Федеративное устройство России. Принципы федеративного устройства России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 21:35, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей федеративного устройства России.
Объект исследования – особенности федеративного устройства России.
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением особенностей федеративного устройства России.

Содержание

Введение
Основная часть:
Глава 1. Федеративное устройство России:
1.1. Развитие федеративного устройства России
1.2. Федеративное устройство современной России
Глава 2. Принципы федеративного устройства России:
2.1. Верховенство Конституции и федеральных законов
2.2. Равноправие субъектов федерации
2.3. Государственная целостность
2.4. Единство системы государственной власти
2.5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ
2.6. Равноправие и самоопределение народов
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

     2.1. Верховенство Конституции и федеральных законов

     В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 4), «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».

     Верховенство  федеральной Конституции и федеральных  законов на всей территории РФ обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы. Причем понятие «федеральные законы» в контексте данной статьи следует понимать в его широком значении, т. е. и как собственно федеральные законы, и как федеральные конституционные законы.

     Верховенство  федеральных законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение». Из этого  вытекает требование точного соответствия Конституции и федеральным законам  всех нормативных правовых актов, принимаемых  федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Если же противоречие обнаруживается, то применяется норма Конституции или федеральный закон. Акты, не соответствующие им, подлежат в установленном порядке опротестованию, приостановлению, отмене. Как следует из смысла данной статьи Конституции, это правило действует на всей территории Российской Федерации.

     В ч. 1 ст. 76 говорится, что «по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации».

     Ч. 5 ст. 76 Конституции РФ устанавливает  гарантии и пределы действия и применения федеральных законов, а также законов и иных актов субъектов Федерации, изданных по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В данной статье указано, что «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон».

     Из  данного положения вытекают два  практических последствия.

     Во-первых, любой акт субъекта Федерации, в  том числе и закон республики в составе Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, изданному по предметам исключительного ведения Российской Федерации и ее совместного ведения с субъектами Федерации, не подлежит применению, так как согласно Конституции в этом случае действует федеральный закон.

     Во-вторых, приоритет федерального закона относится  также и ко всем иным нормативным правовым актам, изданным в Российской Федерации; актам федеральных органов – Правительства, федеральных министерств, государственных комитетов и иных ведомств, поскольку они также изданы в Российской Федерации.

     Из  данной формулы вытекает то, что приоритет федерального закона распространяется и на указы Президента Российской Федерации, поскольку его указы и распоряжения не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ч. 3 ст. 90).

     Ч. 6 ст. 76 устанавливает важную гарантию приоритета нормативного правового акта субъекта Федерации в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с ч. 4 той же статьи. Это означает, что при наличии такого противоречия действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

     Такого  ясного признания приоритета не только законов, но и иных актов (например, уставов) субъектов Федерации не содержалось в текстах прежних  российских конституций. Признание приоритета актов субъектов Федерации по вопросам их собственного регулирования полностью соответствует ст. 73 Конституции и юридически гарантирует положение о том, что субъекты Федерации вне пределов, указанных в данной статье, «обладают всей полнотой государственной власти».

     Разумеется, и по этим вопросам возможны споры  о компетенции в Конституционном  Суде Российской Федерации, однако такие  споры могут разрешаться только с сохранением приоритета действия нормативного акта субъекта Федерации  вне пределов ведения Российской Федерации и ее субъектов, указанных в ч. 4 ст. 76 Конституции.

     Следует также добавить, что индивидуальные правовые акты должны соответствовать  нормативным, а если федеральный  закон имеет приоритет перед  тем или иным нормативным актом, то ему должен соответствовать и ненормативный акт. В случае его расхождения с законом действует закон.

     Несмотря  на то, что в Конституции Российской Федерации определены основные принципы верховенства Конституции и федеральных  законов, «данный основополагающий государственный принцип нарушается». Так, во многих республиках Российской Федерации закреплено юридическое верховенство их конституций по отношению к федеральной Конституции (Ингушетия, Калмыкия, Татарстан, Башкортостан, Тыва, Кабардино-Балкарская Республика).

     Некоторые субъекты установили в одностороннем  порядке приоритет республиканского законодательства над федеральным, закрепили право приостановления  на территории республики действия законов  и иных нормативных актов Российской Федерации, если они противоречат Конституции или законам субъектов Российской Федерации (Саха, Коми, Тыва, Татарстан, Башкортостан).  

     2.2. Равноправие субъектов федерации

     Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 5 закрепляет, что «Российская Федерация состоит  из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации».

