Целостность и разделение государственной власти: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной курсовой работы является государственная власть.
Предметом исследования – целостность и разделение государственной власти.
Целью исследования – изучить теоретические и практические аспекты целостности и разделения государственной власти

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И ЕЕ ЦЕЛОСТНОСТЬ………..5
1.1. Понятие государственной власти и ее особенность……………………....5
1.2 Единство системы государственной власти Российской Федерации. Понятие и объективная необходимость единства государственной власти и способы ее обеспечения…………………………………………………………7
1.3.Целостность – признак и ценностное свойство государства…………..…10
1.4. Целостность государства, государственный и национальный суверенитет…………………………………………………………….………...13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТИ……………………….15
2.1. Принцип разделения властей в Российской Федерации………………….15
2.2.Понимание принципа разделения властей в постреволюционной России…………………………………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………….…....25
Список использованной литературы……………………………………….…..27

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ВЛАСТЬ И ЕЕ ЦЕЛОСТНОСТЬ………..5 
1.1. Понятие государственной власти и ее особенность……………………....5

1.2 Единство  системы государственной власти  Российской Федерации. Понятие  и объективная необходимость единства государственной власти и способы ее обеспечения…………………………………………………………7

1.3.Целостность – признак и ценностное свойство государства…………..…10

1.4. Целостность государства, государственный и национальный суверенитет…………………………………………………………….………...13 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТИ……………………….15 
2.1. Принцип разделения властей в Российской Федерации………………….15

2.2.Понимание  принципа разделения властей  в постреволюционной России…………………………………………………………………………….20

Заключение………………………………………………………………….…....25 

Список использованной литературы……………………………………….…..27 
 

 
 
 
 

Введение

Данная курсовая работа посвящена исследованию «единства государственной власти» и «разделения властей». Одной из важнейших проблем, относящихся к организации государственной власти, в течение нескольких столетий является вопрос о единстве и разделении властей. При этом «разделение властей», является и теорией организации гражданского общества и одним из пяти принципов функционирования современного правового государства.

Государство – это одна из разновидностей социальных систем, которому, наряду с его известными и исследованными ранее признаками – публичная власть, территория, право и др. – свойственны и определенные системные признаки: целостность, структура, управление, связи, самоорганизация, цели. 
Целостность и разделений властей - это принципы организации и осуществления государственной власти. В соответствии с принципом разделения властей власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица (Локк и Монтескье имели в виду абсолютного монарха) или одного органа, а должна во избежание деспотизма быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует строгого разграничения компетенции этих трех ветвей власти, наличие системы сдержек и противовесов, с помощью которых каждая ветвь власти может ограничивать другие. В то же время принцип разделения властей не исключает, а предполагает взаимодействие властей (достаточно четко сбалансированное), единство государственного механизма. 
Теория разделения властей является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для Российского государства. Связано это с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С всеобщей реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 90-х годов XX века в России с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели – создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве. Его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны теоретиков права.

К настоящему моменту мы уже можем говорить об определенных результатах в изучении данного вопроса, как в теоретическом, так и в практическом плане. Исходя из этого, в изучении принципа разделения властей можно выделить следующий круг вопросов:

- каковы  исторические корни принципа  разделения властей?

- как осуществляется данный принцип на практике?

-какие  можно выделить особенности и  проблемы?

- каково  содержание принципа разделения  властей?

Для выяснения  ответов на эти вопросы использовались: прежде всего,

Конституция РФ, нормативные акты и различные  научно-учебные пособия.

Объектом  исследования данной курсовой работы является государственная власть.

Предметом исследования целостность и разделение государственной власти.

Целью исследования – изучить теоретические и практические аспекты целостности и разделения государственной власти 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ВЛАСТЬ И ЕЕ ЦЕЛОСТНОСТЬ

1.1. Понятие государственной  власти и ее особенность.

Государственная власть фундаментальная категория государствоведения и самый труднодостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятиях «государственная власть», «властеотношения» преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом, и волнуют ныне ученых, богословов, политиков, писателей.

Особенностью  государственной власти является и  то, что ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные  чаще всего отчетливо разделены. В обществе с классовыми антагонизмами властвующим субъектом выступает экономически господствующий класс, подвластными — отдельные лица, социальные, национальные общности, классы. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным; как член демократического общества он вправе быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Он имеет право, да и должен активно участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Право и долг гражданина — участвовать в принятии государственных, региональных и других решений через все виды непосредственной демократии. Словом, при демократическом режиме нет и быть не должно только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются одновременно объектом и субъектом власти.

Государственная власть реализуется через государственное  управление — целенаправленное воздействие  государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.1

Еще одна важнейшая особенность государственной  власти состоит в том, что она  проявляется в деятельности государственных  органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что ее практически олицетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь, прежде всего механизм государства. Видимо, поэтому государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Во-первых, государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения. Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит не государству, его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями.

