Автор: a********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 19:56, курсовая работа
Права человека в современном мире — мощный пласт общечеловеческой культуры. Без его освоения невозможно оценивать всю систему сложных политических, социально-психологических, социальных, экономических, международных отношений. Понимание прирожденного характера прав и свобод, принадлежащих человеку, освобождает его от чрезмерной зависимости от государства, позволяет ему отстаивать свои права от каких бы то ни было посягательств.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие, классификация и значение прав и свобод человека…..7
Глава 2. Гарантии прав и свобод человека…………………………………24
Заключение……………………………………………………………….….32
Список литературы…………………………………………………………..34
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКО ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
ОРСКИЙ
ФИЛИАЛ
КАФЕДРА
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ
НАУК
КУРСОВАЯ
РАБОТА
На тему: Человек,
его права и свободы как
высшая ценность.
Проверил:
К.ю.н.
Орск- 2006
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие,
классификация и значение прав и
свобод человека…..7
Глава 2. Гарантии
прав и свобод человека…………………………………24
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Права человека в современном мире — мощный пласт общечеловеческой культуры. Без его освоения невозможно оценивать всю систему сложных политических, социально-психологических, социальных, экономических, международных отношений. Понимание прирожденного характера прав и свобод, принадлежащих человеку, освобождает его от чрезмерной зависимости от государства, позволяет ему отстаивать свои права от каких бы то ни было посягательств.
Сегодня в России все еще отсутствует подлинное уважение к человеку и его правам. И это попятно, поскольку деформация правосознания, происходившая десятилетия, глубоко укоренившееся пренебрежение к правам и свободам создают сложную ситуацию незащищенности индивида, его неуверенность в предсказуемости действий властей. В этой связи первостепенной задачей является обучение культуре прав человека, которое должно распространяться на должностных лиц, и на всех людей, проживающих па территории страны.
На мой взгляд, преодоление сложной ситуации в сфере защиты прав человека зависит не только от государства. Нужны усилия и правозащитных организаций, и каждого отдельно взятого человека, направленные на борьбу против нарушений прав личности и установление юридической ответственности за такие действия.
Правовое демократическое государство признает приоритет нрав человека, ограничивая этими правами свои властные функции. Поэтому подлинная природа государства раскрывается через права человека, место и роль индивида в обществе, его взаимоотношения с государством.
В теории прав человека необходимо исследовать их развитие и обогащение, появление новых "поколений" прав человека и причины, обусловившие такой процесс. Важно раскрыть структуру прав человека, определяемую спецификой сферы его деятельности: личной (гражданской), политической, социальной, экономической и культурной. Это вытекает непосредственно из понятия правового статуса человека (с учетом его расширения), взаимосвязи прав и обязанностей в данной структуре, а равно из предпосылок, определяющих известные различия в правовом статусе в зависимости от того, выступает ли индивид в качестве человека или в качестве гражданина.
Цель
работы – анализ проблемы прав человека
и осуществление следующих
-
определить значение прав
- произвести классификацию прав человека;
-
доказать актуальности
- изучить гарантии в области прав человека.
В литературе неоднократно поднималась проблема ограничения прав человека и гражданина. Так, В.С. Устинов выделяет три таких критерия: 1) цель: обеспечение должного признания и уважения прав и свобод других граждан и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе; 2) законность ограничений: введение ограничений только на основе закона; 3) необходимость индикаторов определения степени ограничения прав человека. 1
Волкова Н.С. считает, что проблема обеспечения общественной безопасности и правового (законного) ограничения прав и свобод человека в современных условиях приобретает особую остроту и требует самого пристального внимания.2
Можно согласиться с А. Никитиным, который считает что «права человека не создаются государством, а по существу присвоены личности». Являются для нее естественными. Без этих прав и свобод человек не может иметь чести и достоинства.3
В условиях формирования в России правового демократического государства и гражданского общества на фоне существующих проблем обеспечения прав и свобод граждан особую роль играют правовые (юридические гарантии, поскольку именно они предполагают юридическую ответственность государства и его органов власти и управления, местного самоуправления за нарушение прав и законных интересов личности, а также повышение значимости и уровня реализаций права, повышение правовой культуры общества.4
Ю.Макаров справедливо отмечает: «Для России с ее чрезвычайно богатой, удивительно интересной и трагической историей проблема свобод личности всегда была преобладающим фактором общественного развития. Действующая Конституция Российской Федерации признает высшей ценностью права и свободы человека. Это - единственная высшая ценность, все остальные общественные ценности по отношению к ней занимают иной уровень и не могут ей противоречить».5
И
хотя сегодня в России права и
свободы личности подвергаются серьезным
испытаниям, необходимо отметить, что
их официальное признание и законодательное
закрепление есть существенный фактор
формирования российского правового государства,
становления истинно демократических
институтов и гражданского общества.
