Деятельность прокуратуры в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 18:08, доклад

Описание работы

Неблагополучное состояние законности в сфере предпринимательской деятельности обусловливает необходимость активизации и повышения эффективности прокурорского надзора за соблюдением прав ее субъектов.

Работа содержит 1 файл

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРАТУРЫ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ.doc

— 56.00 Кб (Скачать)

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ПРОКУРАТУРЫ В  СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ

    СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

    Неблагополучное состояние законности в сфере  предпринимательской деятельности обусловливает необходимость активизации  и повышения эффективности прокурорского  надзора за соблюдением прав ее субъектов.

    В целях организации прокурорского  надзора в соответствии с новыми экономическими реалиями Генеральным  прокурором РФ издан Приказ от 31 марта 2008 г. N 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности»,1 который с учетом наработанной практики серьезно скорректировал задачи прокуроров. В частности, появились нормы, предписывающие прокурорам осуществлять постоянный мониторинг в сфере соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, исключить факты вовлечения органов прокуратуры в хозяйственные споры между коммерческими структурами, обеспечить постоянный надзор над исполнением Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»2, противодействовать рейдерским захватам. Особое внимание в плане защиты прав предпринимателей уделено сфере надзора над оперативно-розыскной деятельностью, а также регистрационно-учетной работой органов, осуществляющих уголовное преследование. Кроме того, прокурорам предписано обеспечить гласность и прозрачность в деятельности органов прокуратуры на рассматриваемом участке, активно использовать в этих целях возможности средств массовой информации.

    Вместе  с тем стойкие негативные тенденции  в сфере деятельности чиновников, в том числе представителей многочисленных органов государственного контроля (надзора), серьезно затрудняющие свободное развитие предпринимательства, обусловили необходимость издания Президентом РФ Указа от 15 мая 2008 г. N 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности»3, Правительству РФ предписывалось оперативно разработать ряд законодательных предложений, среди которых особое место занимает положение о проведении внеплановых мероприятий по контролю в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства только в целях выявления нарушений, представляющих непосредственную угрозу жизни или здоровью людей, по согласованию с прокурором субъекта Федерации. То есть созданы предпосылки для включения прокурора как лица, надзирающего за деятельностью контролирующих органов, в процедуру оценки законности проводимых этими органами внеплановых мероприятий, поскольку наработанная к тому времени практика имела немало примеров использования возможностей органов контроля (надзора) для решения "воспитательных" задач в отношении отдельных предпринимателей.

    В целях учета мнения субъектов  предпринимательской деятельности, борьбы с коррупцией, оперативного и своевременного выявления и пресечения нарушений закона, повышения гласности и прозрачности деятельности органов прокуратуры на этом направлении по поручению Генеральной прокуратуры РФ созданы и начали свою деятельность общественные советы по защите малого и среднего бизнеса с участием представителей прокуратур субъектов Федерации, правоохранительных и контролирующих органов, общественных организаций и объединений предпринимателей. Работа советов позволит повысить эффективность взаимодействия органов прокуратуры и общественных организаций, представляющих интересы предпринимателей.4

    Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении  государственного контроля (надзора) и  муниципального контроля»5, значительно шире определяет участие прокурора в рассматриваемой сфере.

    Прежде  всего в нем реализованы предпосылки  по вопросам защиты субъектов малого и среднего бизнеса, роль прокурора  стала более значимой. В силу того что Закон о защите распространяется на деятельность по осуществлению внеплановых проверок органов не только государственного контроля (надзора), но и органов муниципального контроля, круг поднадзорных прокурору субъектов в рассматриваемой сфере стал шире. Кроме того, дополнены и основания для проведения внеплановой проверки, когда требуется согласование с прокурором. Так, помимо просто угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, презюмируется и собственно причинение такого вреда, причем круг подвергшихся угрозе вреда или непосредственному его причинению объектов расширился за счет животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Наконец, в Законе закреплено, что внеплановая проверка согласовывается не с прокурором субъекта Федерации, а с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 6

    На  органы прокуратуры рассматриваемым Законом возложен и ряд иных полномочий. Во-первых, они должны осуществлять ежеквартальный мониторинг внеплановых выездных проверок. Как известно, понятие "мониторинг" означает наблюдение и уже активно используется в практической деятельности прокуроров. Например, в упомянутом выше Приказе N 53 прокурорам предписано осуществлять постоянный мониторинг в сфере соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Используются в ведомственной нормативной базе такие понятия, как мониторинг правовых актов органов власти и местного самоуправления, мониторинг ведущих средств массовой информации и ряд других. Безусловно, и рассматриваемое направление мониторинга найдет свою конкретизацию в акте Генерального прокурора РФ. По нашему мнению, речь должна идти о сверке прокурорами заявленных контролирующими органами и реально проведенных ими контрольных мероприятий, а также об анализе результатов таких проверок.

