Введение
Все законы воспитания
и развитии должны быть основаны
на физиологии.
Эффективность учебного
процесса во многом определяется
степенью учета психологических
и физиологических особенностей
ребенка. Еще К.Д.Ушииский писал:
«Изучение педагогики предполагает
уже некоторое предварительное
знакомство с устройством и
законами жизни и развития
Человеческого организма, изучение
педагогики предполагает уже
некоторое предварительное знакомство
с физиологией и психологией.
Без этого сколько-нибудь рациональное
преподавание педагогики невозможно».
При этом К.Д.Ушинский подчеркивал,
что конкретные практические
рекомендации педагогами должны
«выводиться из обширного и
глубокого знания анатомии, физиологии
и патологии».
Здоровье, понимаемое
как интегральная характеристики
физиологического, психического и
функциональною развития ребенка
с высоким уровнем адаптированности
к среде, является основным
фактором, определяющим успешность
обучения. Поэтому снижение уровня
здоровья неизбежно приводит
к трудностям в обучении.
Основные требования
к организации здоровьесохраняющих
методов обучения весьма просты,
так как опираются на естественные
проявления и закономерности
жизнедеятельности. Перечислим их:
· соответствие
учебной нагрузки возрастным
и индивидуальным функциональным
возможностям организма школьника;
· обязательный
постоянный контроль состоянии
здоровья и особенностей развития
ребенка;
· рациональный
режим труда и отдыха с гигиенически
полноценным сном и достаточным
пребыванием на свежем воздухе;
· организация
характера и режима учебных
занятий с учетом динамики
умственной работоспособности (как
отражения функциональною состояния
организма ребенка) в течение
учебного дни, недели, года;
· строгий
контроль физиолого-гигиенических
условий учебного процесса (воздушно-температурного
режима, условий освещенности и
т.н.
· применение
методов активизации двигательной
активности в течение учебного
процесса;
· поддержание
правильной рабочей позы при
любых видах деятельности:
· создание
благоприятной психологической
атмосферы, положительного эмоционального
фона во время учебной деятельности;
· организация
благоприятного режима деятельности
зрительного анализатора, как
основного канала получения информации
об окружающем мире.
Все вышеперечисленное,
конечно, не исчерпывает всех
требований, которые должен учитывать
современный педагог
при построении учебного
- процесса. В рамках содержания
самих учебных методик много
резервов, позволяющих оптимизировать
влияние учебной нагрузки
на организм младшего школьника.
Гипотеза: оптимальная
двигательная активность оказывает
благоприятное влияние на физиопсихологическое
развитие младшего школьника.
Цель работы: роль движений
в развитии ребенка.
Задача: влияние физических
упражнений на развитие выносливости,
сердечно-сосудистой системы, легких,
мышц и т. д.
1. Двигательная активность
– фактор формирования здорового
образа жизни
Здоровый образ жизни
- это осознанное в своей необходимости
постоянное выполнение человеком
гигиенических правил укрепления
и сохранения индивидуального
и общественного здоровья как основы
высокой продолжительной работоспособности,
сочетающееся с разумным отношением к
окружающей природной и социальной среде.
Профилактика многих
наиболее часто встречающихся
у детей заболевании возможна
путем формирования навыков здорового
образа жизни, начиная с самого
раннего возраста. Непосредственную
роль в этом играет семья.
Усвоенные в семье родителей
различные традиции и привычки,
образ жизни, отношение к своему
здоровью и здоровью окружающих
переносятся затем во взрослую
жизнь, а при достижении детородною
возраста - и во вновь создаваемые
семьи.
При этом большое
влияние на формирование гигиенических
навыков у детей и их отношение
к своему здоровью оказывает
медицинская активность родителей
(соблюдение режима питания, труда
и учебы, отдыха, отказ от вредных
привычек, своевременное обращение
за медицинской помощью, лечение,
отношение к профилактическим
мероприятиям и т.д.).
«Но данным Л.А.Баранова
и В.Л. Альбицкого, менее половины
родителей имеют элементарные
общие медицинские, гигиенические
знания о характере и природе
заболеваний своих детей».