Глава 1.
Понятие, классификация и значение
прав и свобод человека.
Права человека — это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношении с обществом, государством, другими индивидами.6
Права человека неотчуждаемы. Никто не может лишить человека его естественных прирожденных прав — на жизнь, на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию в сфере частной жизни и других прав. Современный мир невозможно представить без прав человека, которые основаны на принципах свободы, равенства, справедливости и носят универсальный характер.
Права человека различаются, но времени возникновения ("поколения прав человека"), по сферам жизнедеятельности — личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права и свободы. Ниже будут рассмотрены эти структурные образования, в единстве своем образующие комплекс (каталог) прав и свобод человека и гражданина.
Основные,
фундаментальные права и
Первым поколением прав человека признаются традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных революций, а затем конкретизированы и расширены в практике и законодательстве демократических государств. Речь идет о личных (гражданских) и политических правах - праве на свободу мысли, совести и религии, праве каждого гражданина па ведение государственных дел, праве на равенство перед законом, праве на жизнь, свободу и безопасность личности, праве на свободу от произвольного ареста, задержания пли изгнания, праве па гласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и ряд других. Эти права выражали так называемую "негативную" свободу: они обязывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни.8
Второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического уровня, повышение культурного статуса (так называемые "позитивные права"), для реализации которых требуется организационная, планирующая и иные формы деятельности государства но обеспечению указанных прав.
Нормативное выражение социальных, экономических и культурных прав - права на труд и свободный выбор работы, права па социальное обеспечение, на отдых и досуг, права на защиту материнства и детства, права па образование, права на участие в культурной жизни общества и другие во Всеобщей декларации прав человека и особенно в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах явилось огромным шагом вперед в развитии прав человека, в расширении каталога этих прав, их обогащении.
Права первого поколения по своей природе отличаются от прав второго поколения. Это связано с позицией но отношению к ним государства. Права первого поколения в буржуазной политической и правовой мысли квалифицировались как негативные, т. е. право на защиту от какою-либо вмешательства, в том числе и государственного, и осуществлен не гражданских прав (прав члена гражданского общества) и политических прав (прав участника осуществления политической' власти).
Иная природа у социальных прав. Для их осуществления недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу. Задача состоит в том, чтобы создавать социальные программы и вести всестороннюю организационную и хозяйственную деятельность, которая позволила бы гарантировать провозглашенные права. Ряд современных буржуазных государств не присоединились к Международному пакту о социальных, экономических и культурных правах, мотивируя свою позицию тем, что обозначенные в Пакте права не являются субъективными, поскольку не могут быть защищены в суде. Хотя такого рода позиция не лишена оснований, тем не менее присоединение к Пакту создает обязательства для государства совершенствовать свое внутреннее законодательство и организовывать в соответствии с ним свою деятельность. В конце XX в. государство не может не стремиться к тому, чтобы стать социальным. Это закономерность развития современных государств, нашедших закрепление в ряде конституций зарубежных государств - ФРГ, Франции, Италии, Испании, Португалии, Турции.
В период после второй мировой войны стало формироваться третье поколение прав человека. Их природа составляет предмет дискуссий. На наш взгляд, особенность этих нрав состоит в том, что они являются коллективными и могут осуществляться обществом, ассоциацией.
Личные (гражданские) права (права первого поколения) призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства. Органическая основа и главное назначение гражданских прав состоят в том, чтобы обеспечить приоритет индивидуальных; внутренних ориентиров развития каждой личности.9
Эта категория прав характеризуется тем, что государство признает свободу личности в определенной сфере отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний государства. Она обеспечивает так называемую негативную свободу.
К личным (гражданским) правам и свободам человека относят: право на жизнь и достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность, а также неприкосновенность частной жизни, жилища; свободу передвижения и выбора местожительства; свободу совести; свободу выбора национальности и выбора языка общения. По существу, этот блок прав охватывает фундаментальные аспекты свободы личности, выражая гуманистические принципы всякого демократически организованного общества.
Информация о работе Человек, его права и свободы как высшая ценность