Единое правовове простарнство России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 08:10, контрольная работа

Описание работы

Наиболее важные аспекты демократического развития общества сконцентрированы в понятии "правовое государство", которое покоится на таких принципах, как верховенство права, народный суверенитет, разделение властей, незыблемость прав и свобод личности. Они закреплены в Конституции Российской Федерации и должны рассматриваться как конституционные основы государства.

Содержание

Введение
1. Условия формирования правового государства
2. Понятие и признаки правового государства
3. Проблемы и пути формирования правового государства в Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

тгп(3).doc

— 100.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

1. Условия формирования  правового государства

2. Понятие и признаки  правового государства

3. Проблемы и пути  формирования правового государства  в Российской Федерации

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

Наиболее важные аспекты  демократического развития общества сконцентрированы в понятии "правовое государство", которое покоится на таких принципах, как верховенство права, народный суверенитет, разделение властей, незыблемость прав и свобод личности. Они закреплены в Конституции Российской Федерации и должны рассматриваться как конституционные основы государства.

Правовое государство  – это, прежде всего, власть закона, которому в равной степени подчиняются  все – от высших должностных лиц  государства до рядовых граждан. В правовом государстве должны быть созданы все условия правовой свободы личности. Человек как субъект права, обладающий необходимыми правомочиями, волен свободно распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, руководствуясь при этом действующим правом и собственным правосознанием. Право же, являясь формой и мерой свободы, призвано максимально раздвинуть границы, сковывающие личность.

Таким образом, процесс  образования правового государства  состоит в распространении принципа суверенности на право, приоритете права по отношению к власти.

Приоритет права предполагает такое законодательное регулирование  общественных отношений, при котором  все участники изначально рассматриваются  как равноправные партнеры, деятельность их определяется не усмотрением какой  бы то ни было стороны этих отношений, а только велением закона.

В настоящее время  в общественном сознании укрепляется  представление о том, что движение к демократии может осуществляться только в результате политической борьбы. Хороший парламент, президент, мудрые и правильные законы, понятно, создают предпосылки общественного развития, но очень важно, чтобы и население было готово к восприятию намеченных демократических преобразований, тогда и механизм народовластия не даст сбоя. Любая реформа, осуществляемая государством, становится жизнеспособной лишь в случае ее поддержки обществом. Известный теоретик права И.А. Ильин отмечал: «Право нуждается в правосознании для того, чтобы стать жизненной силой»1. Демократическое, свободное общество устроено сложнее, чем тоталитарное, и жить в нем сложнее. Одной из главных проблем в современный период становится задача дальнейшего развития правового государства.

Сегодня другая ситуация. Оценка, данная в цитируемой статье, относилась и к первым годам ельцинского  президентства, когда государственная машина стала давать сбои не только в государственно-правовом, но и в инструментально-практическом смысле.

В практическом плане  десятилетнее отсутствие деятельности государства как правового было катастрофично для России. Не случайно многими исследователями тот период сравнивался со Смутным временем XVII в. и с разорением XIII в.

Лишь в последние  годы ситуация стала меняться. И  вместе с тем, несмотря на то многое, что сделано в последние годы, проблемы остаются. В первую очередь, это относится к продолжению линии на укрепление государства, превращение Российской Федерации в подлинно правовое государство, обеспечение как юридического, так и фактически выверенного соотношения интересов государственной власти, гражданина и общества, создание развитой и непротиворечивой правовой системы, основанной на конституционном режиме, эффективной судебной власти, более совершенном социальном контроле, транспарентности властных действий.

Все вышесказанное определяет актуальность темы исследования.

Цель исследования – рассмотреть проблемы и пути формирования правового государства в российской Федерации.

Для реализации данной цели необходима постановка следующих задач:

  1. Проанализировать основные условия формирования правового государства
  2. Изучить понятие и признаки правового государства
  3. На основании изученного материала проанализировать особенности формирования правового государства в Российской Федерации

Структура работы. Работа включает введение, три параграфа, заключение, список использованной литературы.

 

 

1. Условия формирования правового государства

 

Формирующееся на пике современной  цивилизации и культуры качественно  новое общество характеризуется  рядом черт, которые прогнозировались для будущей формации еще марксизмом: огромный рост производительных сил  на основе достижений НТП, постепенное обобществление производства, стирание граней между городом и деревней, умственным и физическим трудом, классовых противоречий, социальная защищенность трудящихся, свобода и справедливость, развитие личности, распределение по труду, личному вкладу в материальное и духовное производство.

В разных регионах планеты  такое общество, безусловно, будет  иметь свои отличия не только в  области культуры, мировоззрения, духовных начал, темпах исторического роста  цивилизации, но и по преобладанию в рамках экономического плюрализма тех или иных форм собственности на средства производства и его продукты2. Тем не менее, нельзя не учитывать тенденции, особенно в развитых странах, к национализации производства, науки, техники и технологии, к сближению и взаимообогащению культур, к установлению непосредственных связей между людьми и народами разных регионов, стран, континентов, к совместному решению коренных глобальных проблем на нашей планете, к торжеству нового мышления, проистекающего из упрочения мирового сообщества, наличия его общих задач сохранения и развития земной цивилизации и характеризуемого приоритетом общечеловеческих ценностей перед классовыми и национальными интересами3. По всей видимости, постиндустриальное общество вне специфики тех или иных стран имеет общие черты, которые предопределяют следующие основные социальные предпосылки формирования правового государства.

Высокий уровень материального  обеспечения населения.

