Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 12:28, контрольная работа
По общему правилу законы может издавать только парламент (исключения составляют, например, абсолютные монархии). Наряду с законами парламент принимает и другие акты (заявления, обращения к парламентам зарубежных стран), а также осуществляет другие важнейшие полномочия от имени народа и государства.
1. Правовой статус Федерального Собрания - парламента Российской Федерации и порядок его формирования 3
2. Совет Федерации 5
3. Государственная Дума: состав, компетенция.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Хабаровская
государственная академия экономики
и права»
Кафедра
права
Контрольная работа
по дисциплине «конституционное (государственное)
право Российской Федерации»
студентка ___курса
специальности ______________
заочного отделения
факультета «Менеджер»
№зачетной книжки:
Вариант
Хабаровск
2010
Содержание
1. Правовой статус Федерального Собрания - парламента Российской Федерации и порядок его формирования | 3 |
2. Совет Федерации | 5 |
3. Государственная Дума: состав, компетенция. | 7 |
Практические
занятие 9. Федеральное
Собрание Российской
Федерации
По общему правилу законы может издавать только парламент (исключения составляют, например, абсолютные монархии). Наряду с законами парламент принимает и другие акты (заявления, обращения к парламентам зарубежных стран), а также осуществляет другие важнейшие полномочия от имени народа и государства.
Парламент — это обобщенное название учреждения, занимающего верховное место в государственной структуре.
Российский парламент - Федеральное Собрание пришло на смену Съезду народных депутатов и избираемому им Верховному Совету. На основе чрезвычайных указов Президента РФ в 1993 г. было избрано заменившее их Федеральное Собрание.
Федеральное Собрание является представительным органом Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения. (В ст. 94 Конституции РФ).
Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. Сущность Федерального собрания как законодательного органа России состоит в том, что парламент РФ обладает правом принимать общеобязательные для исполнения на территории страны нормативно-правовые акты - федеральные конституционные законы и федеральные законы по вопросам своей компетенции.
Согласно части 1 ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает и значительную самостоятельность палат, что проявилось в их компетенции и в том, что они заседают раздельно (ч. 1 ст. 100), что обеспечивает самостоятельность, автономию в обсуждении решении подведомственных каждой палате вопросов и в то же время не означает какой-либо изолированности палат друг от друга. Конституция (ч. 3 ст. 100) предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться для совместных заседаний (да и то не обязаны): во-первых, для заслушивания посланий Президента РФ, во-вторых, с целью заслушивания посланий Конституционного Суда, в-третьих, для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.
Каждая палата имеет свою структуру. Во многом их структура совпадает, но имеются и существенные различия. Например, в Совете Федерации нет такого важнейшего элемента внутрипарламентской деятельности, как партийные фракции.
В основе отношений между палатами Федерального Собрания - принцип верхней и нижней палаты. Совет Федерации считается верхней, Государственная Дума - нижней палатой. Принцип верхней и нижней палаты не означает, что между ними существует какая-то соподчиненность, что Госдума подчинена Совету Федерации. Палаты самостоятельны. Само понятие верхней и нижней палат связано с законодательным процессом. Движение законопроекта начинается как бы "снизу" и идет "вверх". Поскольку первой должна рассматривать законопроекты Государственная Дума, ее и именуют нижней палатой. Поскольку далее принятый ею закон поступает в Совет Федерации, ее называют верхней палатой.
Федеральное Собрание находится в системе разделения властей, его палаты взаимодействуют в процессе осуществления своих задач с Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными судами, Генеральным прокурором РФ, государственными органами субъектов РФ.
2. Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации.
Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем, Совет Федерации - государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом.
Ст. 96 Конституции РФ предусматривает, что порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.
Федеральный закон от 5 августа 2000 № 113-ФЗ (ред. от 16.12.2004) «О порядке формирования Совета Федераций Федерального Собрания Российской Федерации» См.: Собрание законодательства РФ, 7.08.2000, № 32, Ст. 3236. развил и дополнил основополагающие нормы Конституции РФ о порядке формирования Совета Федерации.
Конституция не устанавливает фиксированного количества членов Совета Федерации, но указывает, что каждый субъект РФ представлен в Совете Федерации двумя членами. Любые изменения в численности субъектов РФ (увеличение или уменьшение) влекут за собой изменения в количественном составе Совета Федерации. В настоящее время Конституция (ст.65) содержит список из 89 субъектов РФ. Следовательно, Совет Федерации должен насчитывать 178 членов.
Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.
Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе - поочередно председателями палат. При этом группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов может внести альтернативные кандидатуры. Решение об избрании представителя от законодательного (представительного) органа принимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа - совместным постановлением обеих палат.
Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.
Представитель
в Совете Федерации от исполнительного
органа государственной власти субъекта
Российской Федерации назначается высшим
должностным лицом субъекта Российской
Федерации (руководителем высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта
Российской Федерации) на срок его полномочий.
3. Государственная дума.
Государственная Дума представляет все население Российской Федерации.
Выборы Государственной Думы проходят на основе пропорциональной системы.
В настоящее время выборы депутатов Государственной Думы регламентируются Федеральным законом от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Данный закон вступил в силу с 7 декабря 2006 года. В соответствии с законом депутаты Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
Активное избирательное право наступает в 18 лет, а пассивное - в 21 год. Законом предусмотрено только два ограничения избирательного права граждан: не имеют права избирать и быть избранными граждане РФ, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации избирается 450 депутатов.
Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент Российской Федерации. Если Президент Российской Федерации не назначит выборы депутатов Государственной Думы в установленный срок, выборы депутатов Государственной Думы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Кандидаты
в депутаты Государственной Думы
выдвигаются в составе
Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии.
Информация о работе Федеральное собрание, Совет Федерации и Государственная Дума