    Наконец, необходимо отметить, что в соответствии с частью 6 ст. 9 Закона о защите прав все подпадающие под его действие контролирующие органы обязаны в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направлять проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры. При этом форма и содержание ежегодного сводного плана проведения плановых проверок устанавливаются Правительством РФ. Как представляется, данная законодательная норма имеет определенные изъяны. Вызывает сомнение целесообразность учета на уровне Генеральной прокуратуры РФ плановых проверок тех же органов муниципального и даже регионального государственного контроля. Это эффективнее делать на уровне прокуратур субъектов Федерации (приравненных к ним специализированных прокуратур). Так же вызывает сомнение целесообразность положения, предписывающему Генеральной прокуратуре России размещать ежегодный сводный план проведения плановых проверок на своем официальном сайте в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года. Это требует большой объем информации и большое количество работников для ее формирования.7

    Некоторые практики и ученые в сфере прокурорского  надзора высказывают опасения в  отношении в принципе целесообразности придания гласности такой информации, поскольку предупрежденные подобным образом субъекты предпринимательской деятельности смогут либо оперативно прикрыть (или перерегистрировать) свой бизнес, либо попытаться заранее договориться с проверяющими. Кроме того, полагаем, что конечной целью проверок государственного и муниципального контроля является не только наказание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но и, в первую очередь, предотвращение нарушений законодательства, их профилактика. Таким образом, если предприниматели будут готовиться к проведению плановых мероприятий, они будут устранять допущенные при осуществлении своей деятельности нарушения.

    Практика  показывает, что органы государственной  власти субъектов Федерации и  местного самоуправления не в полной мере обеспечивают создание благоприятных  условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Органы  местного самоуправления некоторых  субъектов Российской Федерации  не разработали и не приняли акты, предусмотренные ФЗ от 24 июля 2007 г. "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", не определили порядок создания координационных (совещательных) органов в указанной сфере, формирования, ведения и опубликования перечней муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц и предназначенного для сдачи в аренду, порядок и условия сдачи в аренду такого имущества.8

    Для ускорения процессов разработки и принятия региональных законов, устанавливающих  предельные значения площадей арендуемых предпринимателями помещений и срок рассрочки оплаты арендуемого имущества, прокурорам субъектов Федерации целесообразно вносить соответствующие представления уполномоченным органам власти.

    Требуют прокурорского реагирования и факты  создания дискриминационных условий  деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, связанных с арендой муниципального имущества, а также факты установления административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности и нарушений законодательства о защите конкуренции.

    Деятельность  органов прокуратуры в рассматриваемой сфере правоотношений построена на принципах гласности, открытости и доступности информации о ней для населения.

    В этой связи прокурорам необходимо систематически и оперативно направлять в средства массовой информации сообщения о принятых ими мерах по соблюдению законных интересов предпринимателей, в том числе направленных на устранение ограничений, препятствующих созданию благоприятных условий их развития. При этом целесообразно шире использовать возможности сети Интернет, направляя для размещения на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ наиболее значимые и актуальные материалы прокурорской практики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

      1.Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»//СЗ РФ, 2008, N 52 (часть I) ст. 6249.

      2.Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"//СЗ РФ, 2007, N 31, ст. 4006.

      3.Указ Президента РФ от 15 мая 2008 г. N 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности»//СЗ РФ, 2008, N 20 ст. 2293.

      4.Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 31 марта 2008 г. N 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности»

      5.А.Ю.Винокуров. Деятельность прокуратуры в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности/А.Ю.Винокуров// «Законодательство и экономика», 2009, № 4

      6.А.Паламарчук. Надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности/А.Паламарчук.// Законность, 2008, № 11.

Информация о работе Деятельность прокуратуры в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности