Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:46, курсовая работа
В теории и практике современной России, активно внедряющей институты рыночной экономики, возрождается идея деления права на публичное и частное. Внедрение принципов гражданского общества и правового государства предопределяют активное использование этой идеи в законодательной и правоприменительной деятельности Российского государства, что невозможно без ее теоретического осмысления наукой права.
Сочетание норм публичного и частного пра
Даже основные принципы международного права не кодифицированы, отчего их число и формулировки в различных международных актах не идентичны. Поэтому общее международное право, а также внутреннее право многих государств находят выход из затруднительных ситуаций в толковании международно-правовых норм судом.
Таким образом, по нашему мнению,
является целесообразным наделение
Конституционного Суда РФ полномочиями
по установлению содержания и источников
закрепления общепризнанных принципов
и норм международного права. А для
более эффективного применения данного
рода норм считаем целесообразным издание
единого постановления
К числу таковых, например,
можно отнести следующие
- недопустимость произвола
при толковании закона
- определенность, ясность,
недвусмысленность правовой
- принцип поддержки доверия
гражданина к закону и
- принцип правового государства;
- принцип равенства граждан перед законом;
- принцип разделения властей;
- принцип соразмерности ограничения прав и свобод конституционно значимым целям;
- принцип справедливости
и соразмерности мер
- баланс интересов при
установлении форм ее
- принцип уважения достоинства
личности как равноправного
- принцип недопустимости
придания обратной силы закону,
ограничивающему права граждан,
- принцип запрета
- принцип презумпции
Помимо этого, значительным
упущением авторов действующей
Конституции РФ, на наш взгляд, является
существующий пробел, касающийся определения
общих целей и принципов
Конституция России в ряде
случаев напрямую предписывает руководствоваться
общепризнанными принципами и нормами
международного права. Таковыми являются
положения ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст.
55, ч. 1 ст. 63, ч. 2 ст. 67, ст. 69. Вместе с тем
Конституция умалчивает о других
случаях, когда было бы уместно вспомнить
о нормах международного права. Так,
к совместному ведению
Помимо этого, в Конституции
России не определен и механизм контроля
за соответствием национального
права международным
Конституция как основа правовой
системы государства обладает высшей
юридической силой, приматом в отношении
всех остальных норм. Международное
право учитывает особый статус конституции,
определяющей и закрепляющей законодательно
социально-политическое устройство страны,
ее правовой системы. Утверждая суверенное
право каждого государства
Вместе с тем свобода
государства в определении
Конституция РФ 1993 г. затрагивает многие вопросы международного права. Это и права человека, вопросы территории и границ, ратификация международных договоров, дипломатические отношения и многое другое. Одним из важных нововведений является принципиальное решение в ней вопроса о соотношении международного и внутригосударственного права, признании приоритета международных договоров Российской Федерации над ее внутренними законами.
В п. 4 ст. 15 Конституции РФ
сформулированы две связанные между
собой конституционные нормы: о
включении общепризнанных принципов
и норм международного права и
международных договоров России
в правовую систему Российской Федерации
и о приоритете применения правил
международных договоров РФ перед
российскими законами. Федеральный
закон "О международных договорах
Российской Федерации" от 15 июля 1995
г. законодательно закрепил в преамбуле
положение о том, что Российская
Федерация выступает за неукоснительное
соблюдение обычных и договорных
норм. Тем самым открывается
Конституция закрепила свою высшую юридическую силу и, соответственно, установила, что "законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации" (ч. 1 ст. 15). И хотя нормы международного права не упомянуты, положение о высшей юридической силе Конституции распространяются на все нормы правовой системы страны.
Это положение широко признано
как в отечественной, так и
в международно-правовой литературе.
Так, В.А. Карташкин пишет, что Конституция
России, "признавая приоритет
международного права над
Включение Конституцией России общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации в правовую систему нашей страны является важным историческим шагом. Оно коренным образом меняет понятие правовой системы России, структуру системы источников конституционного права, в том числе ставит по-новому вопрос о соотношении и иерархии правовых актов по их юридической силе.
В связи с этим возникает вопрос, суть которого заключается в установлении иерархии юридической силы в процессе применения и исполнения этих норм в системе источников конституционного права России. Ведь от того, что указанные международные нормы включены в российскую правовую систему, они не перестают быть нормами международного права, являющегося самостоятельной правовой системой, и каждая из этих систем сохраняет свои особенности в определении иерархии юридической силы соответствующих правовых норм и соотношения актов (норм) международного и российского национального права.
