисленными поправками, которые непосредственно касаются замены названия государства РСФСР на «Российская Федерация», а так же федеративный договор, который был подписан субъектами РФ в 1992 году, ну и наконец, самым существенным подтверждением может служить Конституция 1993 года, которая на конституционном уровне закрепила федеративную форму государственного устройства. В структурном, равно как и в других отношениях, Российская Федерация представляет собой сложное явление. В качестве ее составных частей – субъектов РФ выступают как другие государства (республики), так и государственные образования (края, области и т.д.) В настоящее время в РФ насчитывается 89 субъектов, весь перечень субъектов РФ и их названия закреплены конституционно (п. 1 ст.65). В конституционном порядке определены так же все их виды, главные отличительные особенности каждого из них, а также характер отношений субъектов РФ между собой и РФ в целом. Статья 4 Конституции РФ, констатируя, что РФ состоит из республик, краев, областей и т.д, в то же время устанавливает, что все субъекты РФ равноправны во взаимоотношениях как между собой, так и с федеральными органами государственной власти. Разумеется, речь идет лишь о формально – юридической стороне взаимоотношений субъектов РФ, а не об их фактическом равенстве, в связи с тем, что социально-экономические параметры и особенности каждого из субъектов не позволяют говорить об этом равенстве в принципе. Но определенные оговорки можно найти обнаружить и в формально-юридическом равенстве субъектов, это проявляется в том, что одни субъекты являются по своему статусу государствами, со всеми вытекающими преимуществами, а другие лишь государственными образованиями. Исходя из фактического и отчасти формально-юридического неравенства, Россию часто характеризуют, как «ассиметричную» федерацию. РФ развивается и функционирует на основе строго определенных принципов, которые закрепляются в Конституции, в частности в статье 5, где официально провозглашается, что «Федеративное устройство РФ основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничения предметов ведения между органами государственной власти субъектов и органами государственной власти РФ.
РФ создается и функционирует на основе определенных принципов, которые закрепляются на конституционном уровне. Принцип государственной целостности, который находит свое закрепление в 74 статье Конституции, и предполагает целостность территориального и экономического пространства. На территории РФ не допускается установления таможенных границ, а также иных ограничений и препятствий к осуществлению перемещения товаров, услуг. Принцип единства государственной власти, его суть заключается непосредственно в единении органов государственной власти субъектов и органов федеральной государственной власти. Подтверждение этому, а так же тому, что система органов государственной власти субъектов определяется в соответствии с основами конституционного строя, можно найти в п.1, ст, 77. Пункт второй статьи 77 Конституции говорит о единении и образовании единой системы исполнительной власти в РФ федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов. Важное значение имеет принцип, который разграничивает предметы ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Согласно конституции все предметы ведения подразделяются на три группы. Это: а) предметы ведения и полномочия, относящиеся только к Федерации. Они составляют ее исключительную компетенцию; б) предметы ведения и полномочия, относящиеся к совместному ведению Российской Федерации в целом и ее субъектов; в) предметы ведения и полномочия, принадлежащие исключительно субъектам Федерации.
К предметам и соответственно
полномочиям, находящимся в совместном
ведении Российской Федерации и
ее субъектов, относятся такие, как
обеспечение соответствия конституционных
и иных нормативно-правовых актов
субъектов Федерации
Исчерпывающий перечень предметов и полномочий, находящихся в совместном ведении Федерации и ее субъектов, закрепляется в ст. 72 Конституции России. Согласно действующему праву в сфере осуществления совместных полномочий федеральный закон обладает несомненным приоритетом. Верховенство его распространяется на все без исключения нормативно-правовые акты, включая законы, издаваемые субъектами Федерации. Последние могут принимать свои законы, относящиеся к предметам совместного ведения, только в случае отсутствия соответствующего федерального закона. С изданием такого акта законы субъектов Федерации теряют юридическую силу.
Широкое, конституционно-правовое
закрепление, помимо названных принципов
российского федерализма, получил
также принцип равноправия и
самоопределения народов в
Принцип равноправия народов, проживающих на территории России, осуществляется во всех без исключения сферах жизни общества и деятельности государства. Конституция РФ гарантирует всем народам свободное развитие их культуры, исторических и национально-этнических обычаев, традиций, сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Особое внимание при этом уделяется гарантиям прав коренных малочисленных народов «в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации» (ст. 69).
