Значение физической культуры в семье и развитии ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:04, курсовая работа

Описание работы

Быть здоровым это счастье для каждого человека. Молодые о здоровье не думают. Как правило, молодость и здоровье сопутствуют друг другу. Но чем старше становится человек, тем больше начинает понимать, какое это благо – здоровье, и тем больше начинает ценить его.
Как сохранить здоровье? Как удержать прекрасное ощущение молодости, силы, радости жизни? И можно ли это сделать?

Содержание

Введение 2
1 Физическое воспитание в семье 6
2 Важность физической активности в 21 веке 8
3 Правильный режим дня 10
3.1 Дневной сон 11
3.2 Правильное кормление 11
3.3 Водные процедуры 11
4 Правила занятия физкультурой с ребенок 11
5 Воздействие физический культуры на организм человека 15
6 Теоретические основы самостоятельно физической подготовки 17
6.1 Принцип систематичности 18
6.2 Принцип индивидуальности 18
6.3 Принцип рациональности физических нагрузок 18
6.4 Принцип всестороннего физического развития 18
6.5. Принцип врачебного контроля и самоконтроля 18
7 Контроль за своим здоровьем 22
8 Использование средств физической подготовки в семье 24
Заключение 31
Библиографический список 32

Работа содержит 1 файл

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

Уже с 4—5 лет детей можно брать  на совместные пробежки, но длина дистанции  для них не должна превышать 400— 500 м. К 6-летнему возрасту длина дистанции уже может достигать 1000—1500 м, пробегаемых за 8,5—9 мин.

Ходьба на лыжах — прекрасный способ активного отдыха и укрепления здоровья. Общение с природой, красота  зимнего леса дают всем членам семьи благотворные положительные эмоции.

Морозный воздух целебен. Это объясняется  высоким содержанием в нём  полезных для организма отрицательных  ионов. Ритмичная работа мышц верхних  и нижних конечностей прекрасно  воздействует на сердечнососудистую и дыхательную системы. Активизируется обмен веществ и деятельность эндокринного аппарата. Скорость передвижения следует регулировать исходя из возможностей младших членов семьи. Специальное внимание нужно обращать на обучение и совершенствование техники лыжных ходов — попеременного, одновременного, на освоение техники спуска и подъёма.

Попеременный двухшажный ход— наиболее распространённый и удобный из лыжных ходов. Обычно он используется при движении по ровной местности или на пологом  подъёме. Каждый шаг должен завершаться толчком одной ноги и скольжением на другой лыже. При выполнении этого хода плечи несколько наклоняются вперёд, ноги сильно сгибать не нужно. Особое внимание следует обращать на поочерёдные толчки ногами с их полным выпрямлением, поочерёдное скольжение на одной ноге и расслабление мышц ног, рук, спины. Во время одновременного одношажного хода (рис. 2), применяемого на ровном месте, при хорошем скольжении или на пологом спуске, лыжник делает толчок ногой, затем выносит эту ногу вперёд, присоединяет её к другой и, наклоняясь вперёд, делает толчок руками с последующим скольжением. Сейчас спортсмены широко применяют на лыжах так называемый коньковый ход, позволяющий увеличить скорость движения. Однако в оздоровительной ходьбе на лыжах целесообразно использовать традиционные способы передвижения. Они более ритмичны, экономны, в них равномернее загружены мышцы.

Начинать обучать детей ходьбе на лыжах целесообразно с 3-летнего  возраста. Обучение должно, как и  при занятиях бегом, носить характер игры, а «урок» длиться не более 30 мин. Предварительно ребёнку надо дать привыкнуть к лыжам в комнате — походить на них, только затем выходить на снег. Полезно проделать с ребёнком буксировку — тянуть его по ровной лыжне за палки (рис. 3). В этом движении отрабатывается чувство скольжения, осваивается устойчивость, правильная стойка для спуска. По лыжне дети до 7 лет могут двигаться не более 0,5 км. Дальше их лучше буксировать. С возрастом длина дистанции увеличивается. В 9—10 лет ребёнок может ходить на лыжах уже несколько километров без отдыха. К спускам приучать детей следует постепенно. Их частые падения могут заметно замедлить время освоения техники передвижения на лыжах

Во время лыжных прогулок непременно встретятся хотя бы небольшие горки. Если подъём некрутой, то преодолеть его можно двухшажный попеременным ходом, делая шаги покороче и энергичнее отталкиваясь палками. Крутые склоны преодолеваются несколькими легко осваиваемыми новичками способами: «ёлочкой», «лесенкой» или наискось.

Значительно сложнее освоить спуск. Он должен проходить в стойке с полусогнутыми ногами (центр тяжести тела — под сводом стопы), лыжи расположены параллельно на расстоянии 10—15 см друг от друга, колени несколько сведены, туловище слегка наклонено вперёд. Кисти с зажатыми концами палок расположены на уровне бёдер, кольца несколько выше хвата. Во время спуска внимание должно быть сосредоточенным, мышцы всего тела, особенно бёдер, напряжены.

