Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 18:08, доклад
Неблагополучное состояние законности в сфере предпринимательской деятельности обусловливает необходимость активизации и повышения эффективности прокурорского надзора за соблюдением прав ее субъектов.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРАТУРЫ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ
СУБЪЕКТОВ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Неблагополучное
состояние законности в сфере
предпринимательской
В
целях организации
Вместе с тем стойкие негативные тенденции в сфере деятельности чиновников, в том числе представителей многочисленных органов государственного контроля (надзора), серьезно затрудняющие свободное развитие предпринимательства, обусловили необходимость издания Президентом РФ Указа от 15 мая 2008 г. N 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности»3, Правительству РФ предписывалось оперативно разработать ряд законодательных предложений, среди которых особое место занимает положение о проведении внеплановых мероприятий по контролю в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства только в целях выявления нарушений, представляющих непосредственную угрозу жизни или здоровью людей, по согласованию с прокурором субъекта Федерации. То есть созданы предпосылки для включения прокурора как лица, надзирающего за деятельностью контролирующих органов, в процедуру оценки законности проводимых этими органами внеплановых мероприятий, поскольку наработанная к тому времени практика имела немало примеров использования возможностей органов контроля (надзора) для решения "воспитательных" задач в отношении отдельных предпринимателей.
В
целях учета мнения субъектов
предпринимательской
Федеральный
закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите
прав юридических лиц и
Прежде
всего в нем реализованы
На
органы прокуратуры рассматриваемым За
Наконец, необходимо отметить, что в соответствии с частью 6 ст. 9 Закона о защите прав все подпадающие под его действие контролирующие органы обязаны в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направлять проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры. При этом форма и содержание ежегодного сводного плана проведения плановых проверок устанавливаются Правительством РФ. Как представляется, данная законодательная норма имеет определенные изъяны. Вызывает сомнение целесообразность учета на уровне Генеральной прокуратуры РФ плановых проверок тех же органов муниципального и даже регионального государственного контроля. Это эффективнее делать на уровне прокуратур субъектов Федерации (приравненных к ним специализированных прокуратур). Так же вызывает сомнение целесообразность положения, предписывающему Генеральной прокуратуре России размещать ежегодный сводный план проведения плановых проверок на своем официальном сайте в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года. Это требует большой объем информации и большое количество работников для ее формирования.7
Некоторые
практики и ученые в сфере прокурорского
надзора высказывают опасения в
отношении в принципе целесообразности
придания гласности такой информации,
поскольку предупрежденные
Практика показывает, что органы государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления не в полной мере обеспечивают создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Органы местного самоуправления некоторых субъектов Российской Федерации не разработали и не приняли акты, предусмотренные ФЗ от 24 июля 2007 г. "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", не определили порядок создания координационных (совещательных) органов в указанной сфере, формирования, ведения и опубликования перечней муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц и предназначенного для сдачи в аренду, порядок и условия сдачи в аренду такого имущества.8
Для ускорения процессов разработки и принятия региональных законов, устанавливающих предельные значения площадей арендуемых предпринимателями помещений и срок рассрочки оплаты арендуемого имущества, прокурорам субъектов Федерации целесообразно вносить соответствующие представления уполномоченным органам власти.
Требуют прокурорского реагирования и факты создания дискриминационных условий деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, связанных с арендой муниципального имущества, а также факты установления административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности и нарушений законодательства о защите конкуренции.
Деятельность органов прокуратуры в рассматриваемой сфере правоотношений построена на принципах гласности, открытости и доступности информации о ней для населения.
В
этой связи прокурорам необходимо систематически
и оперативно направлять в средства
массовой информации сообщения о принятых
ими мерах по соблюдению законных интересов
предпринимателей, в том числе направленных
на устранение ограничений, препятствующих
созданию благоприятных условий их развития.
При этом целесообразно шире использовать
возможности сети Интернет, направляя
для размещения на официальном сайте Генеральной
прокуратуры РФ наиболее значимые и актуальные
материалы прокурорской практики.
Список
использованной литературы
1.Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»//СЗ РФ, 2008, N 52 (часть I) ст. 6249.
2.Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"//СЗ РФ, 2007, N 31, ст. 4006.
3.Указ Президента РФ от 15 мая 2008 г. N 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности»//СЗ РФ, 2008, N 20 ст. 2293.
4.Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 31 марта 2008 г. N 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности»
5.А.Ю.Винокуров. Деятельность прокуратуры в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности/А.Ю.Винокуров// «Законодательство и экономика», 2009, № 4
6.А.Паламарчук. Надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности/А.Паламарчук.// Законность, 2008, № 11.