Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:14, курсовая работа
Четкого соотношения между типом и формой государства нет. Из-за этого, с одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой стороны государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, уровнем зрелости общества и государственной жизни, целями и задачами, которые ставит перед собой то, или иное государство.
Введение
1. Форма правления
2. Форма государственного устройства
3. Политический режим
Административно-
Так,
например, в США территории штатов,
кроме Коннектикута и Род-Айленда, делятся
на графства. В двадцати штатах графства
подразделяются на низовые административно-
Территории субъектов Российской Федерации делятся на районы, города, села и поселки. В некоторых областях предприняты попытки восстановить существовавшие в России до Октября 1917г. волости и уезды, а сами области и края переименовать в губернии.
Организация России с точки зрения ее внутреннего построения с учетом национальных и территориальных факторов представляется сложной и настолько важной, что от нее в значительной степени зависят настоящее и будущее нашей страны и ее государственности.
До
Октября 1917г. Россия представляла собой
унитарное государство, главным
звеном административно-
Все
это с формирующейся культурно-
Революционные события 1917г. охватили все основные сферы российской действительности, всколыхнув мощное национальное движение и активизировав стремление народов к национальной государственности. После установления Советской власти создание федеративного государства, построенного по национально-территориальному принципу, стало государственной политикой.
В январе 1918 г. III Всероссийский съезд Советов принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, согласно которой Советская Российская республика учреждалась на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик, что нашло отражение и в Конституции РСФСР 1918 г. В статье II этого Основного Закона говорилось о том, что Советы областей, отличающиеся особым бытом и национальным составом, могут объединиться в автономные областные союзы, которые входят на началах федерации в РСФСР. Так была заложена правовая основа для создания федерации по национально-территориальному принципу.
Русский народ не имел своей собственной государственности, предполагалось, что ею является вся Российская Федерация, в границах которой в качестве ее субъектов образуются автономии. В таком виде Российская Федерация в 1922 г. объединилась с другими республиками в Союз ССР.
С прекращением в 1991 г. существования СССР в Российской Федерации активизировались процессы суверенизации Автономные республики отказались от статуса автономий и приняли Декларацию о государственном суверенитете, автономные области (за исключением Еврейской) провозгласили себя республиками, некоторые автономные округа ставят вопрос о выходе из состава краев и областей, о преобразовании их в республики.
Неоднозначные процессы идут в исконно русских регионах — краях и областях. Стремление к самостоятельности национальных районов, жизненные реальности побудили и их поставить вопрос об изменении своего статуса, что привело к признанию краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга субъектами Федерации.
Таким образом, Российская Федерация в настоящее время строится по национально-территориальному и территориальному принципам. Первый положен в основу формирования республик и автономий, второй — краев, областей, городов федерального значения как субъектов Федерации.
Разновариантный характер субъектов Федерации, ее асимметричность требуют четкого, в первую очередь правового, механизма функционирования государственных структур различных уровней, отлаженности системы федеральных связей. Российская Федерация формировалась как федеративное государство на основании закона. Лишь одна автономная республика вступила с Россией в договорные отношения. 20 марта 1919 г. было подписано Соглашение центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономии Башкирии. Создание в 1922 г. Союза ССР было юридически закреплено договором.
Договорный характер регулирования федеративных отношений был использован в 1992 г. для разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов Российской Федерации Но этим договором Федерация не создавалась, им лишь упорядочивались отношения внутри ее Две республики (Татарстан и Чечня) Федеративный договор в 1992 г. не подписали. Но переговорный процесс продолжался, и в 1994 г был подписан договор Российской Федерации и Республики Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочии
Россия многонациональна и федеративна. Это положение должно лежать в основе российской государственной политики Учет особенностей республик и регионов, наделение их равными социально-экономическими, бюджетно-финансовыми и иными, связанными с собственностью и рыночными отношениями, правами позволит при сохранении многообразия добиться единства по важнейшим стратегическим направлениям, определяющим облик общества, благополучие его народов Возможно, наряду с национальной автономией, созданной по национально-территориальному принципу, образование территориальных автономий, основанных по воле населения и его исторически сложившейся культурно-этнической общности (казачества, например), где это не ущемляет интересов других народов.
Вместе с национальной и территориальной автономией в Российской Федерации широкое распространение может получить культурно-национальная автономия (немцы Поволжья и других регионов) с тем, чтобы учесть и сбалансировать интересы различных народов.
Все
это призвано способствовать укреплению
российской государственности, объединившей
в федерации многие народы исторические
судьбы которых нерасторжимы.
