Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 17:02, реферат
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека на производстве, в учебе, в быту, в общении. Развитие физической культуры и спорта — одно из важнейших слагаемых сильной социальной политики, которая может обеспечить реальное воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открыть широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………..3
1. Здоровый образ жизни: определение феномена ………4
1.1. Здоровый образ жизни и физическая культура ………..8
1.1.1. Социологические аспекты взаимосвязи «физическая
культура — здоровый образ жизни» ………………………….12
1.1.2. Свободное время и физическая культура ………………..14
зАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………19
БИБЛИОГРАФИЯ ……………………………………………………………………………20
Все высказанное
выше позволяет заключить, что активная
роль ФКС в реализации ЗОЖ несводима
к выполнению систем физических упражнений,
но охватывает среду формирования,
развития и совершенствования личности,
социализации человека. Следовательно,
проблема внедрения ЗОЖ в быт
не может решаться изолированно от
решения других экономических, политических,
социокультурных проблем, стоящих
перед обществом. Г.В.Дивина (1989) указала,
что проблема ЗОЖ и использования
ФКС в его осуществлении
Иными словами, создание
и обеспечение экономических, правовых,
этических и прочих общесоциальных
норм отношения к ФКС и ЗОЖ
должно осуществляться самим обществом
на общесоциальном уровне.
Это значит, что решение
проблем ЗОЖ, развития ФКС в значительной
мере и весьма тесно связано с
использованием людьми, обществом в
целом своего свободного времени, являющегося
неизмеримым социальным богатством
и объективным пространством
осуществления культуры человека.
1.1.2. Свободное время
и физическая культура
Социальная сущность
свободного времени в том, что
оно превращает того, кто им обладает,
в иного субъекта, и в качестве
этого иного субъекта он вступает
затем в непосредственный процесс
производства. В человеке воедино
заключены объект и одновременно
субъект деятельности свободного времени,
а также субъект трудового
процесса.
Безусловно, различаются
особенности личного отношения
человека к трудовой деятельности,
с одной стороны, и к занятиям
в сфере свободного времени, —
с другой. Если в первом случае определяющим
выступает необходимость, то во втором
преимущественную роль играет свободное
волеизъявление при выборе форм и
видов деятельности. Общество в историческом
процессе развития выявило и определило
ценности свободного времени, которые
необходимы для дальнейшего социального
прогресса. Общество заинтересовано в
том, чтобы такого рода ценности, и
в частности занятия
Свободное время
используется отдельным человеком
преимущественно в соответствии
с его индивидуальными
ФКС имеют в современных
условиях весьма высокую социально-
Анализ отношения
разных групп населения к ФКС
Показал, что 7—18 % взрослого населения
участвовали в каких-либо физкультурно-оздоровительных
и спортивных мероприятиях, организованных
в производственных коллективах, и
23—29 % занимались физической культурой
самостоятельно, по месту жительства
и отдыха.
По данным исследований
«Правда-77», «Советская Россия-81», «Советский
спорт-83—84» (П.А. Виноградов и др.), из
1796 обследованных соответственно (данные
первого, второго и третьего исследований)
среди мужчин и женщин: занимались
ФКС самостоятельно (%) 30.0 и 1.5.6; 49,1 и
38.3; 47,9 и 39,4; в группах ОФП, здоровья
— 1,8 и 2,0; 10,6 и 6,3; 10,8 и 9,8. Эти данные корреспондируют
с многочисленными материалами
других исследований и свидетельствуют
о том, что ФКС среди трудящихся
развиты еще недостаточно.
В монографии «Физическая
культура и здоровый образ жизни»
приведены многочисленные данные социологических
исследований, которые показывают реалистическую,
но безрадостную картину масштабов
физкультурно-оздоровительного движения,
использования свободного времени
для занятий ФКС и развития
ЗОЖ. Выяснилось, что учащиеся 9—10-х
классов, особенно девушки, затрачивали
на занятия ФКС не более 1—5 % свободного
времени (1983). Среди восьмиклассников
в Красноярском крае постоянно занимались
ФКС 40,3 %, от случая к случаю — 35,3, совсем
не занимались — 24,4 %. У десятиклассников
эти показатели выглядели так: постоянно
занимались — 39,9 %, от случая к случаю
— 41,2, совсем не занимались — 18,9 %. Оздоровительным
бегом, велосипедными прогулками, катанием
на коньках не занимались около 80 % школьников.
Зимой 59,3 % юношей и 55,4 % девушек выходили
на лыжню от 1 до 5 раз, а 69,9 % юношей и
93,5 % девушек вообще не катались на коньках.
Всего 30 % школьников были привлечены к
внеурочным формам занятий физическими
упражнениями, а остальные 70 % посещали
только уроки физической культуры (1986).
Среди студентов вузов
В 1987—1988 годах при
опросе более 500 врачей и медицинского
персонала учреждений здравоохранения
Ленинского района Москвы выяснилось,
что 35% из них совсем не занимались ФКС
и лишь около 5% занимались в спортивных
секциях и группах ОФП, ГТП, здоровья
(П.Д.Виноградов).
