Девиантное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 20:38, реферат

Описание работы

Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития.

Содержание

Введение.
1. Понятие и виды девиантного поведения…………………………………….2
2. Теории девиантного поведения. Причины девиантного поведения…………………………………………………………………………5
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 43.54 Кб (Скачать)

Социологические теории девиантности.

Первым значительным социологическим  исследованием, затрагивающим проблему девиантности, следует считать «Самоубийство» Э. Дюркгейма.8 Самоубийство фактически представляет собой агрессивное поведение, направленное против самого субъекта. Дюркгейм первым показал, что девиантный поступок (самоубийство) есть результат взаимоотношений общества и индивида. Уровень самоубийств определяется спецификой социальных отношений, а не личностных качеств людей. Очень важной является его концепция аномии и тезис о том, что для современного общества именно в этом состоянии таится наибольшая опасность. Аномия – это такое состояние общества, когда прежняя система регулирующих норм и ценностей разрушена, а замена еще не сформировалась. В состоянии аномии общество представляет собой поле столкновений индивидуальных амбиций своих членов и регулируется правом силы. Это связано с тем, что каждый человек, по выражению Дюркгейма, представляет собой «бездну желаний». Сдерживать эти желания, и регулировать их направленность может только общество, ведь инстинктивных регуляторов у человека нет. Именно общество создает представления о норме и девиантности, которые размываются в состоянии аномии. Подобное состояние – бич современных обществ, т.к. именно с ним связанно большинство преступлений, психических расстройств и самоубийств.

Теория социального  напряжения. Одной из наиболее популярных теорий девиантного поведения является теория социального напряжения Р. Мертона.9 При создании этой теории, Мертон использовал дюркгеймовскую концепцию аномии применительно к проблемам социологии преступности. Главная идея этой теории заключается в том, что основной причиной преступности является противоречие между ценностями, на которые общество нацеливает людей, и возможностями их достижения по установленным обществом правилам. Возникающее социальное напряжение приводит к тому, что человек, не сумевший получить определенные ценности, будет реагировать на это той или иной формой девиантного поведения (в том числе и связанно с агрессией и насилием). Всего Мертон выделял пять типов реакций на устанавливаемые обществом ценности и институционализированные средства их достижения: конформизм, инновация, ритуализм, отступление и мятеж.

Субкультурная теория. Родоначальником этого направления можно считать Т. Селлина, опубликовавшего в 1938 году работу «Конфликт культур и преступность»10. В этой работе Селлин рассматривал в качестве криминогенного фактора конфликт между культурными ценностями различных сообществ. На основе теории Селлина американский социолог А. Коэн разработал свою концепцию субкультур. Коэн в масштабе небольших социальных групп рассмотрел особенности культурных ценностей криминальных объединений (банд, сообществ, группировок).11 В этих микрогруппах могут формироваться своего рода «миникультуры» (взгляды, привычки, умения стереотипы поведения, нормы общения, права и обязанности, меры наказания нарушителей норм, выработанные такой микрогруппой) - этот феномен получил название субкультуры. Субкультурная теория уделяет особое внимание группе (субкультуре), как носителю девиантных идей. Существуют субкультуры, исповедующие нормы и ценности, совершенно отличные от общепринятых. Люди, принадлежащие к этим субкультурам, строят свое поведение в соответствии с групповыми предписаниями, но доминантные социальные группы определяют это поведение, как девиантное. Коэн обобщил идею о том, что большинство девиантных групп являются негативным отражением культуры большей части общества

Теория приклеивания ярлыков. Теоретико-методологической базой этого подхода является символический интеракционизм Дж. Г. Мида. Эту теорию ученый из Колумбийского университета Ф. Танненбаум попытался применить к анализу девиантного поведения. Он акцентирует внимание на том, как общество реагирует на различного рода социальный отклонения и, таким образом, влияет на их репродукцию. Определяя какой-либо поступок человека, как девиантный, общество наклеивает ярлык. Таким образом, ярлыки - суть отрицательные оценки общества. Их действие имеет две стороны: они удерживают от антиобщественных поступков, но при неумелом их применении они могут провоцировать антисоциальное поведение. Эта теория разделяет точку зрения о том, что неравенство между группами людей в обществе может влиять на то, кто считается девиантом, а кто - нет. Теория приклеивания ярлыков фокусирует внимание на социальной природе процесса, в котором одни индивиды в обществе могут приклеить ярлык другим индивидам, считая их девиантами. В центре внимания находится также то, как индивид, определенный как девиант приспосабливается к мнению о себе как о таковом (принимает «ярлык девианта»). Сторонники теории ярлыков утверждают, что всегда, когда какие-либо члены общества называются «преступниками», «алкоголиками» или «душевнобольными», имеет место процесс приклеивание ярлыков. Он включает в себя лицо или группу, приклеивающих ярлык и лицо или группу, к которым этот ярлык применяется. Ярлык – это негативное определение, фиксирующее место человека или группы на ценностной шкале «хорошо/плохо».12

Психологические теории.

