Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 13:53, курсовая работа
Сейчас данная проблема приобрела глобальный характер и стала предметом всесторонней международной защиты. Это обусловлено, прежде всего, необходимостью демократизации власти, формированием качественно новых отношений между обществом и отдельным индивидом, что выдвигает как к человеку, так и к обществу повышенные требования.
Введение.
Естественно-правовая и позитивистская теории.
Свобода позитивная и негативная.
Свобода воли.
Свобода, право, ответственность.
Поколения прав и свобод.
Анархизм и его теоретические разработки.
Соотношение понятий право и закон.
Юридическое и фактическое равенство.
Достижения в области понимания прав и свобод личности.
Характеристики свободы воли и ее значение.
Гарантии прав и свобод.
Правовой статус человека как совокупность его прав и свобод.
Первые декларации, закрепившие права и свободы в качестве основы деятельности государства.
Заключение.
План:
Введение:
VITA SINE LIBERTATE, NIHIL
Жизнь без свободы – ничто.
Согласно ст.25 Конституции Республики Беларусь: ’’Государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом’’1.
Идея прав и свобод человека относится к тем идеям, которые, пройдя многовековую историю, приобрели особую актуальность в современных условиях, выйдя на первый план взаимоотношений государства и личности. Новое сознание человечества определило права и свободы человека в качестве высшей ценности государства и общества.
Сейчас данная проблема приобрела глобальный характер и стала предметом всесторонней международной защиты. Это обусловлено, прежде всего, необходимостью демократизации власти, формированием качественно новых отношений между обществом и отдельным индивидом, что выдвигает как к человеку, так и к обществу повышенные требования.
Права человека могут быть реализованы только в контексте общественных отношений. Они являются ’’нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов. По своему существу они нормативно формулируют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для обеспечения нормального функционирования индивида, общества, государства’’2.
Критерии свободы могут быть различными, поэтому можно выделить: политическую свободу, социальную свободу, духовную свободу, личную свободу, свободу совести, каждая из которых прошла длительное историческое развитие и получила свое закрепление в различных документах.
Свобода:
Проблема свободы в теоретическом плане может осмысливаться и как понятие, и как образ мысли, и как свобода решения, и как свобода выбора действий, воли. Это одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящее в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.
Для свободы характерна большая автономия личности; это та сфера человека, в которую государство, устанавливая ее границы, не должно вмешиваться, а должно гарантировать их соблюдение. Свобода - это возможность человека избежать воздействия со стороны государства, это независимость от него.
При этом свобода не может трактоваться как возможность делать что угодно и как угодно. Это, прежде всего, ’’право’’ делать все, что дозволено моральными и юридическими нормами. Не случайно А.Солженицын подчеркивает, что истинно понимает свободу не тот, кто спешит корыстно воспользоваться своими юридическими правами, а тот, кто имеет совесть ограничить себя и при условии юридической правоты.
Дореволюционные юристы, например Е.Н.Трубецкой, полагали, что каждый человек должен обладать как внутренней, так и внешней свободой. При этом Е.Н.Трубецкой понимал под внутренней свободой способность сознательно избирать то или другое поведение, сознательно руководствоваться теми или иными мотивами, а под внешней свободой – отсутствие внешних препятствий для осуществления целей человека, его желаний. Там где нет внешней свободы, нет и самого права. В этом смысле свобода составляет содержание права. Внутренняя свобода составляет основание нравственности.
Здесь возникает вопрос: нравственное право – это нравственность или право. Принципы нравственности не известны изначально и раскрываются лишь по мере исторического развития. Следовательно, крайне сложно принять ее абсолютный характер.
Право – это совокупность общеобязательных норм, которые закреплены государством и гарантируется его принудительной силой. Всякое право вообще есть только социальное явление и больше ничего1. В связи с этим выделяется ряд особенностей права как нормативного регулятора: нормативность, дифференцированное внутреннее строение, иерархичность, системность, общеобязательность, предмет регулирования, процедурность реализации. Право должно выражать идеи справедливости, свободы и равноправия. Права человека – явление социально-историческое. Следует отметить, что праву присущ консерватизм. Только войдя в сознание народа, право принимается им.
