Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:20, курсовая работа
Разнообразие форм организации жизни общества, его правового регулирования, установления норм поведения для членов общества обусловило различие в подходах к формированию систем права и в самих системах права.
Исторически, под воздействием различных факторов, сложившаяся государственность предполагала и формирование своего права, которое было бы присуще ей в соответствии с обычаями, нормами морали, сложившимися на данной территории.
В юридической науке надо различать два разных понятия правовой системы - узкое и широкое. Если под узким понятием правовой системы понимается национальное право, то под правовой системой в широком смысле - более или менее широкая совокупность национальных правовых систем, которых объединяет общность происхождения источников права,основных правовых понятий, методов, способов развития.
Для определения понятия, сущности, элементов англо-саксонской правовой системы определим все эти категории присущие всем правовым системам. То есть выясним, что характерно для всех правовых систем. Правовая система - это понятие охватывает широкий круг правовых явлений, включая нормативные, организационные, социально-культурные аспекты, стороны правового феномена.
У отдельных авторов содержатся разные взгляды на элементы правовой системы, но в основных положениях эти правовой системы характеризуется тремя группами правовых явлений:
• во-первых, это юридические нормы, принципы и институты
(нормативная сторона);
• во-вторых, совокупность правовых учреждений (организационная сторона);
• в-третьих, совокупность правовых взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу, правовая культура.
Именно по этим элементам мы и должны оценивать, характеризовать каждую систему права, в том числе и англосаксонскую.
Интересную характеристику элементов правовой системы предложил американский исследователь Л. Фридмэн в своей книге “Введение в американское право”, где выделены правовые явления, объединенные в три группы. первая группа, называемая автором “структура”, включает принципы правовой системы и правовые учреждения; вторая - “сущность” объединяет нормы и образцы поведения людей внутри правовой системы, решения, “живой закон”, нормы, которые принимаются; третья группа - “правовая культура” включает отношения людей к праву и правовой системе, идеалы и ожидания в правовой сфере жизни общества. Правовая культура, по мнению Фридмэна, это та часть общей культуры общества, которая имеет отношение к правовой системе.
Итак определив схему, по которой необходимо рассматривать и характеризовать любую систему права перейдем к непосредственному анализу англо-саксонской системы права.
Если взять первый критерий, по которому оценивается система права, то есть нормативную сторону, то коротко говоря англо-саксонская система права состоит из норм обычного права и статутного права и прецеденте. Причем именно последний долгое время занимал самое значительное место. Да и сейчас почти не уступает нормам статутного права. Определив нормативную базу законодательства англо-саксонской системы права, нужно отметить, не только своеобразие самих источников права, то есть прецедента, обычая, но и необходимо подчеркнуть, своеобразие этих источников, точнее сказать их внутреннюю структуру и способы построения. Даже если это нормы статутного права, их структура, форма изложения все равно определяется правилами прецедентного права. По первому же критерию оценки англо-саксонской системы права можно сказать, что помимо своеобразия источников, как по их видам, так и по формам изложения норм в них, существует и такая особенность, как отраслевое деление норм системы права, которое практически не существует, границы этого отраслевого деления очень размыты.
Подобная система национального законодательства стран, англо-саксонской системы права наложила определенный отпечаток и на организационную сторону системы права (второй критерий оценки системы права) или иными словами на совокупность правовых учреждений. Издревле основным законодательным органом, как это не странно для представителей других правовых систем, был судебный орган. Это объясняется тем, что основным источником, как было отмечено выше на определенном этапе развития англо-саксонской системы права являлся прецедент, который создавался в процессе судебного рассмотрения конкретных жизненных ситуаций. Решение, которое принимал судья по рассматриваемому делу становилось прецедентом, то есть подобные или сходные дела должны были решаться исходя из положений этой нормы.
Помимо этого можно отметить и своеобразие деятельности законодательных органов стран англо-саксонской системы права, которая так же определяется под воздействием институтов прецедента и обычая. Взять хотя бы в пример законодательный орган Великобритании - парламент. Особый порядок принятия законов находится под сильным влиянием давно установившихся обычаев.
Необходимо также отметить, что органы исполнительной власти стран англо-саксонской системы лишены права заниматься нормотворчеством. Это возможно лишь на определенных условиях - делегировании права нормотворчества парламентом.
