Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 11:55, курсовая работа
Целью курсовой работы – рассмотрение формы государства, раскрыть виды форм государства, отличия и как они работают в современном политическом мире.
Задачами являются категории: 1) дать общую характеристику форм государства; 2) формы государственного устройства; 3) политический режим.
Среди
зарубежных стран наиболее отчетливо
элементы союза характерны для Европейского
Союза (ранее — Сообщества). В
состав союза входит 15 суверенных государств.
Союз имеет Европарламент, члены которого
теперь избираются прямым голосованием
избирателей в государствах-членах по
избирательным округам, каждое государство
имеет определенное число избирательных
округов в основном в пропорции к численности
населения (ранее, члены Европарламента
избирались косвенными выборами — парламентами
отдельных государств). Среди органов
Союза есть Совет министров, другие органы,
некоторые из них могут принимать решения,
обязательные для государств-членов. По
ряду вопросов принимаются европейские
правовые акты, которые имеют обязательную
силу. Некоторые из них действуют непосредственно
в государствах-членах. Другие акты обязывают
государства-члены привести внутреннее
законодательство в соответствие с актами
Европейского союза. В 2002 г. в Европейском
союзе была введена общая денежная единица
– евро. В теории государства и права
Европейский Союз понимается по-разному,
как союз и, как сообщество. Я считаю, что
его лучше отнести к союзу, потому что
государства в Европейском Союзе объединены
едиными органами власти, также единой
денежной валютой.
3.4.
Автономия.
Среди трех основных видов форму государственного устройства стоит выделить автономию, как отдельное государственное образование. Слово “автономия” (греч. – свой закон) обозначает самостоятельность, самоуправление. В современном понимании автономия — это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции, Азорские острова в Португалии). В зависимости от объема полномочий существуют две формы территориальной автономии: административная (местная) и политическая (законодательная). В законодательной автономии ее органы имеют право издания местных законов по строго определенным вопросам, точно зафиксированным в конституции либо иных законах государства. Административная же автономия не обладает правом издавать собственные местные законы, а может издавать только постановления и иные нормативные акты), однако по сравнению с обычными административно - территориальными единицами наделена некоторыми дополнительными правами (например, в Китае такие автономии могут участвовать во внешнеэкономических отношениях с другими государствами).
Форма государственного устройства тесно связана не только с публичной властью, но и с еще одним существенным свойством государства – территориальной организацией населения. При всей кажущейся абстрактности форма государственного устройства самым непосредственным образом касается, а то и напрямую определяет объем и качество прав и свобод граждан (подданных). Вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование; напротив, неверно найденные формы устройства государства, не отвечающие его характеру и задачам, могут стать одной из причин его распада.
Один из важнейших вопросов при любой
форме государственного устройства –
это распределение полномочий между центром
и периферией, создание условий и механизмов,
позволяющих минимизировать межэтнические
и межрегиональные конфликты, обеспечить
социально-экономические и политико-правовые
стимулы для отдельных регионов, которые
бы закрепили их в составе государства
и тем самым сохранили стабильность и
целостность последнего.
4.
Форма государственного
политического режима.
С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.
Политический режим — это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом (18).
Политический режим, прежде всего, зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала.
В каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, результатом такого согласия является стабильный политический режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.
При демократическом режиме высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества. Крайне недемократическим является тоталитарный фашистский режим, когда власть переходит в руки реакционных сил, осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и никем не защищаются, в обществе царят произвол и беззаконие.
Таким образом, изучение методов и способов, с помощью которых государство управляет проживающими на его территории людьми, т.е. политического режима, становится также объективно необходимым для постижения формы государства.
Теория государства и права выделяет несколько
основных видов политического режима,
которые применялись в многовековой истории
государственности. Эти виды представляют
собой широкий диапазон между авторитарным
и демократическим режимами.
4.1.
Деспотический режим.
Деспотический режим (греч. – despotia - неограниченная власть) (19). Этот режим характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом. Деспотии возникли в древности и характеризовались крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами: Нерон), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Для многих государств азиатского способа производства с их общественной, государственной собственностью, принуждением к труду, жесткой регламентацией труда, распределением его результатов, завоевательными, имперскими тенденциями деспотический режим становился типичной формой осуществления власти. В деспотическом государстве доминируют карательная, жесткая налоговая политика по отношению к народу.
При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают воображение своей суровостью, причем, как правило, они не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Жесткое подавление применяется весьма широко.
Деспотический
режим встречался в основном на Ближнем
Востоке, в странах Азии, Африки, Южной
Америке.
4.2.
Тиранический режим.
Тиранический режим - также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. В тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех жестких способов: осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет; захватчики широко используют и принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Тиранические режимы можно наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах.
Тирания,
как и деспотия, основана на произволе.
Однако если в деспотии произвол и
самовластие обрушиваются, прежде всего,
на головы высших должностных лиц,
то при тирании им подвержен каждый
человек. Законы не действуют, поскольку
тираническая власть в большинстве своем
не стремится их создать.
4.3.
Тоталитарный режим.
Тоталитарный режим является, как правило, порождением ХХ в., это фашистские государства, социалистические государства периодов “культа личности”.
Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроницающая власть.
Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа в большинстве случаев харизматическим.
Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить или уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты. Кроме того, осуществляется демагогическая ориентация всех членов общества на якобы имевшие место выдающиеся достижения правящей партии. Монополия на информацию делает это осуществимым.
В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива не поощряется, а строго наказывается.
Центром тоталитарной системы является вождь. Его фигура становится сакральной для всех. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается.
При тоталитаризме
устанавливается полный контроль над
всеми сферами жизни общества.
Государство стремится
Тоталитарное государство выступает против экономически и соответственно политически свободного человека, всячески ограничивает предприимчивость работника.
Милитаризация - также одна из основных характеристик тоталитарного режима. Идея о военной опасности становится необходимой для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем.
Государство при тоталитаризме берет как бы на себя заботу о каждом члене общества.
Тоталитарные режимы существовали в фашистских
государствах, в некоторых африканских
и других странах с пожизненными президентами,
в условиях военных режимов.
4.4.
Фашистский режим.
Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью.
Фашизм, как правило, основывается на националистической, расисткой демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они, в конечном счете, должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим - это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям, прежде всего своего народа (20).
Для фашистского режима характерны опора на круги крупного капитала, слияние государственного аппарата с монополиями, военно-бюрократический централизм, который ведет к упадку роли центральных и местных представительных учреждений, рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной власти, сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом, вождизм. При фашизме происходит разрушение общечеловеческих ценностей, растет произвол, упрощаются карательные процедуры, ожесточаются санкции и вводятся превентивные меры, разрушаются права и свободы личности, увеличивается число деяний, признаваемых преступными. Государство при фашизме неимоверно расширяет свои функции и устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни.