Федерация: понятие, признаки, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Форма государственного устройства - это административно- территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.
Форма государственного устройства наиболее полного раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства. Из всех известных форм государственного устройства выделяют:
- унитарные государства;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………….3
1. Понятие формы государственного устройства как одного из аспектов формы государства…5
1.1 Основные виды форм государственного устройства…………………………………………...5
1.1.1 Унитарное государство…………………………………………………………………………6
1.1.2 Федеративное государственное устройство…………………………………………………..7
1.1.3 Конфедеративное государственное устройство………………………………………………7
2. Федерация как форма государственного устройства…………………………………………….9
2.1 Понятие и признаки федерации……………………………………………………………….....9
2.2 Основные принципы образования федеральных государств………………………………....13
2.3 Виды современных федераций………………………………………………………………….14
3. Современные федерации и их субъекты………………………………………………………....18
Заключение……………………………………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………

Работа содержит 1 файл

ТЛ.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

 

 

 

Курсовая работа

  • Дисциплина: Теория государства и права

  •  

    Тема:

    Федерация: понятие, признаки, виды.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Выполнила:

    студентка факультета юриспруденции

    заочной формы обучения

    1641 учебной группы

    Лукичева А.В.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Санкт-Петербург

    2012

     

    Содержание:

     

    Введение……………………………………………………………………………………………….3

    1. Понятие формы государственного  устройства как одного из аспектов  формы государства…5

    1.1 Основные виды форм государственного  устройства…………………………………………...5

    1.1.1 Унитарное государство…………………………………………………………………………6

    1.1.2 Федеративное государственное  устройство…………………………………………………..7

    1.1.3 Конфедеративное государственное  устройство………………………………………………7

    2. Федерация как форма государственного  устройства…………………………………………….9

    2.1 Понятие и признаки федерации……………………………………………………………….....9

    2.2 Основные принципы образования  федеральных государств………………………………....13

    2.3 Виды современных  федераций………………………………………………………………….14

    3. Современные федерации и их  субъекты………………………………………………………....18

    Заключение……………………………………………………………………………………………23

    Список использованной литературы………………………………………………………………..25

     

     

    Введение

     

    Форма государственного устройства - это административно- территориальное  и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений  между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

    Форма государственного устройства наиболее полного раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства. Из всех известных форм государственного устройства выделяют:

    - унитарные государства;

    - федерации;

    - конфедерации.1

    Исходя из темы данной курсовой работы свое внимание следует остановить именно на федеративной форме государственного устройства.

    Федерация - это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

    Федеративное государственное  устройство уникально и именно это  составляет актуальность моей курсовой работы. Во-первых, оно неоднородно. Во-вторых, разнообразно. Это определяется различием в населении, точнее национально-этническом составе этого населения, историческими процессами и, в конце концов, географическим положением. Однако, несмотря на это, в своей работе я попытаюсь выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций.

    Также нужно заметить, что любая федеративная система, независимо от ее черт и специфических особенностей, выступает как единое союзное государство, состоит из двyх или более относительно самостоятельных госyдаpств и госyдаpственных обpазований, поэтому главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации, ведь каждый из субъектов федерации имеет свое собственное администpативно-теppитоpиальное деление, создает наpядy с федеральными свои высшие оpганы госyдаpственной власти и yпpавления, сyдебные, пpавоохpанительные и иные оpганы, pасполагает своей конститyцией и текyщим законодательством, может иметь в неpедких слyчаях собственные воинские фоpмиpования и гpажданство2. От решения этого вопроса зависит юридической положение государственных образований и характер тех отношений, которые складываются между федерацией и ее членами.

    Как правило, эти отношения в  самом основном определяются конституцией федерации или федеративными  договорами. Но не стоит забывать, что  любая федеративная система может быть эффективной лишь тогда, когда ее деятельность осуществляется в строгих pамках конституции и текущего законодательства, когда четко pазгpаничены сферы деятельности и компетенция центральных и местных госyдаpственных органов, когда строго соблюдены права и свободы граждан.

    Исходя из этого одним из пунктов  моей работы будет характеристика современных  федерации и их субъектов.

    Целью данной работы является рассмотреть  одну из форм государственного устройства, а именно федерацию, охарактеризовать основные ее виды, также дать понятие государственному устройству, как одному из аспектов формы государства и определить его место в общем понятии формы государства, помимо всего этого рассмотреть другие формы государственного устройства в сравнении с федерацией и охарактеризовать современные федерации и их субъектов.

    Объектом исследования данной курсовой работы является федерация как форма  государственного устройства и ее виды.

