Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:16, курсовая работа
В теории государства и права, равно как и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства. Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки.
Государство - это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние и внешние, которые взаимосвязаны и взаимозависимы.
Введение.
В теории государства и права, равно как и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства. Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки.
Государство - это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние и внешние, которые взаимосвязаны и взаимозависимы.
В различных странах государственные
формы имеют свои особенности, характерные
признаки, которые по мере общественного
развития наполняются новым содержанием,
обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии.
Вместе с тем форма существующих государств,
особенно современных, имеет много общих
признаков, позволяющих дать определение
каждому элементу формы государства. С
развитием юридической науки произошла
систематизация проявления признаков
государства, и его форма стала рассматриваться
как единство формы правления, формы государственного
устройства и политического режима. Это
и есть те три составляющие, которые образуют
форму государства. Таким образом, целью
написания данной курсовой работы является
изучение одной из важнейших тем теории
государства и права – формы государства,
ее составных частей по отдельности и
в целом, во всем многообразии ее составляющих.
Глава I. Форма государства: понятия, элементы.
1.1 Понятие формы государства.
Форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.
Формы государства, также, как его сущность
и содержание, никогда не оставались и
не остаются раз и навсегда установленными,
неизменными. Под влиянием множества экономических,
социально-политических, идеологических
и иных факторов они всегда изменялись
и развивались. Постоянно менялось и представление
о них.
Аристократия, приводящая к появлению частной собственности на землю и превращению свободных людей в рабов, может вырождаться в так называемую тимократию. Последняя, представляющая собой критско-спартанский тип государства, господство наиболее сильных воинов, может постепенно превращаться в олигархию. Олигархия же, как строй, основанный на имущественном цензе и власти немногих богатых, — в демократию. Наконец, демократия, как власть народа и для народа, в силу опьянения последнего свободой сверх меры, в "неразбавленном виде" может вырождаться в свою противоположность — тиранию. Это — самая худшая форма государства, при которой безраздельно господствуют произвол, насилие, бесправие широких масс.1
О
многообразии форм государства развивал
свои взгляды и Аристотель — ученик
Платона. Рассматривая форму государства
как систему, олицетворяемую верховной
властью в государстве, Аристотель определял
ее в зависимости от числа властвующих,
как монархию, аристократию или демократию.
Эти формы государства считались им "правильными",
ибо в них просматривалась общая польза
правителей. Каждая из данных "правильных"
форм могла легко искажаться и превращаться
в соответствующие "неправильные"
формы — тиранию, олигархию или охлократию.
Цицерон (106-43 гг. до н. э.), например, выделял,
в зависимости от числа правителей, три
простые формы государства (царскую власть
— монархию, власть оптиматов — аристократию,
а также народную власть - демократию)
и смешанную форму.
Политический же режим характеризует как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приёмов и методов государство выполняет своё социальное назначение - обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, классовые задачи.
Близкими по содержанию, но не совпадающими являются категории механизма государства и формы государства. Отдельные авторы определяют эти категории как систему, совокупность государственных органов и тем самым дают повод для их отождествления.2 Механизм государства действительно представляет собой совокупность государственных органов необходимых для осуществления внутренних и внешних функций. А форма государства дает характеристику не столько с точки зрения системы органов, сколько с позиций способов и принципов образования государственной власти, взаимоотношение ее с населением.
Указанное
понимание формы государства сложилось
не сразу. Долгое время ее считали состоявшей
из формы правления и формы государственного
устройства, к которым в последствии добавлялись
политический режим, политическая динамика.
В ходе дискуссии в научной литературе
высказывались различные мнения, отдававшие
приоритет тем или иным отдельным аспектам
синтетического понятия «форма государства».
Так или иначе, сегодня наиболее распространенной
является концепция организации государственной
власти, заключающейся в единстве трех
элементов - правления, государственного
устройства и политического режима.
Глава II. Форма (государственного) правления.
2.1 Понятие формы правления.
Под формой правления подразумевают организацию
верховной государственной власти, в особенности
высших и центральных ее органов, структуру,
компетенцию, порядок образования этих
органов, длительность их полномочий,
взаимоотношения с населением, степень
участия последнего в их формировании.
Форма правления является ведущим элементом
в форме государства, трактуемой в
Форма правления – особая организация власти, характеризуемая ее формальным источником. При монархической форме правления источником государственной власти является монарх, а его власть передается по наследству. При республиканской форме правления источником власти является народное большинство, а высшие органы власти избираются населением на определенный срок.3
2.2 Виды форм правления.
1) Монархия (от греческого: «монос» – один, «архе» - власть и означает «единовластие») – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (короля, царя, шаха, императора и т.д.).
Монархии подразделяются на абсолютные (неограниченные) дуалистические, или конституционные (ограниченные).
Абсолютная монархия характеризуется
рядом отличительных особенностей. Во-первых,
верховная власть принадлежит единоличному
главе государства. Она ничем не ограничена
и не распределена между другими субъектами.
Монарх лично осуществляет законодательную,
исполнительную и судебную
Из особенностей абсолютной монархии в дуалистической монархии в чистом виде сохраняется наследственный порядок передачи власти пожизненное обладание ею. Все остальные признаки претерпевают более или менее существенные изменения. Главное отличие состоит в том, что власть монарха ограничена каким-либо представительным органом. Так в сословно-представительной монархии власть монарха ограничивалась Земским Собором в Росси. Генеральными штатами во Франции (1302-1789). При этом степень ограничения была невысокой. Они созывались монархом для получения согласия на решение тех или иных вопросов, например, сбор налогов. В дуалистической монархии – монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное только перед ним, а законодательная власть юридически принадлежит парламенту, подчиненному монарху. (Германия,1871-1918) Вместе с тем, дуалистическая монархия все же оставляет за монархом огромную власть. Ограничение полномочий монарха касается почти исключительно законодательной работы. В деле же управления он, как и в абсолютной монархии, неограничен. Власть короля по-прежнему считается «данной от Бога» и независимой от народа.
В парламентарных монархиях (современные Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция) назначенные главой государства министры зависят от вотума доверия парламента, монарх имеет право отлагательного вето, лишь в отдельных случаях, предусмотренных законом, распускает парламент. Правовое положение монарха существенно ограничено. Даже частные вопросы государственной жизни, например, помилование преступника, не могут быть решены без согласия парламента. Парламент регулирует личную жизнь монарха (брак, дворцовая служба и т.д.). Складывается положение, известное по формуле: «царствует, но не управляет».
2) Республика (от латинского – «государственные, общественные дела») – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от воли избирателей или представительного органа. Например РФ – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.6
В отличии от монархии, при республиканской форме правления единственным источником власти по закону является народное большинство. Само происхождение термина «республика» связано с народом. «Respublica est res populi», - подчеркивал Цицерон, считая государство «делом народа».
Признаки республики: