Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 06:26, реферат
Отмечавшийся три года назад столетний юбилей российского парламентаризма вызвал во властных структурах и обществе оживленную дискуссию о месте и роли Федерального Собрания РФ в жизни страны, в предпринимаемых реформах, а также о его конституционном предназначении как законодательного и представительного властного органа, о количестве и качестве принимаемых законов, их последующей реализации и в целом реализации законодательной функции парламента. Эта дискуссия не ослабевает до сих пор, особенно в том, что касается качества законодательной деятельности.
ДИНАМИКА И КАЧЕСТВО ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Отмечавшийся три
года назад столетний юбилей российского
парламентаризма вызвал во властных
структурах и обществе оживленную дискуссию
о месте и роли Федерального Собрания
РФ в жизни страны, в предпринимаемых
реформах, а также о его конституционном
предназначении как законодательного
и представительного властного
органа, о количестве и качестве
принимаемых законов, их последующей
реализации и в целом реализации
законодательной функции
Выступая на V Красноярском
экономическом форуме, Д.А. Медведев
в качестве одной из причин несоблюдения
законов назвал не всегда высокое
их качество и призвал работать над
тем, чтобы новые законы были адекватными
состоянию российского
Весьма впечатляют количественные показатели работы Государственной Думы IV созыва. За этот период (январь 2004 г. — октябрь 2007 г.) общее количество законов, подписанных Президентом РФ, составило внушительную цифру — 1020. Из них по инициативе Президента страны принято 116 федеральных законов (11%), по инициативе депутатов Государственной Думы — 336 (36%). Был инициирован Правительством РФ и принят 321 законопроект (31%), субъекты РФ провели 135 (13%) федеральных законодательных актов и 44 законопроекта (9%), ставших законами, инициировали члены Совета Федерации. При этом, как и в прежние годы, весьма низким остается количество законопроектов, инициированных по предметам своего ведения Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ (по 6 законопроектов в 2007 г.). Конституционный Суд РФ за более чем десять лет своей работы законопроекты в Государственную Думу не вносил (таблица № 1 представлена в конце документа).
Конечно, далеко не все принимаемые
законы являются абсолютно новыми,
имеют актуальный предмет правового
регулирования, не являются дополнениями
и изменениями в действующее
законодательство, входят в приоритетную
программу законодательных
Не стал исключением и
2007 законодательный год. Было принято
277 федеральных и федеральных
конституционных законов: впервые
принятых федеральных законов —
73 (26,35% от числа принятых), 192 (69,31%) —
о внесении изменений в действующие
законы. Федеральные законы о ратификации
международных договоров
Советом Федерации в 2007 г. было отклонено 6 законов. Государственной Думой повторно было принято 2 закона, и 3 закона отклонил Президент РФ.
Следует, на наш взгляд, обратить
особое внимание на устойчивую тенденцию
менять кодексы, что в определенной
мере дестабилизирует как само законодательство,
так и правоприменительную
Несколько менее активно
вносились изменения в
Таким образом, по-прежнему кодифицированное законодательство остается в России наименее стабильным. Все больше принимается интегральных законов, которые вносят изменения сразу в несколько федеральных законов и являются межотраслевыми.
В последние годы набирает силу и другая тенденция — принять федеральный закон сразу в трех (!) чтениях, не прислушиваясь при этом к мнению территорий и других заинтересованных организаций и лиц. Так, например, в 2006 г. 3 законопроекта, внесенные Правительством РФ, стали законами в течение месяца.
