Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 21:17, курсовая работа
Данная работа состоит из введения, трех глав, в которых будут рассмотрены понятие, виды (результаты) и акты толкования норм права, заключения, списка литературы и приложения.
Исследуя данную работу, следует поставить определенные цели:
1) рассмотреть основные вопросы по толкованию права, такие как понятие, значение толкования норм права;
2) попытаться проанализировать, широко и глубоко осветить вопрос о видах толкования норм права.
В ходе работы над темой следует осветить ряд следующих задач:
1) раскрыть понятие и значение толкования норм права;
2) изучить виды толкования норм права;
3) осветить акты толкования норм права.
Введение …………………………………………………………………….3
1. Толкование норм права: понятие, необходимость……………………...5
1.1. Понятие толкования норм права………………………………….5
1.2. Необходимость толкования норм права………………………….10
2. Виды толкования норм права ……………………..………………..….15
2.1 Толкование норм права по субъекту ……………………………...15
2.2. Толкование норм права по объему ……………………………….20
3.Акты толкования норм права……………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………26
Литература……………………………………………………………….....29
Приложения……………………………………………………………..
1.2. Необходимость толкования норм права обусловлено их признаками, особенностями форм выражения вовне и функционирования. Неясность правовой нормы может внешне проявиться в следующих формах: недостаточная определенность; недостаточная точность тех или иных слов и выражений в нормативном акте; неполнота нормы, когда законодатель не принял во внимание некоторые стороны общественного отношения, которые он хотел урегулировать; внутреннее противоречие самой правовой нормы.
Существенным признаком норм права является их общий и абстрактный характер (нормативность), распространения их действия на широкий круг субъектов и ситуаций. В тоже время нормы права реализуются в конкретных действиях субъектов, применяются к конкретным ситуациям. Поэтому в ходе реализации, и правоприменения в частности, возникает необходимость конкретизировать те или иные содержательные элементы норм права, выраженные в общей и абстрактной форме, и таким образом приблизить содержание норм права к конкретным ситуациям. В ходе толкования общие и абстрактные нормы переводятся на язык более конкретных высказываний, не вызывающих сомнения об относительности толкуемой нормы именно к данной ситуации, подлежащей юридическому разрешению.
Каждая норма права регулирует определенный вид общественных отношений, очерченный в нормах права в самых общих чертах. Конкретные же отношения определенного вида, регулируемые нормами права, не только многочисленны, но и обладают индивидуальными признаками, особенностями, хотя и содержат, сохраняют существенные черты, присущие всему виду отношений. Эта индивидуальность отношений в процессе применения к ним норм права порождает многообразие вопросов, ответы на которые можно получить только путем толкования.9
По
вопросу о необходимости толкования
в литературе существует
несколько различных точек зрения. Высказывалось
мнение, что построенные на рациональных
началах законы доступны пониманию всякого.
Для их применения достаточно одного лишь
здравого смысла. Эта точка
зрения особо была распространена в эпоху
господства естественного права и "просвещённого
абсолютизма". В соответствии с другим
взглядом,
толкованию должны подвергаться только
неясные нормы, ясные же,
понятные толкования не требуют. Это мнение
представляется спорным.
Ведь для определения, является ли этот
нормативный акт понятным,
нужно его уяснить, понять, истолковать.
Наиболее распространённым
является мнение, что должны толковаться
все нормы права, так как
слишком велико разнообразие жизненных
явлений, чтобы самый ясный
закон мог быть применен на практике без
его истолкования.
Необходимость толкования обусловлена
также особенностями внешнего
оформления норм права. Правовой акт представляет
собой мысль законодателя, а любая мысль
не может существовать без материальной
оболочки. С помощью языка она обретает
материальную, чувственно
воспринимаемую форму, становится непосредственной
действительностью.
формулирования предложений, содержащих
норму права, тоже обуславливают необходимость
толкования.
Необходимость
толкования права может быть вызвана
и возможными
противоречиями между его формой и содержанием.
В таких случаях
толкование является условием познания
истинного содержания юридических предписаний.
Необходимость
толкования норм права вытекает из
такого их свойства,
как системность. Правовые акты регулируют
общественные отношения не
изолированно друг от друга, а совместно,
между ними существуют
определённые связи. Действительное содержание
норм права в значительной мере зависит
от других, логически связанных норм. Они
могут
сужать или расширять содержание толкуемой
нормы.