Наконец, осталась последняя группа признаков, по которым оценивается система права. Это совокупность правовых взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу, правовая культура. И опять же скажем, что на группу этих признаков оказало воздействие право прецедента. Исходя из этого правовые взгляды, присущие обществу англо-саксонской системы права формировались под воздействием особенного процесса нормотворчества. Так как нормы образуются не законодательным путем, а путем принятия конкретного решения по конкретному делу одним человеком. Следовательно правовая культура общества основана не на уважении к закону, хотя это то же присутствует но не в такой мере, как уважение к человеческой справедливости, на которой основано решение дела.
Все эти рассуждения были построены на приоритете воздействия права прецедента, однако необходимо уточнить, что все элементы правовой системы, все группы правовых явлений тесно взаимосвязаны и нельзя ставить в основу предопределения один единственный фактор. Только взаимовлияние всех правовых институтов и явлений наложило отпечаток на систему права во всех ее проявлениях.
Англо-саксонская система права, по мнению юриста Э. Глассона, основано прежде всего и преимущественно на обычаях и варварском праве.
Англо-саксонское общее право, если рассматривать его в чистом виде, - самобытная семья правовых систем. Оно характеризуется тем, что юридическое регулирование строится, обобщенно говоря, на юридической практике, на “праве судей”, а точнее, на прецедентах - судебных решениях, юридическую суть, логическо-юридические принципы которых суды обязаны применять при рассмотрении аналогичных жизненных проблем; по вышенное значение придано процедурно-процессуальным правилам; правовая система выражена не в абстрактно формулируемых нормах - обобщениях высокого уровня, не в структурно-сложном, логически замкнутом построении. Она носит характер “открытой” системы методов решения юридически значимых проблем. В соответствии с этим правовые системы данной группы имеют облик нормативно-судебных и в массовом правосознании воспринимаются в качестве таких, где во многих случаях на первое место выступает “субъективное право”, защищаемое судом.
В англо-саксонском праве сложилась формула “судебная защита предшествует праву”, которая и до сих пор определяет черты правопонимания, присущего этой системе права.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЧЕРТ И ОСОБЕННОСТЕЙ АНГЛО-САКСОНСКОЙ
СИСТЕМЫ ПРАВА.
В англо-саксонском праве нет деления на публичное и частное право, нет деления на гражданское, административное, право социального обеспечения. Отсутствие резко выраженного деления права на отрасли обусловлено преимущественно двумя факторами. Во-первых, все суды имеют общую юрисдикцию, т.е. могут разбирать разные категории дел: публично- и частноправовые, гражданские, торговые, уголовные. Разделенная юрисдикция ведет к разграничению отраслей права, а унифицированная юрисдикция действует, очевидно в обратном направлении. Во-вторых, поскольку в странах англо-саксонской системы права, в том числе в Англии нет отраслевых кодексов европейского типа, английскому юристу
право представляется однородным.
Укажем еще на некоторые черты прецедентного права. прежде всего существует правило, согласно которому суд, рассматривая дело, выясняет, не было ли аналогичное дело рассмотрено раньше, и в случае положительного ответа руководствуется уже имеющимся решением. Другими словами, однажды вынесенное решение является обязательной нормой для всех последующих рассмотрений аналогичных дел. Это общее правило нуждается в детализации, поскольку степень обязательности прецедентов зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом. При нынешней организации судебной системы ситуация выглядит следующим образом. Рассмотрим это на примере Великобритании, так как именно она является основательницей англо-саксонской системы права.
Решения высшей инстанции - палаты лордов - обязательны для всех других судов. Апелляционный суд, состоящий из двух отделений (гражданского и уголовного), обязан соблюдать прецеденты палаты лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов.
Высокий суд (все его отделения) связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций, его решения обязательны для всех нижестоящих инстанций, а также не будучи строго обязательны, влияют на рассмотрение дел в отделениях Высокого суда.
Окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не создают. Не считаются прецедентами и решения Суда короны, созданного в 1971 году для рассмотрения особо тяжких уголовных преступлений.
Предположение о том, что правило прецедента сковывает судью во многом обманчиво. Поскольку полное совпадение обстоятельств разных дел бывает не так уж часто, то по усмотрению судьи, во-первых, решается признать ли обстоятельства сходными или нет, отчего зависит и применение той или иной прецедентной нормы. Судья может найти аналогию обстоятельств тогда, когда на первый взгляд они не совпадают. Во-вторых, он напротив вообще может не найти никакого сходства обстоятельств. В этом случае, если вопрос не регламентирован нормами статутного права, судья сам создает правовую норму, становится как бы законодателем.
Рассматривая саму систему англо-саксонского права мы находим деление на общее право и право справедливости. Структура этой системы права была определена историей, право этой системы складывалось в рамках судебной процедуры.
Источником права англо-саксонской семьи является судебная практика. Суды не только применяют, но и создают правовые нормы.
