Цивилизационный подход

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 04:24, реферат

Описание работы

Классификация формы государства - это систематика государства, относящаяся к организации и устройству государственной власти; типизация государства - суть деление (группировка) государств с учетом факторов развития народовластия как родовой сущности государства. Форма государства соотносится с его типом как форма соотносится с сущностью вообще: она есть внешняя организация государства определенного типа.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
I.Тип государства………………………………………………………………...4
II.Подходы к типологии государств…………………………………………….5
1.Формационный подход………………………………………………………...5
1.1.Рабовладельческое государство…………………………………………….6
1.2.Феодальное государство…………………………………………...………...7
1.3.Буржуазное государство……………………………………………………..7
1.4.Социалистическое государство………………………………………………8
2.Цивилизационный подход……………………………………………………...8
2.1.Первичные цивилизации……………………………………………………...9
2.2.Вторичные цивилизации…………………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………….11
Список использованной литературы…………………………………………...12

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 29.67 Кб (Скачать)

  Цивилизационный подход выделяет три принципа соотношения  государства и духовно-культурной жизни общества:

  1)Сущность государства определяется как соотношением социальных сил, так и накоплением, преемственностью культурно-духовных образцов поведения.

  2)Государственная  власть как центральное явление  мира политики может рассматриваться  в то же время как часть  мира культуры.

  3)Разнообразие национальных культур обуславливает пути развития государств, их типы.

  Цивилизационный подход к решению вопроса о  соотношении государства и социально-экономического строя исходит из стремления покончить  с абсолютизацией материально-экономического начала, из взгляда на государство  с предельно широких позиций  определяющего воздействия на него духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. В  отличие от формационной теории, обосновывающей наличие детерминации государства  экономическими причинами, цивилизационная  теория доказывает существование детерминации духовными факторами, которые могут  блокировать, или поощрять развитие государства. Но было бы неверным в  характеристике и понимании государства  стоять на позициях признания равноправности двух подходов, или представлений, что  цивилизационное влияние на развитие государства, осуществляется в рамках формационного, базисно-надстроечного  и  социально-экономического подхода.[3, c. 46-47]

  Исходя  из степени духовности народа, культуры, идеологии, национального характера, менталитета, географической среды  и других факторов сторонники цивилизационного подхода делят цивилизации на:

  • первичные;
  • вторичные;
 

2.1.Первичные  цивилизации

  К первичным цивилизациям отнесены государства  – древневосточное (Египет, Персия, Шумеры, Вавилон, Бирма), эллинское (Спарта, Афины), римское, средневековое. Для первичных цивилизаций характерна командно-административная организация государственной власти. Государство обеспечивает как политическое, так и хозяйственно-социальное функционирование общества, а не определяется ими. Из первичных цивилизаций сохранились только те, которые смогли последовательно развить духовно-культурное начало во всех видах деятельности человека (египетская, китайская, мексиканская, западня, православная, арабская). 

2.2.Вторичные  цивилизации

  К вторичным – государства Западной Европы, Северной Америки, Восточной Европы, Латинской Америки (государства нового и новейшего времени, современные государства) возникли на основе изначально обозначившегося различия междугосударственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть оказалась не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных цивилизациям. Европейская цивилизация, начиная со времен античности, тяготеет к рыночно собственническому укладу, гражданському обществу и правовой организации. Государства Северной Америки восприняли и развили эту направленность европейских государства.[2, c. 57-58] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

  С позиций общечеловеческих ценностей, которые стали доминирующими во второй половине XX в., привлекательнее выглядит цивилизационный подход – особенно к типологии современных государств, которые невозможно подвести под формационную классификацию типов государств. Современная концепция цивилизации оказывается намного шире и богаче формационного подхода. Она позволяет познавать прошлое через все формы деятельности человека – экономико-трудовую, социально-политическую, культурно-духовную и другие – во всем многообразии общественных связей. Она актуальна потому, что в центр изучения прошлого и настоящего ставит человека как творческую и конкретную личность, а не как классово-обезличенный индивидуум; различает не только противостояние классов и социальных групп, но и учитывает сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. Венгеров А.В.  – Теория государства и права, М.: Юриспруденция, 1999;
  2. Скакун О.Ф. – Теория государства и права: Учебник, Х.: Консум, 2000;
  3. За редакцією проф. Цвіка М.В.,Ткаченка В.Д. – Загальна теорія держави та права, Х.: Право, 2002;
  4. Карасев В.И. – Общество, государство, цивилизация: к теории становления социумов, М.: МПСИ, 2000;

Информация о работе Цивилизационный подход