Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 21:02, реферат
Аксиома как философская категория известна со времен античности. Она была введена в научный оборот Аристотелем, через труды комментаторов и последователей Евклида прочно вошла в геометрию, а в средние века благодаря господству философии Аристотеля проникла в другие области науки и обыденное сознание.
Аксиомы в праве
А. А. ФЕРЕНС-СОРОЦКИЙ*
Аксиома
как философская категория
В современном языке термин «аксиома» многозначен. В точных науках так называют отправные положения дедуктивно построенной теории, которые в рамках этого построения принимаются без доказательств и из которых на основании заданных правил выводятся иные 'положения данной теории (теоремы). Обычно под аксиомами понимается какое-либо научное суждение, многократно проверенное на практике и потому не нуждающееся в особых доказательствах своей истинности.
Хотя категория «аксиома» — одна из самых старых в науке, в оборот советской юриспруденции она введена сравнительно недавно.
B.
Н. Кудрявцев, анализируя
Более широко, чем В. Н. Кудрявцев, проблему аксиом в праве поставил С. С. Алексеев. Характер аксиом, как он отмечает, очевидно, свойствен не только отдельным положениям правовой науки, но и ряду правовых принципов. «Объективная основа правовых аксиом коренится в закономерностях, свойствах специально-юридических принципов права», «отход от них (от аксиом. А. Ф.-С.), их несоблюдение, может привести к тому, что право теряет свои черты воли, возведенной в закон, т. е. перестает быть правом». Существенный интерес представляет исследование аксиом, имеющих значение не только для права в целом, но и для отдельных отраслей. Соглашаясь с тем, что к их числу можно отнести основополагающие определения той или иной отрасли права (правовой науки), С. С. Алексеев считает, что аксиомы выражают определенные черты самого права, прежде всего, специфические отраслевые принципы.3
В. Н. Кудрявцев употребляет термин «аксиома» в значении, близком к принятому в точных науках, а С. С. Алексеев — в отношении тех или иных правовых принципов. В логике категории «аксиома» и «принцип» не тождественны. Принцип есть центральное понятие, основание системы, представляющие обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован. Отдельные правовые истины, подчеркивает
C.
С. Алексеев, подтверждены практикой
и настолько неотделимы от
права, его основ, что без
них право начинает терять
свои социально значимые
В указанных взглядах есть отличие, поскольку С. С. Алексеев, с одной стороны, и А. М. Васильев и Л. С. Явич, с другой, исходят из различного понятия принципов права. С. С. Алексеев трактует принципы как выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни.6 Иными словами, принципы права — это не просто идеи правосознания, а нормы права, правила поведения, хотя и более общего характера, чем другие нормы права. А. М. Васильев и Л. С. Явич понимают принципы права именно как идеи, т. е. категории только правосознания, лежащие в основе и права, и правового регулирования в целом.7 Итак, если С. С. Алексеев считает, что в праве аксиомами являются отдельные нормы-принципы, то у Л. С. Явича правовые аксиомы — это идеи правосознания, истинность которых не требует особых доказательств, служащие идеологическими предпосылками принципов права.
В 80-е годы проблема аксиом в праве продолжает привлекать внимание ученых. Аксиомам в теории права посвящена статья Г. И. Манова. Под аксиомами он понимает аксиоматические положения юридической науки, складывающиеся в результате обобщения многовекового опыта общественных отношений. Г. И. Манов выделяет две группы правовых аксиом. Одна из них имеет дело с правом в целом и соответственно фиксируется его общей теорией, другая относится к отдельным отраслям права и находит отражение в тех или иных юридических науках. Он рассматривает три аксиомы общей теории права, которые, по его мнению, имеют особое значение. К ним относятся следующие положения:
В
процессе правотворчества право реализуется
в нормативных актах, правоотношениях
и правосознании. Право реализуется
только
в отмеченных трех формах, четвертой не
дано.
Не запрещенное нормами права и не противоречащее его принципам поведение разрешается.
Никто не может быть судьей в собственном деле.
К последнему положению примыкают иные юридические аксиомы: «пусть будет выслушана другая сторона», «личная выгода отступает перед общественной», «никто не обязан себя обвинять» и т. п.8
Г. И. Маноз пишет об аксиомах в теории права, но правовые аксиомы можно рассматривать не только в качестве постулатов правовой науки, но и как определенные нормы права, закрепленные в законодательстве. Правовые аксиомы проходят путь своего формулирования от идеи правосознания, практической проверки в качестве нормы права, фиксирования в правосознании как аксиомы.
