Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:12, реферат
Церковь заняло значительную место в истории русского государства. В постсоветской России, после многолетних гонений, влияние церкви и религиозных норм и ценностей на жизнь общества заметно усилилось, что связано с заметной нехваткой духовно-нравственных ценностей во время советского периода.
Перечислим законы,
которые закрепляют религиозное
разнообразие в России и помогают эффективно
бороться с проявлениями дискриминации
по отношению к религиям и к гражданину,
через его религиозные взгляды:
Конституция:
1) Конституция
РФ статья14: «Российская Федерация
- светское государство. Никакая
религия не может
2) Конституция
РФ статья 28: «Гарантируется свобода
совести, свобода
3) Конституция
РФ статья 19: «Закреплен принцип
равенства всех перед законом
и судом. Государством гарантируется
равенство прав и свобод человека и гражданина
независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, имущественного
и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности
к общественным объединениям, а также
других обстоятельств. Запрещаются любые
формы ограничения прав граждан по признакам
социальной, расовой, национальной, языковой
или религиозной принадлежности».
4) Конституция
РФ статья 29: «Каждому гарантируется
свобода мысли и слова. Не допускаются
пропаганда или агитация, возбуждающие
социальную, расовую, национальную или
религиозную ненависть и вражду. Запрещается
пропаганда социального, расового, национального,
религиозного или языкового превосходства.
Никто не может быть принужден к выражению
своих мнений и убеждений или отказу от
них».
Конституционные
нормы вложены в Федеральные
Законы, принятые по различным отраслям
(трудовой кодекс, семейный кодекс, в
федеральных законах об информации,
СМИ, об образовании, о культуре, о гарантии
прав ребенка, о здоровье, об избирательных
правах, о государственной службе), но
возьмем один из них, в котором более подробно
прописаны действия государства и Церкви
в отношении друг друга.
Федеральный закон
от 26.09.1997 № 125-ФЗ “О свободе совести и
о религиозных объединениях”
Федеральное Собрание
Российской Федерации, подтверждая
право каждого на свободу совести
и свободу вероисповедания, а
также на равенство перед законом
независимо от отношения к религии
и убеждений; основываясь на том,
что Российская Федерация является светским
государством; признавая особую роль православия
в истории России, в становлении и развитии
ее духовности и культуры; уважая христианство,
ислам, буддизм, иудаизм и другие религии,
составляющие неотъемлемую часть исторического
наследия народов России; считая важным
содействовать достижению взаимного понимания,
терпимости и уважения в вопросах свободы
совести и свободы вероисповедания; принимает
настоящий Федеральный закон.
Статья 4. Государство
и религиозные объединения
1. Российская
Федерация - светское государство.
Никакая религия не может
2. В соответствии
с конституционным принципом отделения
религиозных объединений от государства
государство: не вмешивается в определение
гражданином своего отношения к религии
и религиозной принадлежности, в воспитание
детей родителями или лицами, их заменяющими,
в соответствии со своими убеждениями
и с учетом права ребенка на свободу совести
и свободу вероисповедания; не возлагает
на религиозные объединения выполнение
функций органов государственной власти,
других государственных органов, государственных
учреждений и органов местного самоуправления;
не вмешивается в деятельность религиозных
объединений, если она не противоречит
настоящему Федеральному закону; обеспечивает
светский характер образования в государственных
и муниципальных образовательных учреждениях.
3. Государство
регулирует предоставление религиозным
организациям налоговых и иных льгот,
оказывает финансовую, материальную и
иную помощь религиозным организациям
в реставрации, содержании и охране зданий
и объектов, являющихся памятниками истории
и культуры, а также в обеспечении преподавания
общеобразовательных дисциплин в образовательных
учреждениях, созданных религиозными
организациями в соответствии с законодательством
Российской Федерации об образовании.
4. Деятельность
органов государственной
5. В соответствии
с конституционным принципом
отделения религиозных
6. Отделение
религиозных объединений от государства
не влечет за собой ограничений прав членов
указанных объединений участвовать наравне
с другими гражданами в управлении делами
государства, выборах в органы государственной
власти и в органы местного самоуправления,
деятельности политических партий, политических
движений и других общественных объединений.
7. По просьбам
религиозных организаций
Статья 6. Религиозные
объединения
1. Религиозным
объединением в Российской
2. Религиозные
объединения могут создаваться
в форме религиозных групп
и религиозных организаций.