Г.А.Василевич отмечает: ’’Не следует гипертрофировать права и свободы отдельного человека. Необходим оптимальный баланс интересов человека и общества. В этих целях Конституция Республики Беларусь позволяет (ст.23) ограничивать права и свободы, когда это диктуется потребностями развития демократического государства1.
Принципы прав и свобод заложены в Конституциях многих стран, но в каждой Конституции оговаривается также и то, что человек обладает не только правами и свободами, полученными от государства, но и обязанностями, возложенными на него этим же государством.
Когда речь идет непосредственно о правах и свободах человека, то имеется в виду их естественная природа происхождения. Их человек получает не от государства (как гражданин), а уже в силу рождения.
Естественно-правовая и позитивистская теории:
Естественно-правовая теория исходит из признания прав в силу природы самого человека; позитивистская определяет их как благо, даруемое государством, то есть они производны от государства. Во многом эти подходы влияют и на развитие правовой системы. Сторонники естественно-правовой теории рассматривают закон как средство фиксации уже существующих изначально прав и свобод, а позитивисты рассматривают закон как проявление воли государства, создающее права и свободы.
Хотя есть ученые, которые отрицают наличие у человека прав и свобод. О.Конт был решительным противником индивидуализма, личных прав и свобод человека: так как они порождают анархию, а значит, не способствуют порядку. Все человеческие права, считал О.Конт, с общего согласия разумных и честных людей должны быть упразднены. За человеком следует признать только одно право – исполнять свой долг, то есть свою социальную функцию на благо общественного организма1.
Данный принцип был во многом заимствован советским государством, в котором за человеком закреплялись обязанности перед государством, а затем оно уже даровало человеку права на свое усмотрение.
Одной из важнейших проблем теории правоведения является проблема взаимоотношений таких понятий как ’’право’’ и ’’свобода’’, а если точнее, то опосредование правом свободы как на уровне общества, так, что намного важнее, и на уровне индивида. Истинная свобода основывается не только и не столько на праве как системе общеобязательных юридических норм, сколько на праве как одном из важнейших социально-регулирующих начал жизнедеятельности людей, ограничивающем произвол их индивидуального и группового поведения.
В обыденном представлении ’’свобода’’ выступает как реальная возможность действовать в соответствии с собственными желаниями, то есть свобода – это внутреннее состояние человека, которое человек вынужден ограничивать таким внешним регулятором, как закон. Человек свободен тогда, когда совершает поступки по собственной воле, когда нет сил и обстоятельств, которые бы помешали ему делать то, что он хочет, как хочет, когда его ничем не ограничивают и не принуждают. Однако желания могут быть различны и не все они, исполняясь, повышают уровень свободы индивида. Человек должен уметь ограничивать свою свободу.
Следование желаниям, которое считается важнейшим признаком свободы, если оно не ограничено, может привести к противоположным результатам, так как человек становится заложником своих желаний. И наоборот, известное ограничение, организация стремлений и потребностей, которое внешне выглядит как ущемление свободы, на самом деле могут стать ее важнейшей предпосылкой.
Основные трактовки свободы в жизнедеятельности человека и общества связаны в истории философской мысли с понятиями фатализма и волюнтаризма.
Фатализм - это философское учение о принципиальной относительности любой свободы в силу предопределенности судьбой, роком или божественной волей всего происходящего в мире.
Волюнтаризм - философское учение о воле как источнике действительной свободы, о ее приоритете и диктате над всеми возможными проявлениями духовной и материальной жизни.