Иной
подход к пониманию аксиом в праве
предложен А. И. Экимовым. Во многом
аналогичные положения
Аксиомы выражают общечеловеческое содержание права. Вот почему возможна преемственность между правовыми аксиомами самых разных исторических эпох. В этом их отличие от принципов права, воплощающих, прежде всего классовые интересы в праве и потому различных в разных типах правовых систем. Но принципы права строятся с учетом правовых аксиом, ибо они отражают не только экономические, политические, но и нравственные основы общества.
А. И. Экимов и Н. А. Чечина выделили следующие аспекты в проблеме аксиом, нуждающиеся в углубленном изучении: сопоставление аналогичных правовых аксиом в различных исторических типах права; особенности реализации конкретной аксиомы на тех или иных этапах развития права данного исторического типа; специфику закрепления аксиом в праве. Они рассмотрели их применительно к гражданско-процессуальному праву.9 Однако взгляды А. И. Экимова и Н. А. Чечиной на правовые аксиомы отличаются. Н. А. Чечина подчеркивает, что они составляют отдельную группу норм права. У А. И. Экимова аксиомы — общепризнанные нормы морали, требования справедливости, находящие свое отражение в праве.
Если аксиомы права отражают требования морали, как полагает Н. А. Чечина, то они должны иметь тех или иных нравственных «дублеров», иными словами, закреплять нравственные нормы. Но процессуальные правила, приводимые Н. А. Чечиной в качестве примеров аксиом гражданско-процессуального права («истец должен доказывать обстоятельства, на которые он ссылается»; «каждый иск ограничен пределами определенного времени»; «решение суда не должно затрагивать тех, кто не участвовал в деле» и др.),10 не имеют аналогичных нравственных норм, не закрепляют соответствующих норм морали. Мы согласны с предположением, что данные нормы могут рассматриваться как аксиомы гражданско-процессуального права, но очевидность правильности этих правил поведения в процессе объясняется не их связью с моралью, а проверкой в ходе правоприменительной практики.
Некоторые правовые нормы складывались постепенно в ходе развития общества. Люди в своей практической деятельности миллионы раз сталкивались с необходимостью повторения определенных моделей поведения, после чего правовые нормы, их закрепляющие, получили значение аксиом. Очевидно, так сложились приведенные выше нормы-аксиомы гражданского процесса. Впервые выработанные еще в римском праве, нормы-аксиомы воспроизводились без особых изменений в других правовых системах, как основы гражданско-процессуального права. Многовековая практика их применения доказала, что это наиболее оптимальные формы регулирования, наилучшие правила поведения людей в подобных ситуациях.
Правовые аксиомы, на наш взгляд, — такие правовые нормы, которые в результате многовековой практики их применения стали привычными и самоочевидными. Формулируя новые правила поведения,
любой законодатель всегда, так или иначе, исходит из наиболее общих, давно всем известных норм, выработанных его предшественниками. Но, будучи введенными, в принципиально иное право, правовые аксиомы, порою мало изменяясь внешне, в своем словесном выражении приобретали другое качество. Например, основы римского права, воспроизведенные в кодексе Наполеона, стали основами буржуазного права Франции.
В
аксиомах права находят выражение
преемственность в
В литературе высказано и резко негативное отношение к постановке проблемы правовых аксиом. Так, А. Ф. Черданцев считает, что поскольку право — это нормативная система, а не научная теория, а нормы права — не суждения, которые логически выводятся и доказываются одни на основе других, говорить о нормах-аксиомах вообще неверно.11 Он исходит из строго научного понимания аксиом как положений дедуктивно построенной теории, принимаемых без доказательств, и из которых на основании заданных правил выводятся иные положения данной теории.
Однако
термин «аксиома» многозначен. Он зачастую
используется в языке для обозначения
чего-то многократно проверенного на
практике и поэтому простого, ясного, очевидного.
Именно в таком плане понимают его ученые,
ставившие вопрос об аксиомах права. Проблема
аксиом права имеет не логический, а скорее
аксиологический характер. Суть ее в выяснении
значения простых норм права, воплощенных
в них элементарных юридических истин
эмпирического уровня, как аккумулятора
общечеловеческих достижений в правовом
познании действительности. Проблема,
поставленная в этой плоскости, нуждается
в дальнейшей разработке, и употребление
термина «аксиома права» для обозначения
указанных явлений вполне допустимо.