За здоровый образ жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 17:02, реферат

Описание работы

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека на производстве, в учебе, в быту, в общении. Развитие физической культуры и спорта — одно из важнейших слагаемых сильной социальной политики, которая может обеспечить реальное воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открыть широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………..3

1. Здоровый образ жизни: определение феномена ………4

1.1. Здоровый образ жизни и физическая культура ………..8

1.1.1. Социологические аспекты взаимосвязи «физическая

культура — здоровый образ жизни» ………………………….12

1.1.2. Свободное время и физическая культура ………………..14

зАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………19

БИБЛИОГРАФИЯ ……………………………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

Здоровый образ жизни.docx

— 37.33 Кб (Скачать)

Все высказанное  выше позволяет заключить, что активная роль ФКС в реализации ЗОЖ несводима  к выполнению систем физических упражнений, но охватывает среду формирования, развития и совершенствования личности, социализации человека. Следовательно, проблема внедрения ЗОЖ в быт  не может решаться изолированно от решения других экономических, политических, социокультурных проблем, стоящих  перед обществом. Г.В.Дивина (1989) указала, что проблема ЗОЖ и использования  ФКС в его осуществлении решаема  на трех уровнях: социальном, инфраструктурном и личностном. 

Иными словами, создание и обеспечение экономических, правовых, этических и прочих общесоциальных норм отношения к ФКС и ЗОЖ  должно осуществляться самим обществом  на общесоциальном уровне. 

Это значит, что решение  проблем ЗОЖ, развития ФКС в значительной мере и весьма тесно связано с  использованием людьми, обществом в  целом своего свободного времени, являющегося  неизмеримым социальным богатством и объективным пространством  осуществления культуры человека. 

  

  

  

  

  

1.1.2. Свободное время  и физическая культура 

Социальная сущность свободного времени в том, что  оно превращает того, кто им обладает, в иного субъекта, и в качестве этого иного субъекта он вступает затем в непосредственный процесс  производства. В человеке воедино  заключены объект и одновременно субъект деятельности свободного времени, а также субъект трудового  процесса. 

Безусловно, различаются  особенности личного отношения  человека к трудовой деятельности, с одной стороны, и к занятиям в сфере свободного времени, —  с другой. Если в первом случае определяющим выступает необходимость, то во втором преимущественную роль играет свободное  волеизъявление при выборе форм и  видов деятельности. Общество в историческом процессе развития выявило и определило ценности свободного времени, которые  необходимы для дальнейшего социального  прогресса. Общество заинтересовано в  том, чтобы такого рода ценности, и  в частности занятия физическими  упражнениями, спортом, избирались и  включались индивидом, разумеется, с  личной добровольностью, в состав деятельности свободного времени. Осознанное принятие личностью необходимых видов  социального поведения составляет сущность свободной деятельности в  свободное время. 

Свободное время  используется отдельным человеком  преимущественно в соответствии с его индивидуальными представлениями  о целесообразности его расходования, которые складываются, как правило, эмпирическим путем. В поведении  человека в свободное время, в  том числе в занятиях физическими  упражнениями, спортом, туризмом, играми, сказываются социально-психологические  явления традиций и конформизм в  принятии норм поведения непосредственно  окружающей общественной среды. 

ФКС имеют в современных  условиях весьма высокую социально-экономическую  значимость для общества в целом  и для отдельного человека (В.У. Агеевец, А.М. Алексеев и др.), поскольку занятия ими развивают, совершенствуют многие важные социальные и биологические качества людей, оказывают прогрессивное влияние на формирование и гармоническое развитие и воспитание человека (П.А. Виноградов, В.М. Ныдрин, А.П. Душанин, К.А. Кулинкович, Л.П. Матвее». О.А. Милыптейн,. Н.И. Пономарев, В.А. Пономарчук, В.И. Столяров, 13.И. Старшинов, П.С. Стеновой и др.). Это учитывается обществом при планировании и осуществлении затрат свободного времени общества в целом и отдельными людьми, поскольку свободное время должно использоваться рационально и эффективно с точки зрения интересов общества в целом. В свою очередь, каждый человек должен получить в сфере свободного времени максимум реально возможного в конкретных условиях и обстоятельствах для своего всестороннего и гармоничного развития, постоянного совершенствования личности. 

Анализ отношения  разных групп населения к ФКС  Показал, что 7—18 % взрослого населения  участвовали в каких-либо физкультурно-оздоровительных  и спортивных мероприятиях, организованных в производственных коллективах, и 23—29 % занимались физической культурой  самостоятельно, по месту жительства и отдыха. 