СВОБОДА КАК ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО ЧЕЛОВЕКА:
Впервые сообразно современному пониманию проблема подлинной свободы и естественных прав человека зазвучала в средневековой философской традиции (Фома Аквинский), где она трактовалась как проблема меры допустимого произвола человека в условиях божественного предопределения. Свобода здесь получила преимущественно позитивную трактовку: человек свободен для развития собственного потенциала в служении Богу. Впоследствии подобное понимание свободы упрочилось и, с течением времени, лишившись первоначального ’’церковного лоска’’, прочно вошло в научный и общекультурный обиход.
Многие исследователи придерживаются такой точки зрения, что возникновение христианства способствовало тому, что человек стал свободен в своих поступках и избавился от опеки государства. Христианство выделяет в человеке две стороны: земную и сакральную; в последнюю государство не может вмешиваться. Христианство оставляет за человеком право выбора поведения и способность нести ответственность за свой выбор.
В условиях переживаемого нами современного этапа развития мировой цивилизации решение проблемы свободы личности приобретает огромное смыслоопределящее значение. Поступательный процесс демократизации общества привел к тому, что эксплуатация, принуждение человека человеком рассматриваются в качестве опаснейших проявлений индивидуального, социально-группового и этнонационального произвола. Не случайно в основном международном документе, регламентирующем права и обязанности граждан в современном мире, - во ’’Всеобщей Декларации прав человека’’- принципы свободы и естественных, неотъемлемых прав человека считаются общекультурной нормой, условием дальнейшего развития мирового сообщества и служат основой для понимания самой природы человека, социальных связей и отношений.
Декларация закрепляет за государством обязанность не допускать дискриминации по признакам пола, расы, религии. Она закрепляет принцип уважения прав человека1.
СВОБОДА НЕГАТИВНАЯ И ПОЗИТИВНАЯ:
В истории философии понятие свободы прошло длительную эволюцию: от ’’отрицательной’’, негативной, до ’’положительной’’, позитивной трактовки.
Негативная свобода (свобода ’’от’’) дает возможность реализоваться социальным устремлениям индивида хотя и в определенном социальном контексте, но вне рамок жесткой детерминации его деятельности внешними обстоятельствами и факторами.
Позитивная свобода (свобода ’’для’’) представляет собой принципиально иной полюс самореализации личности в культуре. Для нее характерно отсутствие препятствий в целеполагании, внутренних барьеров и противоречий. Позитивная свобода позволяет воле индивида беспрепятственно направлять его действия в русле выбранной жизненной стратегии, творчески подходить к решению возникающих на пути к достижению цели вопросов и проблем.
Философия свободы:
Философия свободы была предметом размышлений многих ученых. Свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью (’’познанная необходимость’’), с произволом и анархией, с равенством и справедливостью. ’’Свобода’’ трактовалась в качестве универсального понятия, нераздельно переплетенного с концепцией всеобщих прав человека и гражданина. Диапазон трактовок данного понятия оказался чрезвычайно широк - от полного отрицания самой возможности свободного выбора человека до обоснования ’’бегства от свободы’’ в условиях современного цивилизованного общества.
Свобода воли:
Проблема свободы связана с проблемами сохранения духовных ценностей, ответственности, творчества, свободы воли. Именно допущение свободы воли есть необходимое основание нравственности.
Свобода воли выступает как возможность различных действий, как свобода выбора. Точка зрения, трактующая волю как самополагающую, автономную силу, получила в истории философии название индетерминизма (И.Г.Фихте). Позиция же, отрицающая свободу воли и отстаивающая обусловленность воли извне, известна под названием детерминизма (Б.Спиноза).
Однако в истории философии распространены скорее смешанные доктрины свободы воли. Так, у Канта человек как разумное существо обладает свободой воли. Но в эмпирическом мире, где господствует естественная необходимость, он (человек) не свободен в своем выборе, а воля его причинно обусловлена1. Гегель, провозглашая свободу воли, по существу наделяет ею не человека, а ’’мировой дух’’, воплощающий чистое понятие свободы воли2.
Информация о работе Естественно-правовая и позитивистская теории