Однако в последнее время все большее значение стало иметь и статутное право, то есть право, содержащееся в нормативно-правовых актах, издаваемых законодательным органом.
За многовековую деятельность законодательного органа Англии - парламента - общее число принятых актов занимает около 50 увесистых томов, что составляет около трех тысяч актов. закон формируется вод воздействием требований судебной практики, которая диктуют определенную структуру, характер изложения норм. Отсюда вытекает и казуистический стиль законодательной техники.
Рост числа законов обострил проблему систематизации нормотворчества. Она решается путем консолидации - соединения всех законодательных положений по одному и тому же вопросу в единый акт.
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ КАК
ОСНОВОПОЛОЖНИЦЫ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦЫ АНГЛО-САКСОНСКОЙ СИСТЕМЫ
ПРАВА.
Основным источниками английского права являются судебные прецеденты, то есть решения высших судов, имеющие обязательную силу для них самих и нижестоящих судов, статуты - законодательные акты британского парламента и, наконец, издаваемые исполнительными органами акты так называемого делегированного законодательства. В свою очередь в системе судебных прецедентов различают нормы общего права, которое играет основную роль или дополняет законодательство в самых различных отраслях правового регулирования, и нормы, так называемого права справедливости, которое слилось с общим правом в результате судебной
реформы 1873-1875 годов, однако и поныне общее право в существенной мере продолжает регулировать институты доверительной собственности, возмещения ущерба, причиненного нарушением обязательств, и другие институты гражданского права. В ходе многовекового развития английского прецедентного права сложились многочисленные, часто достаточно противоречивые, но в целом весьма эффективные правила, регламентирующие силу и обязательность судебных решений, способы их толкования, применения и т.п.
Важную роль в развитии системы общего права сыграли судебные отчеты, которые начали собираться с конца XIII века в “Ежегодниках”, а затем с XVI века были заменены сериями частных отчетов, составителями которых нередко становились виднейшие английские юристы. С 1870 года издаются “Судебные отчеты”, где в полуофициальном порядке публикуются решения высших судов, на которые обычно и ссылаются как на прецеденты в последующих судебных постановлениях.
Английское законодательство же выступало в качестве дополнительного источника права, по своему значению уступавшего судебным прецедентам. Однако буржуазная революция XVII века внесла свой вклад в законодательную базу Англии, хотя и не разрешила противоречий между статутным и прецедентным правом. Все же среди законодательных актов того времени можно назвать Хабеас корпус акт 1679 года и Биль о правах 1689 года, в которых сформулированы отдельные принципиальные положения, относящиеся к государственному праву, и к деятельности суда, провозглашены права обвиняемого в уголовном процессе и др. Затем в последующую эпоху значительное развитие получило также правовое регулирование новых видов деятельности компаний, банков и т.п.
Лишь начиная с 30-х годов XIX века английское законодательство подверглось последовательным преобразованиям во многих его важнейших отраслях. На протяжении нескольких десятилетий были изданы законодательные акты, консолидирующие правовые нормы по наиболее значительным институтам гражданского и уголовного права, хотя, как уже было отмечено четкого разграничения по отраслям так и не существует.
При издании такого рода консолидированных актов не ставилась задача кодификации целых отраслей права: они вбирали в себя в упорядоченном виде, применительно лишь к отдельным правовым институтам, нормы, прежде рассыпанные в многочисленных ранее изданных законодательных актах, а нередко также наиболее важные положения, сформулированные в нормах прецедентного права. Таким образом со временем было консолидировано большое количество актов, например, законы о семейных отношениях 1857 года, о партнерстве 1890 года, о продаже товаров 1893 года и другие.
В результате законодательство стало во многих отношениях более важным источником права, нежели нормы, сформулированные в прецедентах, тем более с помощью изменений в законодательстве право при необходимости может быть подвергнуто гораздо более решительным и быстрым преобразованиям, чем путем изменений в прецедентном праве. Однако возрастание роли законодательства отнюдь не означает, что судебный прецедент утратил свое значение в качестве важного и полноценного источника английского права. Прежде всего сохраняется известное число институтов, непосредственно регулируемых нормами общего права или даже права справедливости (например, некоторые виды договоров, вопросы ответственности за нарушения обязательств и другие гражданские правонарушения|). А главное, в силу исторически сложившихся и неизменных особенностей английской правовой системы все вновь принятые законодательные акты неизбежно обрастают огромным количеством судебных прецедентов, без которых они попросту не могут функционировать, поскольку те истолковывают, уточняют и развивают лаконичные законодательные формулировки.