Классический  психоанализ З. Фрейд. «Нормальным» поведение будет в том случае, если инстинктивные импульсы «Оно», не вступают в противоречие с нормативными требованиями «Сверх- Я», отраженными в сознании («Я»), порождая внутренний конфликт. Сознание – «Я» - стремясь не допустить конфликта, вынуждено прибегать к сублимации агрессивных и сексуальных импульсов. Сублимация – это механизм перевода темной, стихийной энергии инстинктов в культурно приемлемые рамки. Например, если человек склонен к агрессии (имеет доминирующий танатос), он может «выпустить пар» занимаясь тяжелым физическим трудом или агрессивными видами спорта. Если некто сталкивается с повышенным давлением на сознание эротических (либидиозных) импульсов, то он может сублимировать их в творческие виды деятельности, искусство и т.д. Однако, давление подсознательных влечений на «Я» может быть слишком сильным, что бы быть полностью сублимированным. С другой стороны, незрелое, неразвитое «Я» может оказаться неспособным к сублимации, которая требует творчества. В этом случае человек начинает ощущать тревогу, в связи с назревающим внутренним конфликтом. В этих случаях сознание, чтобы смягчить конфликт между «Оно» и «Сверх-Я» и защититься от тревоги, использует защитные механизмы. Их действие связано с искажением реальности и самообманом, благодаря чему сознание защищается от травмирующих и неприемлемых переживаний. Фрейд описал несколько основных защитных механизмов - это вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия и отрицание.

Фрейд утверждал, что защитные механизмы действуют на подсознательном  уровне, и все люди время от времени  прибегают к ним. В тех случаях, когда с их помощью не удается снизить напряжение, возникают неврозы – белее или менее заметные расстройства нормальной психической деятельности. Вместе с тем люди различаются между собой по способности к сублимации и к контролю над влечениями. Многое зависит от степени развития, зрелости личности, основы которой закладываются в раннем детстве. Корни многих неврозов и более тяжелых расстройств – психозов – следует, по мнению Фрейда, искать в ранних детских переживаниях.13

Таким образом, существует огромное количество теорий девиантного поведения  и каждая теория по-разному подходит к определению сущности данного  явления и его причин. Данное разнообразие объясняется прежде всего тем, что  девиантное поведение – это явление  прежде всего социальное, это поведение  самого загадочного существа на планете  Земля – человека; и поэтому  оно имеет множество различных  оттенков и аспектов, которые и  пытаются объяснить ученые-социологи  и психологи каждый со своей  точки  зрения. Пользоваться тем или иным подходом в зависимости от ситуации.

Заключение.

Итак, мы определили, что  девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы  ими нарушаются. Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения  процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние «социальной дезорганизации», когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения. Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.

Отклоняющееся поведение  часто служит основанием, началом  существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся  поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы  для общества, до сих пор практически  не разрешен. Если рассматривать любые  области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определенно ответить на этот вопрос (например, какие нормы лучше: воспринятые нами республиканские  культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета или  нормы этикета наших отцов  и дедов?). Удовлетворительный ответ  на эти вопросы дать трудно. Вместе с тем не все формы девиантного  поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные  отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению  полезных для общества новых культурных образцов. Следует признать, что  подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов - распознавать и отбирать полезные культурные образцы  в отклоняющемся поведении индивидов  и групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

Научная и учебная  литература:

1) Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. - М.,1980.- 320 C.

2) Дюркгейм Э. «Самоубийство».- Сбп.,1912. Перевод с французского Ильинского А. Н. - 512 С.

3) Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения. - М., 1965.- 600 С.

4) Коэн А. Отклоняющееся поведение и контроль над ним: перспективы, проблемы, методы. - М., 1972.- 292 С.

5) Ломброзо Ч. Преступный человек.-Мидгард, 2005. - 874 С.

6) Мертон Р. Социальная структура и аномия.//Социология преступности (Современные буржуазные теории) – М., 1966. Перевод с французского Самарской Е.А.. Редактор перевода М.Н. Грецкий .- 463 С.

7) Селлин Т. Конфликт культур и преступность. - Нью-Йорк. 1938. – 289 С.

8) Смелзер Н. Социология.- М., 1998.- 688 С.

9)Уолш. Д.Новые направления в социологической теории. - М., 1978.- 200 С.

Интернет источники:

1)http://www.na5.ru/511007-2.

2)http://www.sosnovschool.ucoz.ru/index/otklonjajushheesja_povedenie_i_ego_tipy/0-122.          

3)http://www.khomich.narod.ru/DEVIANTNOE-POVEDENIE/Deviantnoe-posobie.htm.

1 Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения. - М., 1965. -С.520.

2 Уолш. Д.Новые направления в социологической теории. - М., 1978.- С.98.

3 Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. - М.,1980.- С.257.

4 Смелзер Н. Социология.- М., 1998.- 688 с.

5 http://na5.ru/511007-2. Обращение к сайту 14.02.2011.

6 http://www.sosnovo-school.ucoz.ru/index/otklonjajushheesja_povedenie_i_ego_tipy/0-122.Обращение к сайту 25.02.11.

7 См.: Ломброзо Ч. Преступный человек.- МИДГАРД, 2005. - 874 С.

8 См.:Дюркгейм Э. «Самоубийство».- Сбп.,1912. Перевод с французского Ильинского А. Н. - 512 С.

9 Мертон Р. Социальная структура и аномия.//Социология преступности (Современные буржуазные теории) – М., 1966. Перевод с французского Самарской Е.А.. Редактор перевода М.Н. Грецкий .- C. 299-313.

10 Селлин Т. Конфликт культур и преступность. - Нью-Йорк. 1938. – С. 137.

11 Коэн А. Отклоняющееся поведение и контроль над ним: перспективы, проблемы, методы. - М., 1972.- С. 292.

12 http://khomich.narod.ru/DEVIANTNOE-POVEDENIE/Deviantnoe-posobie.htm. Обращение к сайту 14.02.2011.

13 http://khomich.narod.ru/DEVIANTNOE-POVEDENIE/Deviantnoe-posobie.htm. Обращение к сайту 14.02.2011.

 

 

  

 

 


Информация о работе Девиантное поведение