Брак и его юридическое содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 18:38, доклад

Описание работы

Брак в Древнем Риме считался священным таинством и опорой государства. Большинство браков в богатых семьях Древнего Рима заключалось по расчёту: для продолжения рода для объединения владений, а также для укрепления политических союзов. Среди бедного населения скорее всего также преобладал расчёт, однако не исключались браки по любви.

Работа содержит 1 файл

ТГИП правовая система США.doc

— 65.50 Кб (Скачать)

«Российский государственный  социальный университет»

Филиал  в г. Клину 

Юридический факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Педченко  Ксения Валерьевна 

  «Брак и его юридическое содержание» 

Доклад  по Римскому праву

Студентки 1-го курса очной формы обучения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Руководитель

Н.Г. Рыгалина 
 
 

Клин 2010

 

Введение

 

     Брак  — это союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного  и человеческого права" (Д.23.2.1). Это идеалистическое определение брака не соответствовало действительному положению: даже в классическую эпоху, когда римское право достигло наивысшего развития, женщина далеко не была равноправным товарищем своего мужа. 

     Брак  в Древнем Риме считался священным  таинством и опорой государства. Большинство браков в богатых семьях Древнего Рима заключалось по расчёту: для продолжения рода для объединения владений, а также для укрепления политических союзов. Среди бедного населения скорее всего также преобладал расчёт, однако не исключались браки по любви. Авторы времён Римской империи считали республику периодом расцвета римского брака за то, что мужчины строго контролировали мораль жён. Партнёрство супругов в современном понимании считалось не только ненужным, но и невозможным: в Древнем Риме считалось, что жена должна была посвятить свою жизнь поддержке мужа и заботе о нём 

     Поиск подходящего жениха для девочки  отец семейства порой начинал  уже вскоре после её рождения. Аналогично ситуация складывалась для мальчиков. Сенека писал о том, что отцы семейства  выбирали иногда неподходящих супруг. Так [родители] тщательнее и придирчивее выбирают для себя скот и рабов, но не будущую супругу своего сына. О недостатках будущей жены жених согласно Сенеке часто узнаёт лишь на свадьбе. 

     Одной из важных причин для вступления в  брак являлось заключение политических альянсов. Так, известны многочисленные примеры таких союзов в I веке до н. э., в которых невеста и родившиеся у нее дети поддерживали стабильность политических объединений. Для мужчины брак служил укреплению богатства и подтвержал высокий гражданский статус. Кроме того, пока длился брак, муж мог распоряжаться денежной составляющей приданого и ожидать от семьи супруги финансирования его карьеры. 

     Не  менее важным было рождение законных наследников, которые тем самым сохраняли положение в обществе из поколения в поколение. Иногда отец жениха посылал к будущей супруге повивальную бабку, чтобы осмотреть её и узнать, способна ли она к деторождению и продолжению рода жениха. 
 

Виды  брака.

 

     Римскому  праву известны были два вида брака: законный римский брак — matrimonium justum и брак, заключавшийся между перегринами и другими свободными, которые не имели права вступать в римский законный брак. Римский законный брак, в свою очередь, исторически делился на два вида: брак cum manu и брак sine manu. 

     Кроме того, различалась еще одна разновидность незаконного брака — конкубинат. 

     Законный  римский брак matrimonium justum, который  заключался в строгом соответствии с нормами цивильного права, допускался только между римскими гражданами, имевшими jus conubii. Браки между римским гражданином (гражданкой), с одной стороны, и перегрином (латином, вольноотпущенником, колоном), с другой, категорически запрещались. Некоторые сословные ограничения ко вступлению в брак сохранились даже после того, как все свободные Римской империи были объявлены гражданами. Так, лица сенаторского звания не могли вступать в брак с вольноотпущенницами, провинциальный магистрат не мог брать в жены гражданку данной провинции, имелись и некоторые другие ограничения. 

     Перегрины вступали в брак между собой в  соответствии с нормами права народов, т.е. своего национального права. Латины, вольноотпущенники и колоны заключали браки между собой в соответствии со своим правовым статусом. Однако такие браки правовых последствий римского законного брака не порождали. Ребенок, рожденный в подобном браке, не приобретал статуса римского гражданина. 