Таким образом, в связи с тем, что обычная и договорная нормы международного права обладают равной юридической силой, равным правовым статусом, можно утверждать, что общепризнанные принципы и нормы международного права обладают таким же юридическим статусом в рамках российской правовой системы, как и договорные нормы. Если же общепризнанная норма или принцип будут иметь меньшую юридическую силу, чем закон, это может привести к нарушению Россией своих международных обязательств, которые она, как и другие субъекты международного права, берет на себя добровольно. То есть в случае возникновения коллизии между общепризнанной нормой и правилом, предусмотренным в законе, приоритет в применении должен быть за общепризнанной нормой международного права. В своей деятельности данное положение следует применять всем государственным и муниципальным органам, включая и органы судебной власти.
4.Заключение
Таким образом, в ходе исследование проблемы частного и публичного права, я пришла к следующим выводам.
Структурирование права
по типу "частное- публичное" направлено
на ограничение государственной
власти, гарантирует "область свободы"
субъектов права от проявлений всевластия
государства. Такое деление права
объективно по своему характеру, отражает
бытие двух относительно
самостоятельных сфер - гражданского общества
и государства. Для этих сфер характерны
различные меры дозволенного и запрещенного;
одни задачи решаются в рамках публичного
права, другие - частного. Вместе с тем
право едино в обоих своих проявлениях
- частном и публичном - и лишь в совокупности
может обеспечить сочетание интересов
общества, государства и личности.
Публичное право -- система
централизованного
Частное право - система децентрализованного
регулирования, обеспечиваемая правовым
блоком, включающим в себя нормы
права, институты и отрасли, определяющие
область реализации частных интересов,
регулирующие частноправовые отношения
- отношения частных лиц и (или)
их объединений между собой, закрепляющие
свободу договорных связей, построенные
на началах координации субъектов.
Для неё характерен преимущественно
общедозволительный способ (гражданско-правовой
метод) правового регулирования, отличающийся
началами автономии, юридического равенства
субъектов, их несоподчиненностью и обусловленной
этим диспозитивностью правовых норм.
В основу разграничения права
на частное и публичное должен
быть положен формальный критерий,
т.е. различие следует проводить
в зависимости от способа построения
и регулирования юридических
отношений, присущего частному и
публичному праву.
Наиболее приемлемым среди формальных
критериев разграничения является положение
субъекта в правоотношении и признак централизации
или децентрализации правового регулирования.
Список литературы
Журналы и статьи
1. Абдуллин А.И. Об истоках международного частного права в России // Журнал российского права. - 2003. - № 5.
2. Васильев А.M. О системах советского и международного права // Советское государство и право. 1985. № 1. С.69.
3. Вехи. Интеллигенция в России. Сборник статей. 1909-1910 гг. М., 1991. С 120, 121, 128, 129.
4. Гаврилов В.В. Взаимодействие
международной и национальных
правовых систем и
5. Ганюшкина Е.Б. Ограничение
деятельности государств
6. Ерпылева Н.Ю. Международное частное право России // Гражданин и право. - 2002. - № 7/8.
7. Козлова Т.С. Исторические
корни некоторых институтов
8. Кудашкин В.В. Международные
частные отношения - системные
явления реальной
9. Малеев Ю.Н. Неизвестные, но общепризнанные // Международное право. 2005. № 1. С. 5-20.
10. Мицкевич А. В. Соотношение
системы советского права с
системой советского
11. Российское государство
и право на рубеже тысячелетий
(Всероссийская научная
12. Суханов Е. А. Система частного права // Вестник МГУ. Серия 11, Право. 1994. № 4. С.26-30.
13. Тихомиров Ю.А. Правовая система развитого социализма // Советское государство и право. 1979. № 7. С.ЗЗ.
14. Тихомиров Ю.А. Развитие теории конституционного права // Государство и право. 1998. № 7. С. 6.
15. Тотьев К. Ю. Публичный интерес в правовой доктрине и законодательстве // Государство и право. 2002. № 9. С. 25.
Судебная практика
1. Постановление
2. Постановление
Специальная литература
1. Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000. С. 66-77
2. Всеобщая история государства и права: В 2 т. Т. 1: Древний мир. Средние века. М., 2002. С. 260
3. Гражданское право: В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998. С. 632