Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:10, курсовая работа
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в исследовании понятия «федерация» и в рассмотрении особенностей федеративного устройства России по Конституции 1993 года.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
– изучить теоретические основы федерации, как формы государственного устройства;
– проанализировать принципы и особенности федеративного устройства Российской Федерации.
– принятие Конституции Российской Федерации в 1993 г. стало началом нового этапа построении федерализма как формы реальной демократизации власти. Конституция России 1993 г. четко определила ее конституционно-правовой статус, провозгласила равноправие субъектов Федерации, заложила базовые принципы и основные рамки построения подлинной федерации;
– в то же время процесс формирования государственного устройства РФ не завершился. С начала 90-х гг. Россия вошла в длительный переходный период, в рамках которого ведется поиск оптимальных форм взаимодействия национальных аспектов государственного устройства с чисто экономическими и территориальными, что выражается в создании федеральных округов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведении регионального законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и т.д.;
– наиболее важные принципы Российской Федерации как федеративного государства таковы: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов;
– принципы
устройства федеративного государства
относятся к основополагающим конституционным
основам и определяют всю систему отношений
между федеральным центром и субъектами
Федерации. Попытки подорвать эти принципы
под видом все более демократических,
реальных моделей федерализма ведут только
к одному: размыванию, выхолащиванию главных,
наиболее существенных черт федеративного
государства, к стиранию граней между
такими качественно различными формами
государственных образований, как «конфедерация»,
«союз государств», «союзное государство»,
«унитарное государство».
Заключение
Теперь, в соответствии с поставленными ранее целью и задачами выскажем несколько общих выводов по данной работе.
Под формой государственного устройства понимаются территориальное его устройство и характер взаимоотношений между его составными частями и центральной властью. Существуют две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная. В унитарных государствах обособление частей в основном носит лишь административно-управленческий характер, их органы самостоятельную политику не вырабатывают. В федеративном государстве имеются высшие органы государственной власти и управления, как у государства в целом, так и у его субъектов;
Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
– территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов;
– в союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается союзной конституцией;
– субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
– основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.
– обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента. Одна палата рассматривается как орган общесоюзного представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.
– на сегодняшний день в мире насчитывается более 20 федераций, расположенных на пяти континентах, с совокупным населением около двух млрд. человек.
Россия по форме своего государственного устройства является федерацией. Федеративное устройство России имеет свою историю и фактически начинается с 1918 года. Однако, нужно признать что идеи федерализма в рамках РСФСР и СССР, очень часто были лишь декларативными, фактически государство управлялось из центра и характеризовалась строгой иерархией органов управления.
Принятие Конституции Российской Федерации в 1993 г. стало началом нового этапа построении федерализма как формы реальной демократизации власти. Конституция России 1993 г. четко определила ее конституционно-правовой статус, провозгласила равноправие субъектов Федерации, заложила базовые принципы и основные рамки построения подлинной федерации. С начала 90-х гг. Россия вошла в длительный переходный период, в рамках которого ведется поиск форм взаимодействия национальных аспектов государственного устройства с чисто экономическими и территориальными, что выражается в создании федеральных округов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведении регионального законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и т.д.
Наиболее важные принципы России как федеративного государства таковы: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов.
Принципы
устройства федеративного государства
относятся к основополагающим конституционным
основам и определяют всю систему отношений
между федеральным центром и субъектами
Федерации.
Список использованной
литературы
Нормативные акты:
Научные монографии:
Статьи из периодических изданий:
Информация о работе Федерация и федерализм устройства России по Конституции 1993 года