Наиболее объективным
показателем развития ФКС является
время, затрачиваемое на занятия
физическими упражнениями, и для
взрослых оптимальные временные
режимы в недельном объеме колеблются
от 6 до 10 часов (П.А. Виноградов, В.И. Жолдак,
Л.Н. Ни-фонтова, Ю.В. Окуньков. 1973).
Опрос же показал, что
86 % занимающихся физической культурой
не выходят на оптимальные режимы
занятий. Среди рабочих занимались
в неделю 6 — 8 часов 6,3 %; среди работников
сферы обслуживания — 8; среди ИТР
— 8,7; среди интеллигенции — 10,7; среди
пенсионеров — 4; среди учеников
9 — 10-х классов — 6 %.
В 80-х годах все
более широкое распространение
получили самостоятельные индивидуальные
и групповые физкультурно-
Особенности отношения
людей к занятиям физической культурой
и спортом в современных
Всего было опрошено
594 человека, из них во втором периоде
— 374, в третьем — 220 человек. По профессии
респонденты распределялись следующим
образом: работники физического
труда составляли 140 человек (20,3 %), работники
умственного труда — 464 (79,7 %). Из общего
количества опрошенных женщин было 364,
мужчин — 230.
Сравнительный анализ
данных всех трех периодов показал, что
количество лиц, систематически занимающихся
ФКС, за период 1986—1991 годов уменьшилось
почти в 1,2 раза. При этом снижение
более заметно (почти в 1,5 раза) среди
лиц умственного труда (18,5% против
28,44 %).
Во втором периоде
обследования отмечалось заметное увеличение
числа лиц, совсем не занимающихся ФКС,
39,4 % против 34,9 % в первом периоде
обследования.
Несколько иная картина
наблюдалась в третьем периоде
обследования: наибольшее количество
систематически занимающихся ФК отмечалось
в возрастной группе 19—25 лет, затем
количество занимающихся резко снизилось
(с 33 % до 9 % и 11 % в возрастных группах
26—30 лет и 31—40 лет соответственно).
Количество занимаюшихся вновь повышается
в возрастной группе 41—50 лет (21 %).
В старших возрастных
группах число систематически занимающихся
снизилось до 1 %.
Среди совсем не занимающихся
ФК наибольший процент составляли лица
в возрастных группах 18—25 лет. 31—40
лет и старше 60 лет во втором периоде
обследования и в возрастных группах
31—40 лет и 41—50 в третьем периоде
обследования.
Во втором периоде
обследования уменьшилось количество
лиц, систематически занимающихся ФК,
имеющих высшее образование (20 % против
28,8 % в предыдущие годы). Однако этот
показатель возрос почти в два
раза в третьем периоде обследования
(59 % против 28,8 % первого периода).
Интерес к занятиям
ФКС в большей степени проявлен
у лиц, имеюших детей, 58,8 % и 25,4 % бездетных.
Возрос интерес
к самостоятельным занятиям физическими
упражнениями и спортом на свежем
воздухе и в спортивных секциях,
особенно у лиц, живущих вблизи зон
отдыха.
За период социально-экономических
реформ изменились и формы проведения
активного отдыха. Так, в последние
годы посещаемость парков культуры и
отдыха увеличилась в 1,5 раза (44,5 % против
25.6 % в первом периоде), пляжей — в
1,1 раза (43,6 % против 38,4 % в первом периоде).
В то же время резко уменьшилось
количество лиц. посещающих водноспортивные
базы, — почти в 3,7 раза во втором
периоде и в 3,3 раза — в третьем
периоде обследования.
Это до некоторой
степени можно объяснить
В числе основных
причин прекращения занятий в
период социально-экономических реформ
было, по мнению большинства респондентов,
отсутствие времени, большая занятость
домашними делами и уходом за детьми,
плохое состояние здоровья и отсутствие
спортивной одежды и обуви. В последние
полтора — два года существенно
изменилось отношение широких слоев
населения к занятиям спортом. Систематические
учебно-тренировочные занятия
Увеличение свободного
времени, расширение досуга может сопровождаться
растущим распространением пассивных
форм деятельности, потреблением материальных
благи информации и сокращением
активной деятельности, в том числе
занятий ФКС при условии, если
регуляция досуга, свободного времени
будет осуществляться стихийно, самотеком.
Важную социально-
Прогрессивная стандартизация
бытового уклада означает выбор и
активное потребление полезных и
ценных для развития и совершенствования
человека и общества благ и оптимальную
структуру затрат добровольно расходуемого
времени.
Она отвергает бесполезные,
бесцельные и вредные для гармоничного
развития человека виды досуга, наполняя
его полезным и приятным содержанием
в соответствующих
Включение и использование
средств ФКС в свободном
При этом определяющее
влияние оказывают
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в
общественном сознании прочно утверждается
мнение, что физическая культура общества
в целом и каждого человека
в отдельности представляет собою
базовое условие формирования и
осуществления здорового образа
жизни (ЗОЖ), который, в свою очередь,
— не только основа хорошего самочувствия
и бодрого настроения, но и путь
к оздоровлению нации, к решению
многих социальных проблем современной
России.