     Фактические брачные отношения людей, которые  не могли вступить в законный римский брак (разное гражданство или сословие), получили название конкубинат. Имелось в виду устойчивое сожительство мужчины и женщины с намерением создать семью, а не кратковременная случайная связь, которая строго преследовалась со времен Августа . 

     Конкубинат  практически не порождал никаких  правовых последствий. Дети, рожденные  в конкубинате, не приобретали имени и статуса отца, не имели права на его алиментирование, не могли стать наследниками после его смерти, не получали статуса брачных детей, на них не распространялась отцовская власть. Женщина в таких отношениях не принимает имени мужчины, не разделяет его общественного положения и социального состояния и т.д. 

     Законный  римский брак в республиканский  период назывался браком с мужней властью — cum manu. При этом браке  жена попадала в полную личную и  имущественную зависимость мужа или его домовладыки, если муж сам находился под отцовской властью. Она занимала положение дочери родителей своего мужа, окончательно лишаясь агнатских родственных связей со своими родителями, братьями, сестрами и другими близкими родственниками. Власть мужа при этом браке практически не ограничивалась. Однако уже Законы XII таблиц допускают возможность заключения брака, при котором жена не попадает под полную власть мужа. Жена могла воспрепятствовать установлению власти мужа, уходя из его дома на три ночи в конце каждого брачного года и тем самым прерывая течение давности. Таким образом она сохраняла независимость. 

     Со  временем, однако, власть мужа ослабевает. Связано это с развитием индустриализации частной собственности. Жена приобретает  определенные имущественные права  на семейное имущество, а вместе с ними и некоторую личную независимость от мужа. Так постепенно на смену браку cum manu приходит новый брак без мужней власти (sine manu). Уже в классический период он окончательно вытесняет брак с мужней властью. 

     Утверждение брака без мужней власти знаменует крупнейший поворот в истории римского семейного права. Жена выходит из неограниченной власти домовладыки, а также своего мужа и формально становится независимой личностью. Этот брак существенно отличался от брака с мужней властью. Они по-разному заключались и по-разному прекращались. Однако утверждение брака порождает ряд отрицательных последствий. Независимость жены, свобода развода, накопление огромных богатств отрицательно сказались на семейно-нравственных устоях римского общества. Август был вынужден принять ряд законодательных мер с целью упрочения брачных отношений и пресечения злоупотреблений свободой развода. Он пытается стимулировать вступление в брак и деторождение. Устанавливается уголовная ответственность за нарушение супружеской верности, вводится ряд ограничений имущественного порядка. Так, мужчины в возрасте от 25 до 60 и женщины от 20 до 50 лет, не состоявшие в браке и не имевшие детей, не могли быть наследниками по завещаниям, а состоявшие в браке, но не имевшие детей, могли получить только половину завешанного имущества. При этом бездетность понималась по-разному для мужчин и женщин. Мужчина не считался бездетным при наличии одного ребенка, женщина —только при трех, а вольноотпущенница — только при четырех. Эти меры не принесли ожидаемого успеха. 
 
 
 

Заключение  брака

 

     Заключению  брака часто предшествовало обручение. Сначала оно производилось домовладыками, затем в нем стали участвовать  лично жених и невеста. В классическую эпоху для заключения брака не требовалось каких-либо формальностей — он заключался простым соглашением. По при лом. если присутствовала сословная разница, составлялся договор. 

     Заключение  брака с мужней властью сводилось  к установлению manus (руки) над женой. При этом браке власть могла быть установлена одним из трех способов: 

     а) совершения определенных религиозных  обрядов; торжественный религиозный ритуал при участии жрецов и свидетелей, сопровождаемый жертвоприношением (в древнейшее время). Такой способ заключения брака был привилегией патрициев и назывался "конферрацией":  

     б) манципации; мнимая покупка мужем своей будущей жены у ее отца по правилам, установленным для приобретения ценных вещей ("манципация невесты").  

     в) приобретательной давности.  