Первая вылазка на лыжах должна длиться не более 1—1,5 ч. Скорость движения зависит от уровня освоения всеми членами семьи техники лыжных ходов, физической подготовленности, скольжения.

Ходить на лыжах можно при  температуре не ниже —20—25 °С. С детьми до 10—12 лет прогулки на лыжах разрешаются  при температуре не ниже —12 °С. Одеваться  целесообразно в соответствии с температурой наружного воздуха. Спортивная одежда не должна быть излишне тёплой. На ноги желательно надеть одну или две пары шерстяных носков, на руки — кожаные или шерстяные варежки. На обнажённое тело лучше всего надеть хлопчатобумажную майку или шерстяную рубашку, хорошо впитывающие пот.

При выборе длины лыж для взрослых можно пользоваться формулой: рост (в сантиметрах) плюс число, равное половине массы. Для детей при росте  меньше 120 см длина лыж должна быть равна росту. Если рост больше 120 см, то лыжи лучше приобретать на 10—15 см длиннее роста.

Просмолка лыж увеличивает их долговечность  и обеспечивает лучшее скольжение. Перед прогулкой желательно смазать  лыжи. Правильно подобранная мазь улучшает скольжение, превращает движение на лыжах в удовольствие.

Во время семейных прогулок нельзя забывать о правилах безопасности. Спускаться с горки и подниматься  на неё полагается в определённых местах, по проложенной лыжне. Нельзя съезжать по незнакомому спуску, так  как под снегом могут оказаться  пеньки, камни. При переходе через замёрзший водоём вначале полагается проверить толщину льда. Если при сильном ударе лыжной палкой лёд не пробивается, то молено смело проезжать. При движении нескольких человек по лесу положено идти друг за другом с интервалом не менее 3—4 м. В таком случае ветки, отводимые впереди идущим, не хлестнут по глазам, а при его падении можно успеть затормозить.

Катание на коньках прекрасное средство проведения свободного времени, закаливания  и укрепления здоровья. Оно повышает тонус нервной системы, поднимает настроение.

У взрослых, плохо стоящих на коньках, этот вид физической культуры не вызывает особого интереса, но всем детям  он очень нравится и полезен. Занятие  коньками улучшает координацию движений, укрепляет мышцы ног, голеностопные  суставы, развивает чувство равновесия, а также закаливает. Поэтому детей уже с 5—6 лет следует учить кататься на коньках.

При освоении техники катания на коньках вначале желательно просто походить в них по комнате, затем  то же , проделать на утоптанном снегу, снеговой тропинке, постоять на одной ноге. После этого с помощью взрослого и лучше на утоптанном снегу рекомендуется освоить скольжение на двух и одной ноге. И только затем начать обучение технике бега на коньках с поочерёдным переносом тяжести тела с одной ноги на другую. При первых выходах ребёнка на лёд обязательна поддержка его за руку.

Езда на велосипеде как вид физической культуры полезен и взрослым, и  детям. Число его поклонников  приближается к миллиарду, а в  нашей стране обладателями различных  марок велосипедов становится ежегодно около 5 миллионов человек.

Регулярные велосипедные тренировки заметно улучшают работу сердечнососудистой системы, укрепляют мышцы, вырабатывают выносливость, повышают работоспособность. Прогулки на велосипеде помогают познакомиться с новыми местами, увеличивают пребывание на свежем воздухе, сплачивают всех членов семьи. Детство каждого ребёнка должно сопровождаться обучением и ездой вначале на 3-колёсном, затем на 2-колёсном велосипеде.

Велосипед следует подбирать в  соответствии с ростом человека. По высоте седло устанавливают так, чтобы нога, выпрямленная до угла в 160—170°, свободно доставала до педали. Седло должно быть сдвинуто назад по отношению к средней точке каретки на 4—6 см. При правильной посадке туловище слегка наклоняется вперёд, спина прямая, а слегка согнутые руки свободно держат руль за ручки. Во время езды мышцы следует стараться расслаблять, иначе быстро наступит усталость. При подгонке машины, если у владельца велосипеда длинные руки и туловище, руль лучше немного опустить, а если руки и туловище коротковаты, руль, наоборот, следует немного поднять. На педаль ногу ставят так, чтобы ось педали была под основанием большого и второго пальцев. Ступни рекомендуется держать параллельно шатунам, ноги должны вращать педали, перемещаясь в вертикальной плоскости.

Преодолевая участок местности  с ровной, пологой поверхностью, лучше всего двигаться в равномерном  темпе. Пологий подъём рекомендуется  проезжать в обычной посадке, чуть расслабив мышцы туловища. Короткие подъёмы следует преодолевать с ходу, увеличивая перед ними скорость. На более крутых и длинных подъёмах желательно встать с седла и попеременно переносить массу тела с одной педали на другую, облегчая таким образом их вращение. При попутном ветре можно ехать в более высокой посадке, давая себе возможность немного передохнуть, а во время встречного ветра, наоборот,  увеличить   наклон   туловища.