По данным исследований «Правда-77», «Советская Россия-81», «Советский спорт-83—84» (П.А. Виноградов и др.), из 1796 обследованных соответственно (данные первого, второго и третьего исследований) среди мужчин и женщин: занимались ФКС самостоятельно (%) 30.0 и 1.5.6; 49,1 и 38.3; 47,9 и 39,4; в группах ОФП, здоровья — 1,8 и 2,0; 10,6 и 6,3; 10,8 и 9,8. Эти данные корреспондируют  с многочисленными материалами  других исследований и свидетельствуют  о том, что ФКС среди трудящихся развиты еще недостаточно. 

В монографии «Физическая  культура и здоровый образ жизни» приведены многочисленные данные социологических  исследований, которые показывают реалистическую, но безрадостную картину масштабов  физкультурно-оздоровительного движения, использования свободного времени  для занятий ФКС и развития ЗОЖ. Выяснилось, что учащиеся 9—10-х  классов, особенно девушки, затрачивали  на занятия ФКС не более 1—5 % свободного времени (1983). Среди восьмиклассников в Красноярском крае постоянно занимались ФКС 40,3 %, от случая к случаю — 35,3, совсем не занимались — 24,4 %. У десятиклассников эти показатели выглядели так: постоянно  занимались — 39,9 %, от случая к случаю — 41,2, совсем не занимались — 18,9 %. Оздоровительным  бегом, велосипедными прогулками, катанием на коньках не занимались около 80 % школьников. Зимой 59,3 % юношей и 55,4 % девушек выходили на лыжню от 1 до 5 раз, а 69,9 % юношей и 93,5 % девушек вообще не катались на коньках. Всего 30 % школьников были привлечены к  внеурочным формам занятий физическими  упражнениями, а остальные 70 % посещали только уроки физической культуры (1986). Среди студентов вузов регулярно  занимались в спортивных секциях  и участвовали в внутривузовских  соревнованиях 21,8 % студентов, вообще же не занимались ФКС — 67,2 % (Л.Я.Рубин, 1981). Исследования Л.И. Лубышевой (1988) в  четырех пузах Западной Сибири выявили, что лишь 10 % студентов систематически использовали средства физической культуры в свободное время. В.А.Бауэром (1987) установлено, что ФКС являются реальным компонентом образа жизни только для 25 % студентов и для 12 % учителей школ. 

В 1987—1988 годах при  опросе более 500 врачей и медицинского персонала учреждений здравоохранения  Ленинского района Москвы выяснилось, что 35% из них совсем не занимались ФКС  и лишь около 5% занимались в спортивных секциях и группах ОФП, ГТП, здоровья (П.Д.Виноградов). 

Наиболее объективным  показателем развития ФКС является время, затрачиваемое на занятия  физическими упражнениями, и для  взрослых оптимальные временные  режимы в недельном объеме колеблются от 6 до 10 часов (П.А. Виноградов, В.И. Жолдак, Л.Н. Ни-фонтова, Ю.В. Окуньков. 1973). 

Опрос же показал, что 86 % занимающихся физической культурой  не выходят на оптимальные режимы занятий. Среди рабочих занимались в неделю 6 — 8 часов 6,3 %; среди работников сферы обслуживания — 8; среди ИТР  — 8,7; среди интеллигенции — 10,7; среди  пенсионеров — 4; среди учеников 9 — 10-х классов — 6 %. 

В 80-х годах все  более широкое распространение  получили самостоятельные индивидуальные и групповые физкультурно-оздоровительные  занятия. Все больше людей ориентировались  не на традиционные тренировки в спортивных секциях или на подготовку к сдаче  нормативов комплекса ГТО. а на либерализованные занятия по интересам, увлечениям, пристрастиям, организованные вблизи места жительства или в зонах отдыха, в парках, на пляжах. 

Особенности отношения  людей к занятиям физической культурой  и спортом в современных условиях явились предметом специального исследования (В.А.Астахов), поскольку  в последние годы произошли значительные изменения в социально-экономической  структуре общества, что не могло  не отразиться на состоянии массовой физкультурно-оздоровительной работы. С целью изучения общественного  мнения по вопросам ФКС в период социально-экономических реформ 1986 — 1992 годов был проведен анкетный опрос лиц, самостоятельно занимающихся в местах массового отдыха населения, и сравнительный анализ с данных опросов, проводимых в 1980 — 1985 годах. Опрос  был проведен в два этапа —  в 1990 году (2-й период) и в 1993 году (3-й  период), причем последний проведен дифференцированно среди лиц, живущих  вблизи и далеко от зон массового  отдыха. 

Всего было опрошено 594 человека, из них во втором периоде  — 374, в третьем — 220 человек. По профессии  респонденты распределялись следующим  образом: работники физического  труда составляли 140 человек (20,3 %), работники  умственного труда — 464 (79,7 %). Из общего количества опрошенных женщин было 364, мужчин — 230. 