     С возникновением и утверждением брака  без мужней власти эти формы постепенно утратили свое назначение. Вместо них  все чаще применяется простое  соглашение брачующихся с последующим  торжественным вводом жены в дом  мужа. Естественно, соглашение брачующихся  о вступлении в брак происходило в присутствии близких родственников и в торжественной обстановке.

Условия вступления в брак:

 

     а) свободное волеизъявление жениха и невесты. В раннереспубликанский период такое согласие могли дать домовладыки жениха и невесты. Однако, если по какой-либо причине они такого согласия не давали, то брачующиеся могли добиться разрешения на вступление в брак через магистрат; 

     б) достижение брачного возраста — 14 лет  для мужчин, 12 лет для женщин; 

     в) наличие права вступать в брак (jus conubii). Это необходимый элемент гражданской правоспособности, без которого в брак вступить было невозможно. Этим правом были наделены только римские граждане. Поэтому до 212 г. в законный римский брак могли вступать только обладатели юс конубии. После 212 г. это ограничение отпало; 

     г) несостояние в другом нерасторгнутом браке. Строгий моногамный характер римской семьи не допускал многоженства. Никаких препятствий для вступления во второй брак после прекращения  первого римское право не содержало. Однако требовалось вдове соблюсти траурный год, т.е. промежуток после смерти мужа в 10 месяцев. Целью этого ограничения было, с одной стороны, проявление определенного уважения (пиетета) к памяти покойного, а с другой — устранение могущего возникнуть сомнения в определении отцовства, родившегося в этот период ребенка. Однако этот обычай почти не имел правового значения. Если вдова в этот период все же выходила замуж, то ее брак не признавался ничтожным, однако она сама подвергалась бесчестью; 

     д) отсутствие близкого родства. Родство по прямой линии во всех случаях было препятствием для вступления в брак. По боковой линии в древнейшее время браки между родственниками до шестой степени включительно не допускались. В республиканский и императорский периоды эти ограничения были смягчены. Кроме того, не допускались браки между опекуном и подопечной, между замужней женщиной, допустившей прелюбодеяние, и ее сообщником. 

     Провинциальный  магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции. Данный запрет преследовал двоякую цель: исключить возможное давление на волю невесты и воспрепятствовать возникновению семейного влияния через магистрата. Не допускалось вступление в брак лиц, состоящих в близком свойстве, которым признавалось отношение между одним из супругов и родственниками другого супруга. Например, младший брат не мог брать в жены вдову умершего старшего брата.

Прекращение брака

 

     Прекращение брака. Брак мог быть прекращен смертью  одного из супругов или разводом. К  смерти приравнивалась утрата свободы  одним из супругов (продажа в рабство, попадание в плен или осуждение к вечной каторге). В классическую эпоху развод был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов, так и по одностороннему заявлению о расторжении брака. Судебных формальностей расторжение брака не требовало, однако объявление о разводе было необходимо. 
 

Развод

     Прекращался брак, заключенный по всем правовым требованиям, также только по правовым основаниям. Таковыми являлись: смерть супруга, заявление об отказе от брачного союза - развод, утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением его сословного положения, тем более - утратой свободы, или изменением гражданства  

     Развод  был доступен мужу при всех формах брака, для жены только в браке sine manu. Для формального развода мужу достаточно было произнести жене «Бери свои вещи и иди прочь» и отнять ключ. 

     Судебных  формальностей расторжение брака  не требовало, однако объявление о разводе  было необходимо. Как сожительство, зиждущееся на свободном соглашении мужа и жены, брак sine manu может быть и прекращен свободным желанием любого из супругов. Свобода развода была одним из начал римского брачного права. 

     И в этом отношении должна быть отмечена глубокая разница между двумя  видами брака. Брак cum manu, сущностью  которого являлась односторонняя власть мужа, мог быть расторгнут только по одностороннему же решению мужа (но не по желанию жены). Брак sine manu, напротив, мог быть расторгнуть не только по взаимному согласию обоих супругов (divortium mutuo dissensu), но и односторонним заявлением как со стороны мужа, так и со стороны жены (repudium). Каких-либо законных причин для развода совершенно не требовалось. 

Информация о работе Брак и его юридическое содержание