Предельной внимательности требует  спуск. Руль нужно при этом держать  покрепче, педали в горизонтальном положении, чтобы можно было бы быстрее затормозить. При поворотах скорость движения следует предварительно замедлить, а также слегка наклонить тело и велосипед в сторону поворота, сдвигаясь больше к заднему колесу для устойчивости.

Находясь на дороге, велосипедист не должен забывать, что он участник дорожного движения. Ехать разрешается на расстоянии не более 1 м от правого края дороги. Разворачиваться на улицах с трамвайным движением или по улицам с несколькими полосами запрещается. Здесь положено слезать с велосипеда и вести его в руках, соблюдая правила для пешеходов.

Велосипедисту запрещается ездить на тротуарах и пешеходных дорожках, не держась руками за руль, перевозить взрослых. Для ребёнка следует  оборудовать дополнительное сидение  с подножками. На нерегулируемых трассах велосипедисты обязаны уступать дорогу транспортным средствам. Кроме того, рекомендуется придерживаться определённых условных сигналов, которые подаются одной рукой: перед поворотом поднять руку в сторону поворота, перед остановкой или резким замедлением скорости поднять руку вверх.

Плавание — одно из эффективных  средств физического воспитания, оно благоприятно сказывается на состоянии всего организма. В  немалой степени это объясняется  особенностями самой водной среды. Её плотность в 769 раз больше воздуха. Это позволяет человеку испытывать в воде значительно меньшее воздействие гравитационных сил. Отсюда появляется возможность хорошо расслабить мышцы, разгрузить позвоночный столб. Регулярные занятия плаванием укрепляют нервную систему, совершенствуют деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем. Недаром наибольшая жизненная ёмкость лёгких наблюдается у пловцов (6—7 тысяч см3). Одновременно плавание совершенствует терморегуляцию организма, способствует его закаливанию. Последние эффекты усиливаются при купании в открытом водоёме. Умение плавать — прикладной, жизненно необходимый навык. В семье уметь плавать должны все. С помощью анкетирования выяснилось, что из детей, умеющих плавать, 70 % научилось этому с помощью родителей. Уже более десятилетия популярен лозунг: «Плавать раньше, чем ходить!». В некоторых детских поликлиниках оборудованы бассейны, где грудных младенцев обучают плаванию. Доказано, что такие малыши намного крепче и закалённее своих неплавающих сверстников.

Параллельно с обучением погружению в воду рекомендуется освоить на суше простейшие упражнения, которые помогут быстрее научиться плавать: из положения полулёжа на спине с опорой на предплечья или лёжа на спине выполнять движения прямыми ногами вверх — вниз (как при плавании стилем кроль). То же проделать из положения лёжа на животе.

В воде с поддержкой одного из родителей  под спину или живот освоить  скольжение по воде с быстрой работой  ногами, то же выполнить с погружением  головы в воду. Горизонтальное положение  тела в воде с работой ногами осваивается также с любым надувным приспособлением или с пенопластовой доской.

Легче обучиться плаванию и привыкнуть к водной среде во время игры на воде. Играть детям в воде лучше  всего вместе с родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Было доказано, что совместные занятия родителей с детьми приносят следующие положительные результаты:

 

-  Пробуждают у родителей  интерес к уровню «двигательной  зрелости» детей и способствует  развитию у детей двигательных  навыков в соответствии с их  возрастом и способностями;

 

-  Углубляют взаимосвязь родителей  и детей;

 

-  Предоставляют возможность  позаниматься физкультурой за  короткий отрезок времени не  только ребенку, но и взрослому:  родитель показывает ребенку  те или иные упражнения и  выполняет большинство из них  вместе с ним;

 

-  Позволяют с пользой проводить  то свободное время, которое  мать или отец посвящают ребенку,  служат взаимообогащению, способствует  всестороннему развитию ребенка.

 

Во время совместных занятий  взрослый поднимает, носит, качает ребенка, помогает ему подтянуться, подпрыгнуть, взобраться наверх и т.д. Благодаря этому сами родители развиваются физически, становятся более сильными, ловкими и выносливыми. Такое использование свободного времени полезно для обеих сторон. Ребенок восхищается отцом: какой папа сильный, как ловко его поднимает, покачивает, как хорошо выполняет упражнения! Подражает матери в грациозности и координации движений – например, при выполнении упражнений, сопровождающихся пением или музыкой. Родители же, занимая полуактивную позицию, путем ловких движений помогают ребенку выполнить упражнение, подбадривают его и вместе с ним радуются успеху. Позже эти совместные занятия становятся действительно самым счастливым событием дня, и ребенок радуется той минуте, когда кто-то из родителей скажет: «Иди сюда, будем заниматься!» В сегодняшней круговерти дня это – минуты праздника, однако занятия должны быть не по-праздничному редкими и случайными, а регулярными и ежедневными. Только систематическая забота о двигательном развитии ребенка может принести желаемые результаты: систематическое повторение одних и тех же упражнений и логическая преемственность занятий являются основными предпосылками успеха.

Физическое воспитание играет огромную роль в воспитании детей и жизни  семьи.

Информация о работе Значение физической культуры в семье и развитии ребенка