Толкование права необходимо также в силу
противоречия между формальным характером
правовых норм и динамикой общественных
отношений. В силу формальной определённости
правовые предписания
остаются неизменными, в то время как общественная
жизнь изменяется
постоянно. Поэтому довольно часто закон
применяется в существенно
изменившихся с момента его издания условиях.
Не исключено появление в общественной
жизни и новых отношений, жизненных ситуаций,
которые не существовали в момент создания
закона или не получили широкого развития,
распространение ситуаций, которые конкретно
не имел в виду законодатель, однако в
силу абстрактного характера норм права
охватил их регулированием. Появление
таких новых жизненных ситуаций, оказавшихся
урегулированными нормами права в силу
общего характера последних, также порождает
различные вопросы, требующие ответа путем
толкования.
Следует также знать, что правотворчество и толкование - различные вещи, которые четко различаются одна от другой. Интерпретатор правовой нормы - не создатель права. Он должен лишь выяснить, установить всенародную волю, выраженную в нормативном акте.10
Объектом толкования являются нормативные правовые акты и их совокупность.
Предмет исследования при толковании - правовая норма, за пределы которой при строгом соблюдении режима законности интерпретатор ни в коем случае не в праве выйти. Норма права в силу своей абстрактности может учитывать не только факты, возникновение которых предвидел законодатель, но под ее действие могут подпасть и непредвиденные законодателем вновь появляющиеся факты и ситуации. «Не предвидение» здесь, конечно, относительно. «Не предвидение» только в конкретности, но имеется предвидение в абстрактности, обобщенности. Если учитывать, что нормы права толкуются, как правило, применительно к конкретным ситуациям, то появление новых ситуаций, которых не существовало в момент издания нормы, в определенной мере способствует «движению», «развертыванию» ее содержания. «Движение» в данном случае также относительно. Это «движение» конкретности в рамках абстрактности. Появление новых фактов «обогащает» содержание общей и абстрактной нормы.
Развитие и изменение содержания присуще в особенности нормам, в формулировках которых содержатся оценочные термины. Содержание понятий, обозначенных оценочными терминами, меняется вместе с изменением социально-политической и экономической обстановки. Меняется потому, что меняются критерии социальной оценки тех или иных явлений, обозначенных этими терминами.
Процесс познания при толковании нормативных актов в значительной степени облегчен тем, что сам предмет толкования - объективный результат мыслей законодателя. В силу этого при толковании нормативных актов в принципе крайне редко сознание интерпретатора оказывается неспособным вообще выяснить смысл исследуемого нормативного акта. Это вовсе не означает, что роль интерпретатора сводится к роли машины, механически толкующей нормативные акты. Толкование - активная, творческая и кропотливая деятельность, своего рода искусство, где необходимо активное применение интерпретатором своих знаний и опыта. Но эта деятельность не должна быть направлена не на то, чтобы обойти веление закона, расширить или сузить смысл правовой нормы и изменить ее, а на то, чтобы правовую норму правильно и всесторонне исследовать, выяснить тот смысл, который законодатель вложил в словесную формулировку нормы. Поэтому, толкуя нормы права, необходимо хорошо знать разнообразные стороны жизни общества, глубоко разбираться в специфике каждого рода общественных отношений. Кроме того, интерпретатору нужны определенные знания в области логики, грамматики, психологии, истории и т.д. В свое время Е. В. Васьковский правильно указывал, что каждая правовая норма “ представляет собой выраженную в словах мысль законодателя. Следовательно, искусство толкования законов сводится к умению понимать человеческую речь”.11
Толкование
законов и других нормативных актов является
одним из средств укрепления законности,
ее обеспечения. Как бы хорош закон ни
был без правильного и глубокого его толкования
невозможно укрепление законности. Недостаточно
глубокое и правильное толкование норм
права, и, следовательно, неправильное
их применение способно привести к очень
серьезным ошибкам при проведении закона
в жизнь. Устранение ошибок понимания,
создание условий надлежащей реализации
права преследуют акты толкования. Толкование
в правовом государстве должно служить
цели правильного, точного, единообразного
понимания и применения законов, цели
выявления той сути закона, которую законодатель
вложил в словесную формулировку, призвано
противодействовать любым попыткам отойти
от точного смысла правовых норм, противопоставлять
под разными предлогами “буквальный”
и “действительный” смысл этих норм.
