Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 01:18, курсовая работа
Ведущим элементом в форме государства, трактуемом в широком смысле, является форма правления.
Целью курсовой работы - рассмотрение формы государства, раскрыть виды форм государства, как они работают в современном политическом мире.
Задачами являются категории: 1) дать общую характеристику форм государства; 2) формы государственного правления; 3) формы государственного устройства; 4) политический режим.
Введение
Понятие и сущность формы государства.
Форма государственного правления.
Формы государственного устройства.
Политический режим.
Конституционно - правовая характеристика ПМР.
Заключение
Список литературы
Тираспольский юридический институт МВД ПМР им. М.И. Кутузова
Кафедра: Государственно-правовых дисциплин
Курсовая работа
по дисциплине: Теория государства и права
Тема: Форма государства и его конституционно-правовая основа.
Руководитель:
Преподаватель кафедры Государственно-
Правовых дисциплин.
Майор милиции Чистякова Н.А.
Дата защиты «___» _________ 2013 г.
Оценка: _____
Выполнил:
Студент 1 курса
2 уч. группы заочного обучения
Градинар Владимира Петровича
с. Парканы ул. Мичурина д.11
дом. тел. 055731230
Тирасполь 2013
План:
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Государство - политическая организация непосредственного осуществления государственной власти. Его сущностная характеристика дает ответ на вопрос, кому принадлежит эта власть, каковы социальные силы, которые ее осуществляют.
Форма государства
- это ответ на вопрос, как практически
организованно использование
Проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практическо-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Поэтому проблема формы государства имеет и весьма существенный политический аспект.
Многообразие форм
государства, их развитие
Во всех подходах к формам государства подчеркивалось значение классовой сущности государства, соотношения классовых сил в обществе, их борьбы. Формы государства и их динамика рассматривалась как проявление, итоги этой борьбы.
Форма государства, то есть устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении синтезируется из трех основных элементов, а именно: формы (государственного) правления, формы (государственного) устройства, формы (государственного) политического режима.
Ведущим элементом в форме государства,
трактуемом в широком смысле, является
форма правления.
Целью курсовой работы - рассмотрение формы государства, раскрыть виды форм государства, как они работают в современном политическом мире.
Задачами являются категории: 1) дать общую характеристику форм государства; 2) формы государственного правления; 3) формы государственного устройства; 4) политический режим.
Курсовая работа состоит из введения, пяти вопросов основной части, заключения и списка использованной литературы.
1. Понятие и сущность формы государства.
Государство в узком смысле – это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство – качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.1
В Конституции государства
закрепляются основные конституционно-правовые
его характеристики. К основополагающим
конституционно-правовым характеристикам
государства относятся его
Форма государства – это его устройство, характеризующее способы организации высших органов государственной власти, территориальной организации государства и осуществления государственной власти.2
Другими словами, форма государства – это организация государственной власти в единстве трех форм:
- правление;
- государственное устройство;
- политический режим.
Форма правления - это организация высшей власти в государстве, то есть как устроены и действуют властные структуры.3 Форма правления дает ответ на вопрос: кто и каким образом правит в государстве?
Форма государственного устройства - это способ территориальной организации
государственной власти.4 Форму государственного устройства
характеризует административно-
Форма политического режима представляет собой совокупность способов и средств осуществления государственной власти.5 Политический режим определяет содержание власти, её характер, взаимоотношения власти с населением.
Форма государственного правления – это элемент формы государства, который выражает способ организации высших органов власти.6
По
форме правления различают
Монархия – это форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит представителю правящей династии – монарху.7
Монархическая власть отличается порядком своей легитимации (утверждения): власть передается по наследству в бессрочное и пожизненное владение независимо от воли народа.
Среди монархий выделяют две разновидности:
- абсолютную;
- конституционную.
Абсолютная (неограниченная) монархия – это форма правления единодержавного характера: монарх единолично издает законы, руководит правительством и контролирует правосудие (Россия XVII – XVIII вв., абсолютные монархии эпохи феодализма, из современных – Бруней). Основным признаком абсолютной монархии является неограниченная и ни пред кем неподотчетная власть монарха (это положение зафиксировано в Воинском уставе Петра I). В рабовладельческом государстве монархия зачастую выступает как восточная деспотия, характерными чертами которой являются самовластие и произвол правителей в отношении подвластного населения (Древний Египет).
Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия – это форма правления, при которой глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть (Саудовская Аравия).