     Это равноправие также состоит в  предоставлении всем субъектам Российской Федерации прав принятия законов (ст. 76 К. РФ).

     Объем принадлежащих исключительно Российской Федерации предметов ведения  и полномочий должен быть достаточным  для защиты интересов всего многонационального народа России. А они не могут  быть защищены, если Федерация не обеспечит  единого правового регулирования в сфере экономики, социального, культурного развития, если не будут гарантированы права и свободы человека и гражданина в рамках всего исторически сложившегося государства, не будет выработана единая политика в сфере межнациональных отношений.

     Необходимым условием для решения этих задач  в масштабе всей Федерации является предоставление ей права устанавливать  систему федеральных органов  законодательной, исполнительной и  судебной власти, а также обеспечивать их эффективную деятельность. П. «н» ч. 1 ст. 72 К. РФ гласит, что «в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится … установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления».

     Равноправие субъектов Российской Федерации состоит также в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: «В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти» (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ).

     В то же время между субъектами Федерации  имеются определенные различия в  государственной организации субъектов, в частности:

  • Республика является государством в составе Федерации (ч. 2 ст. 5 К. РФ). Она обладает всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе РФ.
  • За республиками закреплено право на принятие Конституций, в то  время как остальные субъекты Федерации принимают Уставы «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство» (ч.2 ст. 5 К. РФ).
  • Республики в составе РФ самостоятельно определяют систему  своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в РФ и законодательством республики. Помимо этого республики имеют право на именование своих органов государственной власти высшими. Так, каждая республика имеет свой законодательный (представительный) орган – Парламент; главу исполнительной власти или главу республики (Президента); свое Правительство; Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд.
  • Только республики наделены правом устанавливать свои  государственные языки: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации» (ч. 2 ст. 68 К. РФ). Централизованно регламентировать эти вопросы – значит вторгаться, вмешиваться в их внутренние национальные дела.

     Провозглашение  национальных языков государственными в республиках идет весьма интенсивно. В ряде республик государственными провозглашены несколько языков. Так, в Кабардино-Балкарской Республике государственными кроме русского являются кабардинский и балкарский, а в Республике Марий Эл – марийский луговой и марийский горный языки. Во многих республиках наряду с национальным (национальными) в качестве государственного определен также русский язык – в Бурятии, Хакасии, Саха (Якутии) и др. Едва ли верно употреблять в официальной деятельности республик только свой национальный язык. Ведь в республиках проживает много русскоязычного населения. Кроме того, государственно-правовая деятельность республик предполагает их отношения с центральными органами Федерации, другими ее субъектами.

  • Различие и в наличии республиканского гражданства;
  • Каждая республика имеет право на государственную символику.

     Каждая  республика самостоятельно утверждает Государственный герб, Государственный  флаг и Государственный гимн –  официальные символы государства, выражающие его самобытность и исторические традиции народов, населяющих эти республики, а также имеет столицу.

     Здесь следует отметить, что важным компонентом  конституционно-правового статуса  РФ являются ее государственные символы  – Государственный флаг,  Государственный  герб и Государственный гимн.

     Конституционный статус субъектов Российской Федерации не ведет к национальному неравноправию.

     В настоящее же время идет усиленный  процесс подрыва суверенных прав Российской Федерации путем одностороннего их присвоения субъектами Федерации, посредством  закрепления права объявления военного положения (Республика Тыва), принятия республиканских законов о воинской службе (Республика Башкортостан, Саха (Якутия), Тыва), решения вопросов обороны, безопасности и судоустройства (Адыгея), отнесения к компетенции президента республики установления порядка образования территориальных воинских и иных формирований (Саха (Якутия)), отнесения всех природных ресурсов, находящихся на территории субъекта, к его исключительной собственности (Тыва, Ингушетия, Саха (Якутия)), и др. Конституции республик в составе Российской Федерации, как правило, подчеркивают национальный характер своей государственности. Закрепляется главенствующая роль титульной нации в политике государства, ей же отдается предпочтение в процессах принятия решений по общереспубликанским вопросам (Коми, Удмуртия, Бурятия, Башкортостан).

     Поскольку в Российской Федерации нет многонациональных  территориальных образований, указанный  подход не учитывает фактического многонационального состава любой республики и нарушает ч. 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации, устанавливающую принцип равноправия и самоопределения народов. 

     2.3. Государственная  целостность

     Федеративное  устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности.

     Ч. 3 ст. 4 Конституции РФ говорит, что  «РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

Информация о работе Федеративное устройство России. Принципы федеративного устройства России