Форма государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы раскрыть характерные черты форм государственного устройства и проанализировать значимость этих форм.
Для написания работы я использовала учебную литературу по курсу «Теория государства и права» и «Конституционное (государственное) право зарубежных стран». В целом, мне хотелось бы отметить, таких авторов учебников как: Марченко М.Н. Корельского В.М. Перевалова В.Д. Хропанюка В. Н. Данные учебные пособия отличает простота и доступность, с которой излагается тема, а также множество приведенных примеров, позволяющих мыслить уже не гипотетически, а основываясь на конкретных фактах.
Теория государства и права выделяет несколько видов территориального (национально-государственного и административно-территориального) устройства государства.

Содержание

Введение
1. Форма государственного устройства
2. Виды форм государственного устройства:
2.1. Унитарная форма государственного устройства
2.1.1. Понятие и характеристика унитарного государства
2.1.2. Унитарное государство
2.2. Федеративная форма государственного устройства
2.2.1. Понятие и характеристика Федеративного государства (деление федерации)
2.2.2. Федеративное государство
2.3. Конфедеративная форма государственного устройства
2.3.1. Понятие и характеристика Конфедерации
2.3.2. Конфедерация
Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 48.37 Кб (Скачать)

По вышеуказанным  вопросам, кроме тех, которые общегосударственными законами передаются в ведение провинций, общин или иных местных единиц, области могут осуществлять административные функции, причем государство может переда­ть областям и другие административные функции. Область осуществляет все эти функции, как правило, через провинции, общины или иные местные единицы.

Областям гарантируется  финансовая автономия, но запрещается  чинить препятствия свободному передвижению лиц и вещей, профессиональным и  иным занятиям граждан.

Каждая область  имеет устав (статут), кото­рый в соответствии с Конституцией и законами республики устанавливает нормы, относящиеся к внутренней организации области, осуществлению права инициативы и референдума по законам и административным мероприятиям области, опубликованию областных законов и регламентарных актов. Устав принимается областным советом абсолютным большинством его со­става и утверждается законом республики. Пять областей, наде­ленных особыми формами и условиями автономии, имеют особые уставы, принятые конституционными законами. Здесь.

Области, в свою очередь, имеют децентрализованную струк­туру. Провинции и общины, будучи автономными единицами, в рамках установленных зако­нами республики принципов, обеспечивают государственную и областную децентрализацию. Для дальнейшей децентрализации территория провинций может разделяться на округа с исключи­тельно административными функциями (т.е. там нет органов самоуправления, и действуют назначенные провинциальными властями администраторы).

Относительно децентрализованными  унитарными государствами являются такие, в которых высшие территориальные  единицы носят исключительно  или главным образом административный характер, а самоуправляются лишь низовые единицы.

Например, Конституция  Республики Болгарии 1991 года устанавливает: "Республика Болгария является единым государством с местным самоуправлением. В ней не допускаются автономные территориальные образования". Нетрудно видеть, что последняя норма направлена против возможных намерений компактно  проживающего и растущего турецкого  меньшинства. Но независимо от этого  не слишком точного конституционного положения (местное самоуправление по определению предполагает территориальную  автономию), Конституция характеризует  общину как основную административно-территориальную  единицу, в которой осуществляется местное самоуправление. Что же касается единиц высшего уровня — областей, то это — административно-территориальная  единица для проведения региональной политики, осуществления государственного управления на местах и обеспечения  соответствия между национальными  и местными интересами, а поэтому  управление в области осуществляется областным управляющим с помощью  областной администрации. Областной  управляющий назначается Советом  министров и обеспечивает проведение государственной политики, отвечает за защиту национальных интересов (о  согласовании с местными уже речи нет), законности и общественного  порядка, осуществляет административный контроль.

Наконец, централизованные унитарные государства — это  те, в которых нет местной автономии  вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху админис­траторы. Это государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Тропической Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. Впрочем, сейчас редко можно встре­ть государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах единоличных партийных руководителей, которые, в свою очередь, находятся под жестким контролем центральной партийной власти.