Он может быть достигнут  при условии оптимального развития производительных сил на основе современных достижений НТП, стимулируемых производственными отношениями. Прежде всего отношениями собственности на средства и продукты производства, особенно на прибыль. Своеобразие перехода к новой формации в мировом масштабе заключается в том, что процесс фактического обобществления проявляется не только в концентрации производства, но и в его деконцентрации, диктуемой степенью развития производительных сил, разделения (и соединения) труда, расширяющейся инфраструктурой и т.п. Постиндустриальная экономика сегодняшнего дня одновременно нуждается в крупных, средних и мелких предприятиях, в разнообразных формах хозяйствования и собственности, т.е. в экономическом плюрализме, который сопряжен со своеобразными товарно-денежными отношениями и антимонополизмом, налоговым вмешательством государства в состояние экономического оборота. На революционном пути продвижения к новой формации имеет место постепенная социализация собственности. Революционный путь предполагает ее более радикальное преобразование. При этом тот и другой путь подвергаются конвергенции. Отставание социализации или ее искусственное стимулирование, отрывающиеся от уровня производительных сил, в одинаковой степени тормозят поступательное развитие, вызывают кризисные явления, мешают росту материальной обеспеченности населения, в конечном счете отрицательно сказываются на духовной культуре, нравственности, политике и праве.

Высокий уровень культуры.

В данном случае речь идет как о духовной культуре населения, так и о политической, правовой культуре, как элементах культуры демократии4. Вне и помимо общей и профессиональной культуры невозможно воспринять функционирование институтов демократии, нормальную деятельность партий, цивилизованное законодательство, исполнение законов и авторитетное правосудие.

Главное заключается  в том, что без культуры свобода  превращается во вседозволенность, митинги  и демонстрации – в погромы  и массовые беспорядки, нравственность и религиозные убеждения –  в фанатизм и предрассудки, трудовая деятельность – в крепостной труд из-под палки, в отбывание повинности или безделье5.

Демократия и политический плюрализм.

Так называемое "государство  законности" – это власть, требующая  от населения соблюдения законов, подчинения нижестоящих органов вышестоящим, иерархии (соподчинения) видов, уровней нормативных правовых актов.

Тоталитарные и близкие  к ним государства также тяготеют к требованию соблюдения их предписаний, к безусловности исполнения приказа. Однако сами законы при этом нередко  оказываются санкционированными государством произвола. Реальная сила сосредотачивается в административно-управленческом аппарате, который по своему усмотрению регулирует важнейшие отношения, творит "правовую" основу собственной деятельности6.

Дословно термин "демократия" в переводе означает власть народа. Однако социально-политический феномен демократии вовсе не исчерпывается таким пониманием, тем более что остается и само определение народа. Скажем, господство толпы никто не может считать проявлением демократии. Нельзя сводить демократию и к господству большинства над меньшинством7. В подлинной демократии меньшинству должно быть предоставлено гарантированное право занимать и отстаивать свою позицию, иметь свое мнение и бороться за него в рамках закона, гласно и свободно.

Демократия – это общечеловеческая социальная и политическая ценность, исключающая произвол и одного лица, и большинства, и толпы, и всех по отношению к отдельному индивиду8.

Демократический строй  предполагает механизм выявления интересов  различных слоев общества и решение, строящееся на оптимально возможном консенсусе интересов, позиций, платформ, мнений.

Деидеологизация общества и управления.

Идеология – общественное сознание, преломленное классовыми (групповыми) интересами. Она порождается политической борьбой. Может способствовать духовному освоению действительности или искажать ее, деформировать иные формы сознания (науку, мораль, национальное самосознание, религию). Тотальная идеологизация общества в любом случае вредна, деформирует культуру, искусство, нравственность, политику, управление, право, семью и быт людей. Прививает нетерпимость к инакомыслию и к иноверцам, превращает религиозные и иные убеждения в фанатизм. Порождает мифы и поощряет предрассудки, догматизирует идеи и концепции, отвергает альтернативы, консенсус, плюрализм мнений. Сверхидеологизированная власть лишает политику здоровой правовой и нравственной основы, общечеловеческих ценностных ориентиров, оправдывает любые средства для достижения идеала. Идеологизированный человек – раб навязанной ему идеологии. Подвергаясь этому процессу, он теряет чувство собственного достоинства и самоценности9. Становится способен ради охватившей его ложной идеи на предательство и жестокость. Готов подавить нормальные родственные и дружеские привязанности. Не в состоянии правильно оценить обстановку. Ему отказывает здравый смысл, у него искажено чувство справедливости. Сверхидеологизация отрицает общечеловеческие ценности, ведет к постоянному поиску врага. Такое общество теряет динамизм, отгораживается от остального мира, не воспринимает дары цивилизации, взаимообогащение культур.

 

2. Понятие и признаки  правового государства

 

Правовое государство – это  демократическое государство, где  обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом  и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Современное правовое государство  – это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество10. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.

Основными признаками правового государства  являются:

1) верховенство закона во всех  сферах жизни общества;

2) деятельность органов правового  государства, которая базируется  на принципе разделения властей  на законодательную, исполнительную и судебную;

3) взаимная ответственность личности  и государства;

4) реальность прав и свобод  гражданина, их правовая и социальная  защищенность;

5) политический и идеологический  плюрализм, заключающийся в свободном  функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

6) стабильность законности и  правопорядка в обществе.

Суть идеи правового государства  – в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни11. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.

 

3. Проблемы и пути  формирования правового государства  в Российской Федерации

 

Сама идея и определенные практические шаги к созданию в общепринятом понятии  правового государства в России имели место как в дооктябрьский, так и в послеоктябрьский периоды времени12. В силу различных конкретных обстоятельств процесс формирования правового государства в России наиболее полно и последовательно стал претворяться в жизнь с принятием Конституции России 1993 г. Эта Конституция содержит в себе общечеловеческие ценности, которые выработала земная цивилизация за долгие годы своего развития.

Информация о работе Единое правовове простарнство России