Цицерон о государстве и праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:23, реферат

Описание работы

Марк Туллий Цицерон является знаменитым римским оратором, юристом, государственным деятелем и мыслителем. Родился в 106 году до нашей эры и умер в 43 году до нашей эры. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях (например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных политических и судебных речах.1

Работа содержит 1 файл

печатать!!!!! Реферат по ИППУ Цицерон.docx

— 36.35 Кб (Скачать)

         В своем учении о естественном праве Цицерон находился под большим влиянием соответствующих идей Платона, Аристотеля и ряда стоиков. Это влияние заметно и там, где он видит существо и смысл справедливости (и, следовательно, основной принцип естественного права) в том, что «она воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними».

         Справедливость, согласно Цицерону, требует не вредить другим и не нарушать чужую собственность. «Первое требование справедливости, — отмечал он, — состоит в  том, чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцирован  на это несправедливостью, а затем, чтобы все пользовались общей  собственностью как общей, а частной  — как своей». С этих позиций  он отвергал такие акции римских  популяров, как кассация долгов, ущемление крупных землевладельцев и раздача своим приверженцам и плебсу денег и имущества, отнятых у законных владельцев.

         Естественное право (высший, истинный закон), согласно Цицерону, возникло «раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано». Само государство (как  «общий правопорядок») с его установлениями и законами является по своей сущности воплощением того, что по природе  есть справедливость и право.

         Отсюда вытекает требование, чтобы человеческие установления (политические учреждения, писаные  законы и т.д.) соответствовали справедливости и праву, ибо последние не зависят  от мнения и усмотрения людей.

         Право устанавливается  природой, а не человеческими решениями  и постановлениями. «Если бы права  устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами  судей, — писал Цицерон, — то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные  завещания, если бы права эти могли  получать одобрение голосованием или  решением толпы». Закон, устанавливаемый  людьми, не может нарушить порядок  в природе и  создавать право из бесправия или благо из зла, честное из позорного.8

         В учении Цицерона о  праве наряду с отличием естественного  права от писаного содержится деление  самого писаного права на частное  и публичное право. Так называемое право народов трактуется им как  частью положительное право разных народов и частью как естественное право международного общения (т. е. как международное естественное право). Он формулирует существенный принцип международного права о  необходимости соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами.

         Творческое наследие Цицерона, в том числе и его  учение о государстве и праве, оказало большое влияние на всю  последующую человеческую культуру. Его труды находились в центре внимания римских (стоики, юристы, историки) и христианских (Лактанций, Августин и др.) авторов. Пристальный интерес к его идеям проявляли мыслители эпохи Возрождения, а затем и французские просветители, видевшие в Цицероне своего великого предтечу и гуманиста. Большим авторитетом имя и идеи Цицерона как великого республиканца, борца за свободу и справедливость пользовались у деятелей Французской революции (О. Мирабо, М. Робеспьера и др.).9 

 

         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         В истории политической и правовой мысли наибольшее внимание многочисленных авторов привлекали положения Цицерона о формах государства, о смешанном правлении, о государстве как деле народа и правовом сообществе, о естественном праве, о гражданине как субъекте права и государства (Ф. Аквинский, Г. Греции, Ш. Л. Монтескье и др.). Суждения Цицерона по этому кругу проблем находятся в поле внимания многочисленных современных интерпретаторов. Творческое наследие Цицерона, в том числе и его учение о государстве и праве, оказало большое влияние на всю последующую человеческую культуру.

         Его труды находились в центре внимания римских (стоики, юристы, историки) и христианских (Лактанций, Августин и др.) авторов. Пристальный интерес к его идеям проявляли мыслители эпохи Возрождения, а затем и французские просветители, видевшие в Цицероне своего великого предтечу и гуманиста. Большим авторитетом имя и идеи Цицерона как великого республиканца, борца за свободу и справедливость пользовались у деятелей Французской революции (О. Мирабо, М. Робеспьера и др.).

         Тема реферата, выбранная  автором, раскрыта.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Учебник под ред. В.С. Нерсесянца. «История политических и правовых учений». - Москва. Инфра-М, 1996.
  2. Мировая энциклопедия биографий. В 12 томах. Т. 2., Мир книги, - М., 2002.
  3. Шпаргалка по истории политических и правовых учений: Ответы на экзаменационные билеты. — М.: Аллель-2000, 2005.
  4. История политических и правовых учений. Домаркссистский период. Под ред. Проф. О.Э. Лейста. - М.: Юридическая Литература, 1991.
  5. Учебник. Под ред. Жидкова О.А. и Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. - Норма – Инфра, М., 1999.

Информация о работе Цицерон о государстве и праве