Государственная власть может быть слабой или сильной, но лишенная организованной силы, она  теряет качество государственной власти, так как становится неспособной  провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Государственную власть не без оснований называют централизованной организацией силы. Правда, любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и полнее власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но пока существует государственная власть, будут у нее и предметно-материальные источники силы — вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Организованная сила обеспечивает государственной власти принудительную способность, является ее гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта. Если государственная власть для решения внутренних проблем опирается только на предметно-материальную силу, это верное доказательство ее нестабильности и непрочности, отсутствия у нее глубоких и прочных корней в обществе. Применение всей наличной силы имеет безусловное оправдание при отражении агрессии извне или пресечении преступности.2

Таким образом, государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.

1.2.Единство  системы государственной власти  Российской Федерации. Понятие и объективная необходимость единства государственной власти и способы ее обеспечения.

Государственная власть является сложной многокомпонентной системой, отдельные элементы которой обязательно должны быть объединены в целостность, без чего невозможно само существование государственной власти. Именно поэтому в историко-правовой и теоретической литературе (Платон, Аристотель и др.) единство государственной власти рассматривалось как объективное необходимое ее свойство, величайшая социальная ценность, подлежащая безусловной охране. Посредством этого свойства государственной власти обеспечивается особый характер взаимосвязей всех ее элементов государственной власти, поддерживающий ее целостность. 
Единство государственной власти — одно из важнейших проявлений ее системного характера, выражающее, во-первых, совместимость компонентов государственной власти, во-вторых, особый характер существующих между ними отношений, обусловливающих ее целостность. 
 
В общественном сознании россиян обе трактовки единства государственной власти находят свое яркое выражение. Одни видят нарушение единства государственной власти в попытках провести любую деконцентрацию или децентрализацию власти, опасаясь усиления роли субъектов РФ в осуществлении государственной власти, что, по их мнению, может привести к распаду Российского государства. Другие настаивают на тезисе о том, что подлинное единство народов и субъектов РФ может быть основано только на свободе, осуществляемой в рамках рациональной (разумной) организации государственной власти. 
Единство государственной власти может быть обеспечено также при сохранении его демократической сути через подчинение всех властей закону, выражающему право. Этим же способом, но используемым в качестве дополнительного средства, может быть обеспечено единство государственной власти в тоталитарном государстве, применяющем закон, не выражающий право. 
Разновидностью упрощенного представления о разделении властей является сведение их состава и взаимоотношений к простой схеме: государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Взаимоотношения между ними строятся в соответствии с принципом «сдержек и противовесов». Однако даже классики теории разделения властей каждый по-своему определяли состав властей. (Например, Д. Локк исходил из того, что есть три власти: родительская — вытекающая из природы; политическая — основанная на согласии, оформляемая договором; деспотическая — основанная на узурпации власти и насилии и, следовательно, не являющаяся политической). Собственно государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и федеральную. Условием обеспечения единства власти является приоритет законодательной власти перед другими.3

Определение состава  разделенных властей и способа их взаимоотношений, обеспечивающего их необходимое единство, должно отражать историческую практику каждого государства. 
Единство системы государственной власти Российской Федерации в действующей Конституции Российской Федерации закреплено своеобразно. 
Во-первых, в системе юридического закрепления единства государственной власти в Российской Федерации важнейшее значение имеет верховенство Конституции Российской Федерации на всем правовом пространстве России, закрепленное в ст. 15 Конституции Российской Федерации, Конституциях и уставах ее субъектов. 
Во-вторых, через закрепление исключительных предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов, а также через закрепление единой системы исполнительной власти в Российской Федерации (федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации) по предметам совместного ведения Российской Федерации (ст. 77 Конституции России). 
В-третьих, на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ единство государственной власти призвана осуществлять система сдержек и противовесов между законодательной, исполнительной и судебной властями, сочетаемая с приоритетом исполнительной власти перед законодательной властью.

1.3. Целостность – признак и ценностное свойство государства.

Государство –  это одна из разновидностей социальных систем, которому, наряду с его известными и исследованными ранее признаками – публичная власть, территория, право и др. – свойственны и определенные системные признаки: целостность, структура, управление, связи, самоорганизация, цели.4

Целостность –  это определенный ориентир развития общества, социально-политической системы, своеобразный дирижер, архитектор, обусловливающий всю композиционную направленность государства, его архитектонику. Детерминация целостности в функционировании социальной системы сказывается и на последующей детерминации системы по отношению к своим частям. В режиме этой обусловленности и синтезируется государство как целое, которое неумолимо подчиняет свои части и элементы возникшей социально-политической целостности, преобразует их согласно ее природе. Этот феномен социально-политической действительности с предельной отчетливостью демонстрирует классовую, гуманистическую или иную другую сущность данной государственно-правовой системы, господствующего политического режима. Именно в нем и заключен секрет дееспособности, исторического долголетия государства как системы.

Информация о работе Целостность и разделение государственной власти: теория и практика