Вот и перечислены все составляющие, которые формируют единую форму государства. Однако они характеризуют государство лишь со стороны его структуры, забывая при этом о содержании власти. Именно поэтому политический режим если и не входит непосредственно в структуру формы госугарства, то ноходится очень близко от нее и на нем стоит остановиться подробнее.
Политический режим
- содержание власти, выраженное в средствах
и способах властвования, в характере
власти - демократическом или
Поэтому категория политического режима не говорит о государстве - монархии или республике, а о самом существе власти, о средствах и способах властвования словом, о власти демократической и недемократической, авторитарной.
Понятие "политический режим" включает не только государства, но и политическую систему в целом, а значит, и все общество. В соответствии с этим, различают демократическое общество, то есть общество, в котором существует демократический политический режим, и недемократическое общество, которому соответствует авторитарный политический режим.
Следовательно, существует
два основных типа политических режимов:
демократический и
Такое же деление, соответствующее особенностям политического режима, можно провести и в отношении государства. Поэтому можно говорить о существовании демократического и недемократического государства.
Демократическое государство - государство, в котором органы власти имеют народный мандат. Центральное место среди них занимают органы, непосредственно избираемые народом (Президент, парламент и т. д.); компетенция, объем, пределы власти каждого органа строго регламентируются законом. Также может широко использоваться такой институт непосредственной демократии, как всенародное голосование (референдум). В обществе утверждается верховенство права и независимое правосудие, все граждане имеют гарантированные государством и защищенные судом неотъемлемые права и свободы. В демократическом государстве и, соответственно, в обществе допускается свободомыслие, свободное вероисповедание, отсутствует цензура, расовая или национальная дискриминация, то есть все то, что составляет жизнь нормального гражданское общества.
Авторитарное государство - государство, в котором государственная власть, не имеющая непосредственного мандата народа, хотя
и определяется законом,
но произвольно осуществляется ограниченным
кругом властвующих органов и
лиц с помощью прямого
Тоталитарное государство
- государство, в котором административное
управление строится на началах всевластия;
оно не определяется законом. Из жизни
общества исключаются права человека
и независимое правосудие; все общество
попадает под тотальный контроль государства
и его подразделений: управленческого
административного аппарата, вооруженных
сил, карательных учреждений. В обществе
осуществляется беспрепятственное подавление
личности. Исключается всякое инакомыслие,
все общество вынуждено занимать ту позицию,
которую предлагает официальная идеология
и пропаганда.
Серьезные потрясения переживает посттоталитарное национально-государственное устройство. В многонациональных унитарных государствах неизбежное в переходный период ослабление центральной власти и межрегиональных экономических связей вызывает самоизоляцию административных единиц: игнорирование местными руководителями законов и распоряжений правительства, переход в режим натурального хозяйства. Но по мере возникновения рыночных связующих механизмов и усиления новых государственных структур эти тенденции ослабевают и государственное единство постепенно восстанавливается.
В
многонациональных федерациях центробежные
процессы осложняются стремлениями наций
к подлинному внутреннему, а часто и внешнему,
самоопределению. Проявляются ранее подавляемые
силой различные (в том числе территориальные)
споры и противоречия. Помочь сохранить
единое государство способно, как это
ни парадоксально, неразбериха в национально
- государственном устройстве - использование
различных политико-правовых режимов
для субъектов, претендующих на разный
уровень самостоятельности: автономия,
федеративные или даже конфедеративные
отношения. Тогда между всеми «самоопределяющимися
регионами» остаются определенные связи,
а главное - снижается опасность военного
разрешения конфликтов.
№ п/п | Понятие | Определение |
В
1 |
Форма правления |
Способ организации
верховной гасударственной |
12 | Форма государственного устройства |
Внутреннее
строение гасударства, способ его |
33 | Форма государства |
Структурный, территориальный и политический способ организации государства, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим |
44 | Монархия |
Форма правления,
при которой верховная |
25 | Республика |
Форма правления, при которой власть принадлежит избранным на определенный срок органам власти |
66 | Унитарное государство |
Государство, на территории которого дествуют единые высшие органы государственной власти и управления, концтитуция, законодательство и судебная система |
77 | Федеративное государство |
Государство, состоящее из нескольких государств или государственных образований |
88 | Государство |
Суверенная политическая организация общества, опирающаяся на публичную власть, которая необходима для выполнения как классовых, так и общечеловеческих задач на определенной территории |
99 | Конфедерация |
Союз сувернных государств, оброзованный для совместного решения политических, экономических или военных задач |
110 | Тоталитарный режим |
Политический режим, характеризующийся сочетанием социальной демагогии с массовыми репрессиями; насаждением культа личности; господством одной идеологии и одной партии; сращиванием государственного и партийного аппарата |