3. Создание религиозных
объединений в органах
4. Запрещаются
создание и деятельность
Из данного
закона следует, что в российском законодательстве
имеются все нормы, которые гарантируют
невмешательство государства в канонические
дела церкви, но и невмешательство церкви
в дела государства, но при этом государство
готово помогать Церкви и в экономической
области, реставрационной, образовательной.
Это можно по-разному охарактеризовать,
но в современном обществе, в светском
государстве – это одна из наилучших форм
взаимодействия.
Одновременно
российским законодательством установлена
ответственность за нарушение принципов
равенства всех перед законом, за совершение
правонарушений по религиозным мотивам:
Уголовный кодекс
Российской Федерации рассматривает
совершение преступления по мотиву национальной,
расовой, религиозной ненависти
или вражды как обстоятельство, отягчающее
ответственность.
Уголовному и
административному
- дискриминация,
то есть нарушение прав, свобод
и законных интересов человека
и гражданина в зависимости
от его пола, расы, национальности,
языка, происхождения,
- воспрепятствование
осуществлению права на
- действия, направленные
на возбуждение ненависти либо
вражды, а также на унижение
достоинства человека либо
- геноцид, т.е.
действия, направленные на полное
или частичное уничтожение
- Ответственность
за нарушение законодательства
о свободе совести, свободе
вероисповедания и о
Также государство
должно разделять деятельность религиозных
объединений готовых к мирному
диалогу и деятельность экстремистских
организаций, что оно и делает
в своем законодательстве.
Федеральным законом
«О противодействии экстремистской
деятельности» от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ.
Деятельность
общественных и религиозных объединений,
либо иных организаций, либо средств
массовой информации, либо физических
лиц по планированию, организации, подготовке
и совершению действий, направленных
на возбуждение расовой, национальной
или религиозной розни, а также социальной
розни, связанной с насилием или призывами
к насилию, унижение национального достоинства,
осуществление массовых беспорядков,
хулиганских действий и актов вандализма
по мотивам расовой, национальной или
религиозной ненависти либо вражды, а
равно по мотивам ненависти либо вражды
в отношении какой-либо социальной группы,
пропаганду исключительности, превосходства
либо неполноценности граждан по признаку
их отношения к религии, социальной, расовой,
национальной, религиозной или языковой
принадлежности приравнена к экстремистской
деятельности. Законом установлена ответственность
за такого рода деятельность, в том числе
ликвидация организации, признанной экстремистской.
В 2009г. при Министерстве
юстиции РФ создан научно-консультативный
Совет по изучению информационных материалов
религиозного содержания на предмет выявления
в них признаков экстремизма. Совет будет
рассматривать информационные материалы,
представленные судебными, правоохранительными
органами, министерством юстиции, а также
гражданами и организациями. Заключения
Совета будут носить рекомендательный
характер и станут публиковаться на сайте
Минюста. В случае решения о наличии в
информационных материалах признаков
экстремизма заключение Совета будет
в обязательном порядке направлено в прокуратуру.
Теперь рассмотрим
как в России осуществляется диалог
между Церковью и государством, какие
органы созданы для этого.
1.) Совет по
взаимодействию с религиозными
объединениями при Президенте
Российской Федерации (далее именуется
– Совет)
является консультативным
органом, осуществляющим предварительное
рассмотрение вопросов и подготовку
предложений для Президента Российской
Федерации, касающихся взаимодействия
Президента Российской Федерации с
религиозными объединениями и повышения
духовной культуры общества.
В своей деятельности
Совет руководствуется
Основными функциями
Совета являются:
обеспечение взаимодействия
Президента Российской Федерации с
религиозными объединениями;
содействие укреплению
общественного согласия, достижению взаимопонимания,
терпимости и взаимного уважения в вопросах
свободы совести и свободы вероисповедания.
Для осуществления
своих функций Совет имеет
право:
- запрашивать
и получать в установленном
порядке от федеральных органов
государственной власти, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации,
научных учреждений и организаций и их
должностных лиц необходимую информацию
по вопросам, относящимся к компетенции
Совета;
- пользоваться
в установленном порядке банками
данных Администрации Президента Российской
Федерации и федеральных органов исполнительной
власти;