В то же время,
нередко тревожась по поводу
малейшего насморка или кашля
ребенка, многие родители оставляют
без внимания сто неуравновешенность,
дурные привычки, капризы, постоянное
плохое настроение, иными словами
- состояние его нервной системы.
Нервная система ребенка
очень ранима. Дети тяжело переживают
разлад в семье, болезни и
потерю близких. Будет ли проявление
нервозности кратковременным или
затянется надолго, станет оно
ярко выраженным или незначительным,
вырастет ли из нервного ребенка
нервный взрослый человек - это
зависит от условий жизни. Можно
смело утверждать, что во многих
случаях невропатические проявления
превращаются в серьезные заболевания
только из-за дефектов воспитания
и неправильного поведения взрослых.
Врачебный опыт показывает,
что у пассивных, мнительных, скептически
настроенных людей любое заболевание
протекает тяжелее, труднее поддается
лечению, длится дольше. Вот почему
воспитание оптимизма, жизнерадостности,
доброжелательности должно войти
и круг забот о здоровье
ребенка, о его счастье.
Как сделать, чтобы
ребенок был всегда жизнерадостным?
Для этого отнюдь не требуется
с утра до вечера веселить
и развлекать его. Надо, чтобы
он сам находил в окружающей
обстановке радость, извлекать
интересное из повседневного
все, что он делает, делал бы
с удовольствием.
Едва ли не решающее
значение в формировании такой
черты характера имеет окружающая
обстановка. Если дух жизнерадостности,
оптимизма, доброжелательности царит
в семье, то и ребенок растет
общительным и веселым.
Известно педагогическое
правило: на ребенка гораздо
больше действует не то, что
говорит воспитатель, а то, что
он делает. В связи с этим
очень важно создать ребенку
правильные УСЛОВИЯ, показывать
ему пример жизнерадостности, оптимизма
и уравновешенности.
«Данные, полученные
во ВНИИ медицинских проблем
формирования здорового образа
жизни населения, при опросе
студентов свидетельствуют, что
большинству молодых людей в
детстве не привиты навыки
и привычки, способствующие укреплению
здоровья. Собственная роль молодых
людей в поддержании и укреплении
своего здоровья сегодня практически
сведена к минимуму. Среди молодежи
распространено неправильное представление
о том, что болезни приходят
в старости, когда активная жизнь
уже позади. В связи с этим
формируется совершенно необоснованная
уверенность в том, что здоровье
гарантировано молодым возрастом,
что любые запредельные нагрузки,
грубые нарушения питания, режима
труда, отдыха, стресс, гиподинамия
и другие факторы риска "по
плечу" молодому организму.
В действительности это далеко
не так».
Усиливающаяся сейчас
пропаганда здорового образа
жизни направлена чаше всего
только на борьбу с второстепенными
вредными привычками, а нравственное
и духовное здоровье человека
практически забыты, хотя значение
их чрезвычайно велико.
В учебно-воспитательном
процессе школы мир этических
категорий и простых норм нравственности
не стал пока предметом специального
и систематического внимания
и заботы педагогического коллектива.
Но без стержневой нравственной
основы личность состояться не
может. Интегрирующий характер
нравственности особенно очевиден
сегодня потому, что в обществе
произошел переворот в шкале
нравственных ценностей, и возникла
насущная необходимость в очеловечивании
человека, стала опасным симптомом
нравственная опустошенность нашей
молодежи.
В проблеме воспитания
нравственности есть великий
парадокс. Все правила ее и
все требования общеизвестны
и общеприняты, но как-то не
всегда доходят до сердца, не
всегда становятся натурой человека.
Возможно, что одной из причин
этого явилось варварское разрушение
веками устоявшегося главного
института нравственного и духовного
здоровья людей - религии.