Основной идеей, которой должно быть проникнуто
все учение о толковании нормативных актов,
является идея всемирного укрепления
законности, ее охраны.12 (см.
приложение 1).
2.1. Толкование норм права по субъекту
В зависимости от субъектов различают два вида толкования норм права:
1) официальное толкование
2) неофициальное толкование
1) Официальное толкование норм права
Официальное толкование – это разъяснение смысла и целей правовых норм, осуществляемое компетентными органами и влекущее определённые юридические последствия. Те существует два признака официального толкования: принадлежность его компетентным органам и юридические следствия. Эти признаки производны от субъектов толкования. И.Сабо рассматривает виды толкования с учётом трёх обстоятельств: кто компетентен осуществлять толкование, толкование каких органов является обязательным, и для кого оно обязательно.
Официальное толкование - это разъяснение смысла нормы права, исходящее от государственно-властного органа и имеет обязательный характер для всех субъектов, относящихся к данной норме. Официальное толкование характеризуется формой и особым порядком осуществления. Форма официального толкования бывает письменной (различные документы) и устной. Устная форма является относительно редкой. Она выражается в разъяснении прав и обязанностей участникам процесса со стороны судьи либо во время приёма должностными лицами посетителей. Официальное толкование правовых норм по признаку юридических последствий подразделяется на:
а) нормативное толкование
б) казуальное толкование.
Нормативное толкование – это официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, подчиненных (подведомственных) органу, производящему толкование, и распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой, обеспечивая тем самым единообразие и правильное проведение в жизнь ее предписаний.
Нормативное толкование характеризуется:
Его
действие зависит от правомочий органа,
издавшего такое разъяснение, от
юридической силы актов, в которых оно
воплощается.
Нормативное разъяснение не содержит
и не должно содержать самостоятельные
правовые нормы. Оно лишь устанавливает
действительный смысл и сферу действия
толкуемого акта, условия применения,
права и обязанности субъектов права.
В нормативных разъяснениях также указывается,
как изменение условий, новая практика
влияют на применение нормы (разумеется,
в рамках закона), подпадают ли определенные
новые факты под действие этой нормы.
Нормативному толкованию подвергаются акты, которые с точки зрения компетентного органа нуждаются в дополнительном разъяснении в силу обнаружившихся затруднений, неправильной или противоречивой практики их применения или в силу иных причин
Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения в отрыве от толкуемого акта и полностью разделяют его судьбу: его отмена или изменение должны, как правило, приводить к отмене или соответствующему изменению нормативного разъяснения.
В
ряде случаев нормативный акт, который
на практике вызывает неясности или
противоречиво применяется, официально
разъясняет путем нормативного толкования
сам орган, издавший этот акт (аутентичное
толкование). Так, в Российской Федерации
подобные разъяснения могут издаваться
Государственной думой, Президентом и
другими правотворческими органами. Акт
аутентического толкования имеет ту же
юридическую силу и, как правило, аналогичную
внешнюю форму, что и разъясняемый акт.
Акт аутентического толкования следует
отличать от нормотворческого акта. Он
выступает как разъяснение позитивного
права, и иногда содержит элементы
развития законодательства. Поэтому акты
аутентического толкования можно рассматривать,
как толкование действующего права и как
нормотворчество. Но при этом следует
учесть, что акт толкования носит вспомогательный
характер и находится в состоянии соподчинения
с нормативным актом.
Официальное нормативное толкование может даваться в форме инструкций, разъяснений также особыми органами в силу предоставленных им специальных постоянных либо разовых полномочий (легальное толкование). Оно должно проводиться в рамках компетенции органа, производящего разъяснение. Его обязательная сила распространяется на тех субъектов, которые подпадают под юрисдикцию органа, дающего толкование. Субъектом легального толкования могут выступать все государственные органы, организующие процесс реализации права.
В соответствии с этим в
зависимости от субъектов
Для судебной деятельности особенно важны разъяснения Верховного суда, Высшего арбитражного суда по вопросам применения законодательства при рассмотрении судебных дел. Такие руководящие разъяснения, будучи разновидностью легального толкования, даются по вопросам судебной практики на основании рассматриваемых судами дел, являются результатом их обобщения. В них разъясняются те вопросы, которые вызывают сомнения и неясности у судебных органов, порождают разобщенность в отправлении правосудия, ошибки и неправильные решения.