Конституционная (ограниченная) монархия представляет собой форму правления, при которой власть монарха ограничена выбранным организмом – парламентом – и особым правовым актом – конституцией, то есть имеет место распределения полномочий верховной власти между единоличным органом – монархом и коллективным органом – парламентом. Конституционная монархия бывает парламентской и дуалистической.
В парламентской монархии законодательная власть принадлежит парламенту. Монарх уже не обладает всей полнотой власти. В ряде случаев монарх сохраняет право назначать и смещать министров. Назначенные им министры зависят от вотума доверия парламента. Монарх обладает правом вето в отношении принятых парламентом законов. Акты монарха подлежат скреплению подписью (контрассигнацией) соответствующего министра, то есть министр принимает на себя политическую и юридическую ответственность за данный акт. Парламент регулирует отдельные вопросы личной жизни монарха (Великобритании, Бельгия, Дания и др.).
Сохранение этой разновидности монархии обусловлено доверием к монарху, верностью традициям и особенностями менталитета, то есть национального мышления.
В дуалистической монархии государственная власть имеет двойственный характер. Монарх выражает интересы феодалов и формирует путем назначения верхнюю палату парламента. Нижняя палата, которая формируется выборным путем, представляет интересы буржуазии (Марокко, Иордания и др.).
Дуалистическая монархия возникает
на стыке двух исторических эпох –
феодальной и буржуазной, когда феодалы
не в состоянии безраздельно управлять
государством, а буржуазия не в
силах взять всю полноту
Республика – это форма правления, при которой верховная власть принадлежит избранным на определенный срок органам власти.8
Истории известны различные республики: античные государства-полисы (Рим, Афины и т. д.); феодальные, к числу которых относятся Новгород и Псков; буржуазные, в которых республиканская форма правления выступает как способ политической организации гражданского общества; социалистические – республика Советов и так называемые страны народной демократии (ГДР, ПНР, ЧССР и др.).
Современные республики делятся на парламентские и президентские. Различие между этими двумя формами проводится по признаку порядка формирования правительства и его ответственности.
Парламентская республика характеризуется верховенством парламента и ответственностью перед ним правительства (Италия, ФРГ, Австрия и др.). Правительство формируется парламентом из числа лидеров партий, победивших на выборах. Формальной особенностью такой республики является наличие должности премьер-министра, которого назначает парламент. Парламент вправе вынести вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену. Это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства. Президент формально наделен большими полномочиями. Осуществить их он может с согласия правительства. Исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу после одобрения правительства или утверждения парламентом.
Президентская республика характеризуется
тем, что президент является самостоятельной
государственной фигурой и
По одной модели президент обладает полномочиями главы государства и главы правительства (США, Мексика, Бразилия). Президент при известном парламентском контроле формирует правительство, ответственное перед ним. Президенту принадлежит право вето на законы, принимаемые парламентом. Он является главнокомандующим и вправе объявить военное либо чрезвычайное положение. Вместе с тем, президент лишен права роспуска парламента, в то время как парламент может отстранить президента от власти путем импичмента, то есть особой процедурой в случае злоупотребления властью, совершения преступления либо грубого нарушения конституции.
По другой модели президент является главой государства, но не имеет статуса главы правительства. При президенте образуется система органов - государственных и общественных, которые содействуют ему в выполнении полномочий главы государства и гаранта конституции.
Некоторые государства имеют смешанные парламентско-президентские формы правления. Такие формы правления имеют свои особенности. Для них характерно сочетание парламентарной и президентской республик. Так, во Франции президент при соблюдении определенных условий может объявить о роспуске Национального Собрания. Президент России, не являясь формально главой исполнительной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики, назначает с согласия Государственной Думы Премьер-министра и принимает решение о его отставке, вправе председательствовать на заседаниях Правительства.
3. Формы государственного устройства
Второй элемент формы
государства – формы
Общая теория права выделяет три формы территориального устройства государства:
- унитарную;
- федеративную;
- конфедеративную.
Унитарное государство
– это государство, на территории которого
действует единое правительство, законодательство
и судебная система при наличии в его составе
административно-
Признаки унитарного государства:
В зависимости от вида контроля различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В первом случае за органами самоуправления регионов осуществляется прямой контроль назначением из центра чиновников. Во втором случае за местными органами осуществляется косвенный контроль и тем самым с учетом национальных особенностей региона допускается определенная автономия. Унитарное государство может быть национальным (Польша, Япония, Гаити) и многонациональным (Китай, Афганистан, Пакистан).
Информация о работе Форма государства и его конституционно-правовая основа