Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 19:22, реферат
Актуальность исследования проблем бюрократии с течением времени не только не снижается, а неуклонно возрастает. Государственная бюрократия призвана выполнять функцию посредника во властных отношениях между государством и населением. Бюрократия рассматривалась и рассматривается с различных подходов и точек зрения.
Введение…………………………………………………………………..2
I Понятие бюрократии…………………………………………………....3
II Бюрократия в обществе…………………………………………………8
Заключение……………………………………………………………....9
Список литературы……………………………………………………10
Введение…………………………………………………………
I Понятие
бюрократии………………………………………………….
II Бюрократия в обществе…………………………………………………8
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В работах А.
Токвиля и Дж.Миля бюрократия сразу же
стала объектом критики. Дж. Миль в своих
работах противопоставлял бюрократию
и парламентскую демократию как два противоположных
типа политической системы.
бюрократия есть мнимое государство наряду с реальным государством;
В этом
подходе схвачено главное: связь
бюрократии с властью, а бюрократия
рассматривается как особый способ осуществления
власти. Марксистская концепция получила
дальнейшую разработку в трудах В.И. Ленина.
форм организации.
В веберовской идее бюрократия была отождествлена
с рационализацией, т.е. упорядочением,
систематизацией общественных процессов
и, в частности, управленческих проявлений.
Понятие бюрократии приобрело позитивный
смысл.
В настоящее время существует множество
различных подходов к понятию бюрократии.
Так что же такое бюрократия?
Слово «Бюрократия» в буквальном переводе означает господство канцелярии (от фр. bureau - бюро, канцелярия), власть аппарата управления. Различные учреждения и конторы, как звенья государственного аппарата, органы управления предприятий и организаций, создаются для управления происходящими в подведомственных структурах процессами, для организации связей между участниками общественной жизни и между ними и обществом в целом.
В учебнике С.В. Решетникова дается следующее определение бюрократии: «Бюрократия - система управления, осуществляемая с помощью аппарата власти, а также слой людей, связанных с этой системой»
Если рассматривать бюрократию в соответствии с данным определением, то можно сказать, что своими корнями она уходит далеко в прошлое и существовала еще в Древнем Египте и Древнем Китае, то есть в государствах, где существовала власть правящей элиты.
Существуют несколько характеристик бюрократизма. Наиболее распространенная, состоит в том, что бюрократизм описывается по следующим аспектам: деформации сознания, наступающей под влиянием работы в аппарате управления, ведущей к тому, что у соответствующей категории лиц возникает особое функциональное сознание, «корпоративная» этика и психология;
маленькие
чиновники творят свой
бесконечное господство канцелярии и формалистики, превалирование приказа над сущностью дела.
Бюрократизм представляет собой социальный (общественный) институт, который создается, поддерживается и воспроизводится какой-то системой взаимосвязей в организационных структурах, причем часто независимо от побуждений и настроений людей, вовлеченных в его механизмы. Бюрократия имеет место не только в государственном аппарате, но и в общественных объединениях, крупных структурах бизнеса, информации, образования, науки и т.д.
Свой подход сформулирован М. Вебером,
который высказал положение о том, что
«одних конституционных компонентов современного
капиталистического духа, и не только
его, но и всей современной культуры, -
рациональное жизненное поведение на
основе идеи профессионального
призвания», и исходя из него признал
бюрократию самым чистым
типом легального господства. Следуя
такой трактовке, в одной из американских
публикаций по менеджменту бюрократия
определяется как тип
организации, для которой характерно
специализированное
распределение труда, четкая
управленческая иерархия,
правила и стандарты,
показатели и оценки
работы, принципы найма,
основывающиеся на компетенции
работника.
1. Специализация
и разделение труда. Каждый
сотрудник имеет определенные
обязанности и сферу
2. Вертикальная
иерархия. Структуру бюрократической
организации можно сравнить с
пирамидой: большинство
3. Четкие
правила. Деятельность каждого
члена организации
4. Обезличенность
взаимоотношений. В идеальной
бюрократии личные симпатии, чувства
и предпочтения не играют роли.
Этот принцип является единым
для взаимоотношений внутри
Множество правил, которые охватывают всю деятельность чиновников, с одной стороны, существенно ограничивают их инициативу и творчество, но, с другой стороны, предохраняют клиентуру от личного произвола сотрудников. Обезличенный подход к подбору персонала позволяет
подобрать
людей, обладающих стандартной
подготовкой и компетентностью,
отсутствием или
слабым правовым регулированием процессов
недостаточной профессиональной подготовкой политических деятелей и государственных служащих. 1
1 Мельвиль А.Ю. Политология. М., Проспект 2011, Мертон Р. Бюрократическая структура и индивидуальность. М., Изд-во МГУ 2003
www.liber.rsuh.ru
II. Бюрократия в обществе.
Ученые выделяют три основные проблемы, порождаемые бюрократической организацией управления.
1. Отчуждение
от человека. Бюрократия призвана
решать проблемы людей.
2. Ритуализм. Стандартная процедура принятия решений зачастую, проходя все необходимые инстанции и согласования, занимает столько времени, что само решение становится уже устаревшим и ненужным. Для описания этой ситуации Р.Мертон ввел специальный термин – «бюрократический ритуализм», обозначающий такую поглощенность правилами и установлениями, которая ставит под угрозу достижение целей организации.
3. Инерция.
Хотя бюрократия создается для
решения определенных проблем,
это не означает, что когда
эти проблемы будут решены, то
организация перестанет
Широкое развитие бюрократической власти приводит к тому, что бюрократ становится «хозяином» над теми людьми, которыми он должен руководить. В этих условиях расцветает коррупция.2
2 Мертон Роберт Бюрократическая структура и индивидуальность. М. изд-во МГУ 2003
www.liber.rsuh.ru