Возвращаясь к оценке различной эффективности и динамики реализации различными субъектами законодательной инициативы своего права, нельзя не отметить возрастающую положительную роль в этом процессе республик, краев и областей РФ. Если ранее по их инициативе принималось небольшое число законов (2001 г. — 11, 2002 г. — 11, 2003 г. — 12), то теперь счет идет на десятки (2006 г. — 32, 2007 г. — 70). Лидерами по числу внесенных законопроектов, ставших законами, устойчиво являются Законодательное Собрание Краснодарского края, Московская областная Дума, Московская городская Дума, Законодательное Собрание Приморского края (5 и более принятых по их инициативе законов за время работы IV Государственной Думы ФС РФ). Вместе с тем в период работы Государственной Думы IV созыва своим правом законодательной инициативы, определенным ч. 1 ст. 104 Конституции РФ, ни разу не воспользовались такие представительные органы государственной власти субъектов РФ, как: Государственное Собрание — Эл Курултай Республики Алтай, Государственное Собрание Республики Мордовия, Верховный Совет Республики Хакасия, Новосибирский областной Совет депутатов, Смоленская областная Дума, Агинская Бурятская окружная Дума, Дума Корякского автономного округа, Дума Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Законодательное Собрание Эвенкийского автономного округа.
По состоянию на 1 января 2008 г. за период с 1996 по 2007 г. Народным Собранием Республики Дагестан было внесено 17 законопроектов, из них 2 закона были приняты. У «соседей» дела обстоят следующим образом: Государственным Советом Республики Коми было внесено 86 законопроектов, принят 1 закон; Государственное Собрание Республики Марий Эл внесло 13 законопроектов, принят 1 закон; Государственный Совет Удмуртской Республики внес 35 законопроектов, принято 3 закона; Законодательное Собрание Вологодской области внесло 74 законопроекта, принято 3 закона; Архангельское областное Собрание депутатов — из 29 законопроектов ни один не был принят; Костромская областная Дума внесла 58 законопроектов, из них 3 стали федеральными законами.
Притом, что законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ было внесено значительное число законопроектов, качество принятых по их инициативе законов остается не очень высоким (таблица № 2 – представлена в конце документа).
Причин, как отмечают аналитики,
по-прежнему остается несколько. Это: низкая
степень профессионализма авторов
законопроектов; запаздывание с выдвижением
инициатив и длительный срок (устаревание)
нахождения их на рассмотрении в парламенте
(от 14 до 3710 дней); несовершенство порядка
осуществления законодательной
инициативы в Государственной Думе,
позволяющее отклонять их по формальным
признакам; большие сложности (этот
вопрос неоднократно обсуждался на различных
уровнях государственной
Так, например, в 2006 г. Государственной
Думой было отклонено 172 законопроекта,
внесенных органами законодательной
власти субъектов РФ, в первом и
втором чтении; 39 были сняты с рассмотрения
в связи с их отзывом субъектом
права законодательной
Необходимо отметить, что ежегодно растет число законопроектов, вносимых в Государственную Думу органами власти субъектов РФ, в том числе законопроектов, внесенных в Государственную Думу региональными законодательными органами совместно с депутатами Государственной Думы. Причем законопроекты, внесенные совместно, гораздо чаще становятся законами, чем законопроекты, внесенные только региональными субъектами права законодательной инициативы.
В связи с этим администрацией
и Законодательным Собранием
Кировской области
Более качественному решению
этих вопросов может способствовать
накопленный опыт работы законодательных
и исполнительных органов власти
субъектов Федерации и
Подводя итог, можно констатировать следующее:
объективная сложность нового,
постперестроечного периода законодательной
деятельности заключается в том,
что законодатель не столько был
занят формированием
для стабилизации отраслевой
законодательной базы федеральным
законодательным органам
два уровня законотворческой деятельности, федеральный и региональный, определяют проблематику формирования качественного, непротиворечивого законодательства. Дальнейшее развитие этой системы может быть найдено как в рамках реализации программы государственного строительства, так и на пути создания общественных и смешанных по своему статусу мониторинговых структур. Первый вариант в значительной степени отражает предыдущий этап развития Российского государства, второй отвечает современным стандартам европейской демократии.
Без учета и глубокого осмысления указанных факторов эффективность и качество законотворческой деятельности в ближайшие годы могут быть недостаточны, так как динамика развития общественных отношений за последнее десятилетие превосходит динамику развития законодательства.
Информация о работе Динамика и качество законотворческого процесса в Российской Федерации