Унитарное государство  можно рассмотреть на примере  Франции:

           Франция - унитарное государство,  и проблема  сосуществования государственных  и местных интересов решается  на основе принципов деконцентрации и децентрализации. Особенность построения власти и самоуправления Франции заключается в том, что одна и та же территория (департамент, регион или коммуна) одновременно имеет разный статус. Департамент (регион, коммуна) является и государственным административным округом, возглавляемым префектом, и территориальным самоуправляющимся коллективом, наделенным собственной компетенцией и возглавляемым собственными выборными органами.

         Децентрализация основана на  соблюдении двух условий. Во-первых, на признании и законодательном  закреплении факта существования  интересов, отличающихся от государственных. Это касается региона, департамента и коммуны. Во-вторых, на законодательном закреплении независимости органов местной власти от государственных органов в части принятия решений, распоряжения средствами и имуществом. Это обеспечивается выборностью местных органов власти.

         Местные органы власти и управления  не входят в государственную  вертикаль и в рамках установленной  законом компетенции самостоятельны  в решении местных вопросов. За  каждым территориальным самоуправляющимся  коллективом закреплен "представитель  государства". Он осуществляет  контроль в отношении актов  местных властей, который называют  контролем законности.

    Территориально- самоуправляющие коллективы:

       а) регионы:         Регион одновременно осуществляет  функции государственного уровня  управления - административного округа. Как таковой он возглавляется  префектом региона. Префект региона  - высшее должностное лицо региона,  подчиненное правительству и  президенту Франции, представляющее  на территории региона государственную  власть и являющееся прямым  представителем премьер-министра  и министров Франции. Префекты  обязаны быть лояльными к государству,  поскольку являются политическими  служащими.

        в) коммуна:   Коммуна - естественное  объединение граждан (собственников), образующих на определенной территории  сообщество, возглавляемое собственными  избранными властями, уполномоченными  осуществлять компетенцию, доверенную  законом Франции. Коммуна - юридическое  лицо. В настоящее время насчитывается  более 36 700 коммун.

         Важнейшими атрибутами коммуны  являются название, территория и  население. Изменение названия  происходит по установленной  процедуре и вступает в силу  после издания правительством  специального декрета. Территориальные  границы коммун, численность населения  устанавливаются декретом и имеют  большое значение для коммуны:  в соответствии с численностью  государство фиксирует размеры  дотаций, нормы для выборов  муниципальных советников и другие  моменты.

        Вопросы, входящие в компетенцию  коммуны, перечислить довольно  сложно, поскольку отсутствует четкое  определение понятия "местные  дела" и государство само решает, что относится к этой категории.

        Функции, выполняемые государством:

        а) Источники финансирования. Финансовые  источники деятельности местных  властей имеют разное значение  в зависимости от уровня системы  разделения властей во Франции.

       б) Контрольные функции. Контроль  со стороны государственной администрации  является важнейшим элементом  децентрализации власти: передача  территориальным коллективам функций,  исполняемых ранее централизованно,  переподчинение органов исполнительной  власти местным выборным органам,  плохо подготовленным к реализации  управленческих задач, - все это  вызвало необходимость активного  присутствия государства на всех  уровнях системы разделения властей.

        Подводя итог вышесказанному, можно  заключить, что « … унитарное  государство – это единое государственное  образование. Государство при  этом делится лишь на административно-территориальные  части. Для такого государства  характерно существование общих  для всей страны высших органов  государственной власти и управления, единой судебной системы и  конституции». Унитаризм вызывался  потребностями единого рынка,  удобствами осуществления государственной  администрации и не ставился  в связь с национально-этнической  или расовой структурой населения.  Подавляющее большинство современных  унитарных государств – государства  мононациональные.