Всей душой ощущая
неблагополучие России, пророчески
предвидя ухудшение жизни народа,
Л.И. Толстой писал в дневнике:
'"Все яснее вижу, что ключ
ко всему - в воспитании. Там
развязка всего, это самый длинный,
но верный путь". В наши дни
эта мысль писателя звучит
особенно современно, ибо стан
пренебрегающих воспитанием людей
стал еще более многочисленным.
Сегодня, когда идет
открытая пропаганда жестокости,
секса, насилия, когда осмеиваются
лучшие нравственные ценности, вопрос
о воспитании очень важен.
Не могут не волновать
и встречающиеся в школах аморальные
программы полового воспитания.
Программы, затрагивающие вопросы
семьи и пола, прежде всего,
должны научать детей чистоте
взаимоотношений и традиционным
нравственным законам, предостерегать
от необдуманного разрушительного
поведения.
В условиях распада
семьи, кризиса искусства, при
воспевающих аморализм средствах
массовой информации, предельно
ослабленных и в значительной
мере уничтоженных культпросвет
учреждениях школа призвана стать
центром возрождения духовности
человека. Именно школа должна
помочь преодолеть пережитки
дурного прошлого, сохранить то,
что исторически оправдало себя,
созидать будущего гражданина. Необходимо
отметить также важность преемственности
на всех этапах формирования
здорового образа жизни (семья,
школа, учебные заведения, трудовые
коллективы, общественные организации,
неформальные объединения). Система
формирования здорового образа
жизни молодежи должна охватить
все уровни - от общегосударственного
до индивидуального. Для этих
целей необходимо использовать
всевозможные каналы: радио, телевидение,
печать, лекционную пропаганду, памятки
для детей и родителей.
Целесообразно подкреплять
соответствующую работу мерами
не только морального, но и
материального поощрения, предусмотреть
социально-экономическое стимулирование
как отдельных лип, так и
коллективов, ведущих здоровый
образ жизни. Важнейшее значение
при этом имеет воспитание
чувства сознательной активности,
ответственности за здоровый
образ жизни.
2. Физическое воспитание
как условие сохранения психофизического
и социального здоровья детей
Физическое воспитание
имеет целью формирование с
помощью средств физкультуры
и спорта таких ценностных
ориентаций, которые выражаются, во-первых,
в понимании необходимости и
полезности для человека занятии физкультурой
и спортом; во-вторых, в привитии интереса
к занятиям физической культурой и спортом,
в выработке потребности регулярно и систематически
использовать физические упражнения для
укрепления своего тела и духа.
«Физическое воспитание
по цели ничем не отличается
от воспитания нравственного,
эстетического. Целью любого воспитания
является формирование конкретных
убеждений, определенной системы
ценностей. Формируя потребности
и интересы, происходит воздействие
на душевную и психическую
сферу человека. В современной
возрастной педагогике и психологии
(в трудах Л.С.Выготского, В.В.Давыдова)
разработана концепция, согласно
которой основу психологического
развития личности человека составляет
специфический процесс присвоения
достижений предшествующих поколений.
К таким достижениям можно
отнести и спортивную, физкультурную
деятельность».
Спортивная, физкультурная
деятельность влияет на качественные
изменения их личности, способствует
формированию чувства "взрослости",
основ самосознания, рефлексии на
собственное поведение. В коллективных
формах спортивной деятельности
совершенствуется умение подростка
учитывать чувства, интересы, позиции
других людей, развиваются отношения
эмпатии, потребность принести
благо людям, а это уже является
формированием основ социальных,
что имеет большое значение, особенно
в переходном подростковом возрасте.
Поэтому так важно формировать
у подростков положительную мотивацию
и устойчивый познавательный
интерес к занятиям физической
культурой и спортом.
Как известно, основным
средством физического воспитания
являются физические упражнения,
следовательно, они могут, служить
условием воспитания интереса
у школьников к физической
культуре.
Физические упражнения
укрепляют и оздоравливают организм,
повышают его функциональные
возможности. Занятия физической
культурой положительно воздействуют
на психику, на эмоциональную
сферу.
Физические упражнения
являются осмысленным актом поведения
с одновременным участием и
психических и физических категорий
личности.