Сравнительный анализ данных всех трех периодов показал, что  количество лиц, систематически занимающихся ФКС, за период 1986—1991 годов уменьшилось  почти в 1,2 раза. При этом снижение более заметно (почти в 1,5 раза) среди  лиц умственного труда (18,5% против 28,44 %). 

Во втором периоде  обследования отмечалось заметное увеличение числа лиц, совсем не занимающихся ФКС, 39,4 % против 34,9 % в первом периоде  обследования. 

Несколько иная картина  наблюдалась в третьем периоде  обследования: наибольшее количество систематически занимающихся ФК отмечалось в возрастной группе 19—25 лет, затем  количество занимающихся резко снизилось (с 33 % до 9 % и 11 % в возрастных группах 26—30 лет и 31—40 лет соответственно). Количество занимаюшихся вновь повышается в возрастной группе 41—50 лет (21 %). 

В старших возрастных группах число систематически занимающихся снизилось до 1 %. 

Среди совсем не занимающихся ФК наибольший процент составляли лица в возрастных группах 18—25 лет. 31—40 лет и старше 60 лет во втором периоде  обследования и в возрастных группах 31—40 лет и 41—50 в третьем периоде  обследования. 

Во втором периоде  обследования уменьшилось количество лиц, систематически занимающихся ФК, имеющих высшее образование (20 % против 28,8 % в предыдущие годы). Однако этот показатель возрос почти в два  раза в третьем периоде обследования (59 % против 28,8 % первого периода). 

Интерес к занятиям ФКС в большей степени проявлен у лиц, имеюших детей, 58,8 % и 25,4 % бездетных. 

Возрос интерес  к самостоятельным занятиям физическими  упражнениями и спортом на свежем воздухе и в спортивных секциях, особенно у лиц, живущих вблизи зон  отдыха. 

За период социально-экономических  реформ изменились и формы проведения активного отдыха. Так, в последние  годы посещаемость парков культуры и  отдыха увеличилась в 1,5 раза (44,5 % против 25.6 % в первом периоде), пляжей — в 1,1 раза (43,6 % против 38,4 % в первом периоде). В то же время резко уменьшилось  количество лиц. посещающих водноспортивные  базы, — почти в 3,7 раза во втором периоде и в 3,3 раза — в третьем  периоде обследования. 

Это до некоторой  степени можно объяснить понижением жизненного уровня трудящихся, особенно в первые годы социально-экономических  реформ. 

В числе основных причин прекращения занятий в  период социально-экономических реформ было, по мнению большинства респондентов, отсутствие времени, большая занятость  домашними делами и уходом за детьми, плохое состояние здоровья и отсутствие спортивной одежды и обуви. В последние  полтора — два года существенно  изменилось отношение широких слоев  населения к занятиям спортом. Систематические  учебно-тренировочные занятия существенно  сокращены (до 2—4 раз) многими любителями спорта. Все возрастающую популярность получили самодеятельные групповые  и индивидуальные физкультурно-оздоровительные  занятия по месту жительства и  отдыха. Этот период в отношении  городского населения к физической культуре и спорту можно оценивать  как современную тенденцию развития и функционирования физкультурно-спортивного  движения. 

Увеличение свободного времени, расширение досуга может сопровождаться растущим распространением пассивных  форм деятельности, потреблением материальных благи информации и сокращением  активной деятельности, в том числе  занятий ФКС при условии, если регуляция досуга, свободного времени  будет осуществляться стихийно, самотеком. 

Важную социально-педагогическую роль играет организующая и регламентирующая деятельность общества, в частности  необходимая стандартизация уклада быта, которая в той или иной степени имела место во все  времена и в различных социальных общностях. 

Прогрессивная стандартизация бытового уклада означает выбор и  активное потребление полезных и  ценных для развития и совершенствования  человека и общества благ и оптимальную  структуру затрат добровольно расходуемого времени. 

Она отвергает бесполезные, бесцельные и вредные для гармоничного развития человека виды досуга, наполняя его полезным и приятным содержанием  в соответствующих гуманистическому назначению этой деятельности привлекательных  формах. 

Включение и использование  средств ФКС в свободном времени  зависит от сложившихся или создаваемых  заново бытового режима, повседневного  быта семьи, обычного распределения  затрат времени на различные виды деятельности. 

При этом определяющее влияние оказывают экономические  условия семьи, существующие в ней  и преобладающие ценностные ориентации и социально-психологические отношения, а также интенсивность и эффективность воздействия внешних стимулов, формирующих социальное поведение членов семьи. 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

  

Таким образом, в  общественном сознании прочно утверждается мнение, что физическая культура общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собою  базовое условие формирования и  осуществления здорового образа жизни (ЗОЖ), который, в свою очередь, — не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению нации, к решению  многих социальных проблем современной  России. 

Информация о работе За здоровый образ жизни