        Однако существуют и исключения  из этого правила. Это приводит  к конфликтам на межнациональной  основе, которые могут продолжаться  на протяжении множества веков.  Например, Великобритания с Северной  Ирландией или Испания. Так  же в унитарном государстве  не должно быть поглощения  государственной властью местного  самоуправления, командования муниципалитетами  и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.        Федеративная форма государственного  устройства

2.2.1.  Понятие и  характеристика Федеративного государства

(деление федерации) 

Федеративное государство (федерация) - форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные  единицы (субъекты федерации) имеют  собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Данная форма государственного устройства является также следствием добровольного  объединения нескольких ранее самостоятельных  государственных образований в  одно союзное государство. Основываясь  на этом определении федеративного  государственного устройства и учитывая всю его неоднородность в различных  странах, можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, характерные  для большинства из них:

*          территория федерации состоит  из территорий ее отдельных  субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.;

*          верховная законодательная, исполнительная  и судебная власть принадлежит  федеральным государственным органам.  Компетенция между федерацией  и ее субъектами разграничивается  союзной (федеральной) конституцией;

*          субъекты федерации обладают  правом принятия собственной  конституции, имеют свои высшие  законодательные, исполнительные  и судебные органы;

*          существует единое союзное гражданство  и гражданство федеральных единиц;

*          основная общегосударственная деятельность  осуществляется союзными государственными  органами, которые официально представляют  федерацию в межгосударственных  отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия  и др.).

Всего федеративных государств – двадцать два. В Европе – это ФРГ, РФ, Австрия, Бельгия, Швейцария и Югославия; в Азии – это Индия, Малайзия, ОАЭ и Пакистан; в Америке – это США, Канада, Мексика, Аргентина, Бразилия и Венесуэла; в Океании – это Австралия и Папуа-Новая Гвинея. Федеративными являются и некоторые страны Африки: Коморские острова, Нигерия, Эфиопия. Необходимо отметить, что Канада и Швейцария официально называются конфедерациями, но фактически являются федеративными государствами. Официальное же название  дань традиции.

Федерации можно  классифицировать в зависимости  от того, какое значение в них  играет национальный фактор. Так одни федерации построены по национальному  признаку, другие – на национально-территориальной  основе, третьи  на чисто территориальном  принципе.

Из существующих сейчас в мире федераций на этнической основе построены только две: Бельгия  и Югославия. Большинство же федераций  мира основаны не для решения национальных вопросов, а в качестве формы децентрализации  государственной власти. Правда, некоторые  субъекты этих федераций включают районы, в которых проживает этнически  обособленное население. Такие федерации  можно определить, как национально-территориальные.

Все другие федеративные государства созданы на территориальной  основе. Это, как правило, страны с  многонациональным населением, либо страны, в которых имеющиеся этносы не составляют компактных групп, либо страны, территориальное устройство которых построено так, чтобы  ни в одном субъекте федерации  не доминировала никакая этническая общность.

Итак,  в зависимости  от признаков построения федераций  их можно подразделить на:

*          территориальные (союзное государство);

*          национальные (союз государств);

·                    территориально-национальные.

Территориальная федерация

 Территориальная  федерация характеризуется значительным  ограничением государственного  суверенитета субъектов федерации:

*       центральная власть обладает  верховенством по отношению к  высшим государственным органам  членов федерации. Конституционные  нормы устанавливают перечень  вопросов, по которым только союз  может издавать нормативно-правовые  акты, а оставшиеся вопросы находятся  в ведении законотворческих органов  субъектов федерации. Например, в  США исключительная компетенция  союза - международная и внешняя  торговля, чеканка монеты, объявление  войны, набор и содержание армии,  учреждение судов и др., а в  компетенции штатов - проведение  выборов, внутренняя торговля, здравоохранение,  изменение конституций штатов, их  органов власти и управления  и др.

*       субъекты федерации конституционно  лишены права прямого представительства  в международных отношениях;

*       конституционное законодательство  не предусматривает, а иногда  и запрещает субъектам федерации  односторонний выход из союза;

Информация о работе Форма государственного устройства