Самоопределение народов осуществляется в самых различных формах, включая автономную область, автономные округа, края, области и др. Конституционно-правовой статус России как федеративного государства определяется Конституцией РФ и конституционными законами, изданными на ее основе и в ее развитие, а детализируется и реализуется с помощью текущего (обычного) законодательства. Важное значение для конституционно-правового статуса России имеет также Федеративный договор от 31 марта 1992 г., применяемый в той части, которая не противоречит Конституции РФ, и Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.
Основными чертами и особенностями Российской Федерации, отраженными в ее конституционно-правовом статусе, являются следующие.
Во-первых, наличие у нее государственного суверенитета, который проявляется в верховенстве государственной власти и исходящих от нее законов внутри государства и ее независимости вовне, в отношениях с другими государствами.
Во-вторых, наличие территории,
которая включает в себя территорию
субъектов Федерации, внутренние воды
и территориальное море, а также
воздушное пространство над ними.
Согласно Конституции Российская Федерация
обладает, кроме того, суверенными
правами и «осуществляет
Вопросы, касающиеся Государственной
границы России, регулируются специальным
Законом о Государственной
В-третьих, обладание Российской
Федерацией собственностью, которая
существует и функционирует наряду
с другими формами
В-четвертых, наличие в Российской Федерации института гражданства, которое, согласно Конституции, приобретается и прекращается только в строгом соответствии с федеральным законом. Гражданство РФ является «единым и равным независимо от оснований приобретения» (п. 1 ст. 6). Каждый гражданин России обладает всеми конституционными правами и свободами и несет равные, предусмотренные Конституцией РФ обязанности. Граждане России не могут быть лишены своего гражданства или права изменять его.
В-пятых, существование в пределах Федерации единой правовой системы и единого правового пространства. Это вовсе не исключает, а, наоборот, предполагает формирование и функционирование в пределах территории субъектов Федерации отдельных локальных правовых систем, а в рамках различных муниципальных образований — системы локальных правовых актов.
В-шестых, обращение на всей
территории Российской Федерации единой
денежной единицы, в качестве которой
выступает рубль. Согласно Конституции
денежная эмиссия в стране осуществляется
исключительно Центральным
В-седьмых, отнесение к
сфере исключительного ведения
Российской Федерации ключевых вопросов
государственной и общественной
жизни страны. В практическом плане
это означает, что решение данных
вопросов, включая издание
К исключительной компетенции Российской Федерации относится также решение вопросов, касающихся установления правовых основ единого рынка, финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования; основ ценовой политики, федеральных экономических служб, включая федеральные банки, федеральных энергетических систем, ядерной энергетики, федерального транспорта, путей сообщения, информации, связи и др. Полный перечень вопросов, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации, содержится в ст. 71 Конституции.
Кроме названных России как федеративному государству в целом свойственны и другие черты и особенности. Среди них такие, в частности, как наличие общего для всех российских граждан государственного языка, каковым является русский язык; установление единой для всей страны федеральной государственной службы; наличие официальных атрибутов Российской Федерации в виде государственного флага, герба и гимна; и др. В основе конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации лежит ряд положений Конституции РФ, касающихся федеративного устройства России и характера ее взаимоотношений с субъектами Федерации, а также основные законы последних — конституции субъектов РФ и их уставы.
Данный факт закрепляется в Конституции России, где акцентируется внимание на статусе каждого отдельного вида субъектов Федерации (республик и других субъектов) и где в отдельности указывается на то, что отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области.
Конституционно-правовой статус субъекта РФ может быть изменен не иначе как только по взаимному согласию Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом. То же самое касается и границ между субъектами Российской Федерации, которые могут быть изменены только с их взаимного согласия.
Конституционно-правовой статус
субъектов Федерации
Среди общих черт субъектов
РФ следует назвать такие, в частности,
как наличие у каждого из них
своих высших органов государственной
власти, своего административно-
При этом действует конституционно
установленное правило, согласно которому
законы и иные нормативно-правовые
акты не могут противоречить
Информация о работе Форма современного российского государства