Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Административная ответственность несут и субъекты, и объекты управления. Она связана с задачами, функциями, правами и обязанностями каждого из них. Применительно к органам управления и должностным лицам она тесно связана с компетенцией. Когда принимается решение, должно быть совершенно ясно, кто несет за него ответственность. И точно так же должно быть ясно, кто несет ответственность, если назревшее решение не принимается или затягивается.

Работа содержит 1 файл

административная ответсвенность.docx

— 37.49 Кб (Скачать)

     Цели  административной ответственности  опосредуются через функции, которые  они выполняет:

     1. штрафная (карательная) ответственность – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);

     2. воспитательная ответственность – состоит в целенаправленном воздействии на сознание субъектов права для формирования положительного отношения к праву;

     3. компенсационная ответственность – состоит в восстановлении имущественного положения субъектов права, нарушенного в результате совершенного правонарушения.

     Основания административной ответственности:

     Нормативное основание административной ответственности  – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации административной ответственности.

     Фактическое основание административной ответственности  – совершение лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения.

     Процессуальное  основание административной ответственности  – вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к административной ответственности. 

     3. Законодательство  об административной  ответственности 

     В соответствии со статьей 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях  состоит из данного кодекса и  принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

     Законодательство  об административной ответственности  – система норм права, закрепленных в КоАП и законах субъектов РФ об административных правонарушениях, устанавливающих принципы и основания административной ответственности, условия и порядок привлечения лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности8.

     Система законодательства об административных правонарушениях состоит:

     1. КоАП;

     2. законы субъектов РФ об административных правонарушениях.

     К ведению Российской Федерации в  области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

     1. общих положений и принципов  законодательства об административных  правонарушениях;

     2. перечня видов административных  наказаний и правил их применения;

     3. административной ответственности  по вопросам, имеющим федеральное  значение, в том числе административной  ответственности за нарушение  правил и норм, предусмотренных  федеральными законами и иными  нормативными правовыми актами  Российской Федерации;

     4. порядка производства по делам  об административных правонарушениях,  в том числе установление мер  обеспечения производства по  делам об административных правонарушениях;

     5. порядка исполнения постановлений  о назначении административных  наказаний9.

     Задачи  законодательства об административных правонарушениях:

     – защита личности;

     – охрана прав и свобод человека и гражданина;

     – охрана здоровья граждан;

     – охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

     – защита общественной нравственности;

     – охрана окружающей среды;

     – охрана установленного порядка осуществления государственной

     – власти;

     – защита общественного порядка и общественной безопасности;

     – защита собственности;

     – защита законных экономических интересов физических и юридических лиц;

     – защита общества и государства;

     – предупреждение административных правонарушений.

     Действие  законодательства об административной ответственности различается:

     – во времени;

     – в пространстве;

     – по кругу лиц.

     Действие  законодательства об административной ответственности во времени:

     1. лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во времени совершения административного правонарушения;

     2. закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е.распространяется и на лицо которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено;

     3. закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

     Действие  законодательства об административной ответственности в пространстве.

     Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании закона, действующего по месту совершения административного правонарушения.

     Действие  законодательства об административной ответственности по кругу лиц  может быть:

     1. общего действия (распространяется на все субъекты);

     2. специального действия.

     При этом выделяются виды специальных субъектов:

     – несовершеннолетние;

     – должностные лица;

     – военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов;

     – иностранные граждане и лица без гражданства;

     – юридические лица Российской Федерации;

     – индивидуальные предприниматели;

     – иные лица, в отношении которых предусмотрены какие-либо статутные особенности (родители, лица их замещающие, ранее при 
влеченные к административной ответственности).
 

 

      4. Освобождение от  административной  ответственности  и ее исключение  по действующему  российскому законодательству 

     Правонарушение  – это деяние всегда виновное, т.е. умышленное или неосторожное.

     В теории права существуют основания  исключения юридической ответственности  и освобождения от юридической ответственности  за совершенное правонарушение. Принципиальное отличие между ними в том, что  если в первом случае при совершении правонарушения (точнее даже – объективно противоправного поступка) ответственности нет вообще и быть не может в силу ряда юридически оговоренных и имеющих место в реальности условий или состояний физического лица, то во втором случае ответственность уже имеет место быть, но в силу опять же ряда оговоренных в законе и имеющих место в реальности условий (оснований) возможно освобождение от нее.

     Обстоятельства, исключающие административную ответственность, – установленные законодательством юридические факты, схожие с административными правонарушениями, но при которых отношения ответственности не возникают.

     Условиями, исключающими противоправность деяния и тем самым исключающими и  саму административную ответственность, являются:

     1. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, – 16 лет на момент совершения административного правонарушения.

     2. Крайняя необходимость – противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

     3. Невменяемость – состояние, при котором лицо не могло сознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

     Так, если нет хотя бы одного из элементов состава правонарушения, то нет и самого правонарушения, а без правонарушения не может быть и ответственности за него.

     Вменяемость же лица, привлекаемого к административной ответственности, равно как и  его возраст, является характеристикой  субъекта правонарушения, который в  совокупности с другими элементами образует состав правонарушения.

     Согласно  ст. 2.8 КоАП РФ, не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

     Юридический критерий невменяемости заключается  в отсутствии улица способности  осознавать фактический характер и  противоправность своих действий или  бездействия (это интеллектуальный аспект), а также руководить ими (это  волевой аспект).

     Несколько сложнее дело обстоит при наличии  некоторых обстоятельств, исключающих  общественную опасность совершенного противоправного деяния (непреодолимая  сила, необходимая оборона и крайняя  необходимость).

     К обстоятельствам непреодолимой  силы относятся обстоятельства, не зависящие от воли и желания лица, но которые преодолеть он просто не в силе, и они становятся на пути исполнения им взятых на себя обязательств и ведут к совершению правонарушения. К таковым относятся: стихийные бедствия, землетрясения, наводнения и иные природные явления, в ряде случаев аварии и пр. А вот крайняя необходимость – это в некотором роде оценочные характеристики, зачастую во многом зависящие от обстоятельств конкретного правонарушения.

     Крайняя необходимость – это причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в целях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем вред предотвращенный. Институт крайней необходимости регламентирован в статье 2.7 КоАП РФ. Причем в данной статье КоАП РФ не конкретизируется, о каком лице (физическом или юридическом) идет речь, поэтому представляется, что наличие обстоятельств крайней необходимости может быть признано уполномоченным органом или должностным лицом и при совершении противоправного деяния юридическим лицом.

     Особо следует отметить Обстоятельства освобождения от административной ответственности – установленные законодательством обстоятельства, при наличии которых отношения административной ответственности возникают, но меры административного наказания не применяются: малозначительность административного правонарушения, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, устанавливающего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. 

 

Информация о работе Административная ответственность