    Цель данной работы - рассмотреть  одну из форм государственного устройства, а именно федерацию, охарактеризовать основные ее виды, также дать понятие государственному устройству, как одному из аспектов формы государства и определить его место в общем понятии формы государства, помимо всего этого рассмотреть другие формы государственного устройства в сравнении с федерацией и охарактеризовать современные федерации и их субъектов.

    Методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод познания. Использованы также  и специальные методы: логический, исторический, системный, сравнительно-правовой, конкретно-социологический.

    Структура работы обусловлена целью  исследования и состоит из введения, трех пунктов, состоящих из четырех  подпунктов, заключения и списка использованной литературы.

     

     

    1. Понятие формы государственного устройства как одного из аспектов формы государства

     

    Понятие формы государства является одним из важнейших содержательных характеристик государствоведения. Несомненно, также и его методологическое значение: еще Кант рассматривал форму  в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи государственности.

    Форма государства, то есть устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает  в разных аспектах.

    Во-первых, это определенный порядок  образования и организации высших органов государственной власти и управления.

    Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей.

    В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти. Таким образом форма государства синтезируется из трех основных элементов, которые в свою очередь находятся в прямой зависимости друг от друга, а именно: форма (государственного) правления, формы государственного устройства, формы государственного режима.

    Форма государственного устройства –  это национальное и административно  – территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений  между его составными частями, между  центральными и местными органами власти3.

    Форма государственного устройства показывает:

    • Из каких частей состоит внутренняя структура государства;
    • Какое правовое положение этих частей и каково взаимоотношение их органов;
    • В какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

     

    1.1 Основные виды форм  государственного устройства

     

    Исторически сложилось три "классических" формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация.

     

    1.1.1 Унитарное государство

    Итак, первый из трех видов формы  государственного устройства: унитарное  государство.

    Унитарное государство - это цельное  государство, части (территориальные  подразделения) которого (департаменты, провинции, округа, и т. д.) являются только административно - территориальными образованиями, не имеющими каких - либо суверенных прав. У этих образований нет своего законодательства и своей судебной системы, органы административного управления либо подчинены непосредственно центральным органам власти, либо имеют двойное подчинение - "центру" и местным представительным органам.

    В отличие от федеративного устройства, как правило, унитарное государство  характерно для однонациональных государств, где большинство населения является представителем одной нации. Также унитарная форма государственного устройства характерна государствам с монархической формой правления.

    Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Все  без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран иных форм государственного устройства - федераций и конфедеративных государственных союзов.

    В наше время, как я уже отмечала ранее, унитарное государство также существует, но это явление не носит столь значительного и всеобъемлющего характера, как раньше. Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов), однонациональных (из-за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств (в связи с традициями). Примерами могут служить Польская республика, Италия, Япония и др. Кроме того, унитарная форма государственного устройства характерна для государственных образований, являющихся субъектами какой - либо федерации. Так, любая республика в составе Российской Федерации является государством с унитарной формой правления4.

     

     

    1.1.2 Федеративное государственное  устройство

    Это союзное государство, части  которого (штаты, земли, округа) обладают государственным суверенитетом, который, однако, не нарушает целостность всего  союзного государства. Эти части  принято именовать субъектами федерации. Они обладают своим законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.

    Существует также разграничение  полномочий между центральными органами власти и органами власти субъектов  федерации. Это способствует (наряду с делением государственной власти на три "ветви") децентрализации и "разделению" власти, предупреждающим ее концентрацию. Как правило, к ведению общефедеральных органов власти относится внешняя политика, оборона страны, экономическая, социальная и идеологическая политика, принятие общефедерального законодательства; в компетенцию органов власти субъектов федерации входит решение вопросов о формировании органов власти на своей территории, принятие своего законодательства, иногда налоговая политика.

    Как уже говорилось, федерация как  особая форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII – XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно - демократических революций. Пожалуй, наиболее известным примером федерации могут послужить Соединенные Штаты Америки.

    Сейчас эта форма государственного устройства характерна в основном для крупных и средних по территории демократических государств, особенно многонациональных, где принцип суверенитета каждой нации может найти отражение в предоставлении государственности в рамках федерации (Российская Федерация - хороший тому пример).

     

    1.1.3 Конфедеративное государственное  устройство

    Третьей формой государственного устройства принято считать конфедерацию. Однако, как уже говорилось выше, сейчас взгляд на конфедерацию стал меняться, и многие юристы сравнивают эту форму с государственным союзом.

    Конфедерация - это, по словам, Алексеева  С.С., "государственный союз государств". То есть ни одно из государств - членов конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и т.д.5

    Конфедерация возникает, по сравнению  с федерацией, на недолгий срок, для  решения каких - либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.

    Информация о работе Федерация: понятие, признаки, виды