Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:55, реферат
Аннотация. В статье рассматривается возникновение и развитие гимнастических и спортивно-игровых систем физического в XIX столетии в крупнейших странах мира. Создание каждой системы обусловлено ходом развития капиталистических общественно-экономических отношений, политики, идеологии и культуры общества.
Ключевые слова: физическое воспитание, гимнастика, турнплац, упражнения, урок, спорт, игры.
Возникновение и развитие гимнастических и спортивно-игровых систем физического воспитания в XIX столетии
Репневская М.С.
Аннотация. В статье рассматривается возникновение и развитие гимнастических и спортивно-игровых систем физического в XIX столетии в крупнейших странах мира. Создание каждой системы обусловлено ходом развития капиталистических общественно-экономических отношений, политики, идеологии и культуры общества.
Ключевые слова: физическое воспитание, гимнастика, турнплац, упражнения, урок, спорт, игры.
Анотація. У статті розглядається виникнення і розвиток гімнастичних і спортивно-ігрових систем фізичного в XIX сторіччі в найбільших країнах Світу. Створення кожної системи обумовлена ходом розвитку капіталістичних суспільно-економічних відносин, політики, ідеології і культури буржуазії.
Ключові слова: фізичне виховання, гімнастика, турнплац, вправи, урок, спорт, ігри.
Постановка проблемы. Возникновение и развитие гимнастических и спортивно-игровых систем визвоспитания в XIX столетии.
Анализ последних достижений и публиукаций. По данным современной науки возникновение и развитие гимнастических и спортивно-игровых систем в XIX столетии обусловлены ходом развития капиталистических, общественно-экономических отношений, политики, идеологии и культуры буржуазии Германии, Швеции, Франции и Англии и др. (1-5).
Цель исследований. Изучить возникновение и развитие гимнастических и спортивно-игровых систем физвоспитания в крупнейших странах мира в XIX столетии.
Результаты исследований. Процесс формирования гимнастических и спортивно-игровых систем проходил в начале XIX в. на основе развития капиталистических общественно-экономических отношений, политики, идеологии и культуры буржуазии. Рост промышленности, науки и техники, военного дела привел к необходимости улучшения всего дела воспитания и образования молодежи. Обострение борьбы за рынки сбыта, расширение колониальной агрессии усилили роль армии в жизни буржуазных государств.
Гимнастические системы преимущественно создавались в странах континентальной Европы (Германия, Швеция, Франция и др.), Это было обусловлено особенностями их политического и военного развития. Наполеоновские войны начала XIX в., в которых принимали участие массовые армии, требовали большого количества физически подготовленных резервов. Занятия гимнастикой давали возможность обучать конкретным двигательным навыкам, соответствующим тактике ведения боя того времени, а также более четкому выполнению строевых команд.
Следует иметь в виду, что понятие "гимнастика" в первый период новой истории объединяло не только упражнения на снарядах и без снарядов, но и другие виды упражнений (бег, прыжки, борьбу, катание на лыжах, коньках, приемы защиты и нападения и др.). Лишь в конце этого периода наблюдалось подразделение различных видов упражнений на гимнастику, спорт, игры и туризм.
Возникшие гимнастические системы имели общую основу, но каждая из них отражала своеобразие тех стран, где они создавались. Различие проявлялось, также в применении снарядов, в средствах, способах, организации и формах проведения занятий.
Широкое развитие немецкой гимнастики началось с XIX столетия. В то время Германия не представляла собой централизованного, единого государства. В силу раздробленности она не могла оказать сопротивления нашествию Наполеона и в начале XIX столетия оказалась оккупированной французскими войсками. В германии началось движение за освобождение страны от иностранного засилия. В 1808 г. было организовано тайное политическое общество «Тугенббунд» («Союз добродетели»), но французские оккупационные власти запретили его деятельность. Начались поиски новых форм и методов в целях объединения сил сопротивления и военно-физической подготовки немцев.
В 1810 г. был создан первый
кружок любителей гимнастики, положившего
начало турненскому гимнастическому дв
Активная роль в нем принадлежала Фридриху Яну (1778-1852). В 1811г. он организовал под Берлином гимнастическую площадку (турнплац) с перекладиной, брусьями, конем и другими снарядами. С этого времени турнерское движение начало распространяться все шире, охватывая в основном университетскую молодежь.
В 1868 г, все турнферейны были объединены в Общегерманский гимнастический союз (Дойчетурнершафт). Турнеры занимались немецкой гимнастикой, много внимания уделяли туризму и экскурсиям, военно-игровым упражнениям, развитию воли, физической силы и выносливости, а также воспитанию дисциплины.
Методика проведения занятий, классификация упражнений немецкой гимнастики не имели научного обоснования. В основу классификации упражнений была, положена внешняя форма движений. С анатомо-физиологической и педагогической точек зрения немецкая гимнастика не имела достаточного обоснования. В методике не было разработок, связанных с вопросами физической нагрузки и дозировки, педагогического: и врачебного контроля.
В связи с этим, крупнейший деятель России; в области физического воспитания профессор П.Ф.Лесгафт подвергал немецкую гимнастику резкой критике.
Немецкая гимнастика
не была приспособлена для
Основателем шведской гимнастики был Пер Линг (1776-1839), по предложению которого в 1813 г. в Стокгольме создали гимнастический институт, существующий и в настоящее время. После смерти Пера Линга шведскую гимнастику совершенствовал его сын.
Линг. Шведская гимнастика, рассчитанная на детей и взрослых, была призвана развивать силу и ловкость, укреплять здоровье, давать общее физическое развитие.
Все упражнения, составляющие содержание шведской гимнастики, в зависимости от их целей и значения подразделялись на четыре основные группы:
1) педагогическая гимнастика,
целью которой являлось
2) военная гимнастика,
состоявшая из специально
3) врачебная гимнастика,
включавшая в себя упражнения;
коррирующего характера и применяемая
при лечении различных
4) эстетическая гимнастика,
направленная на развитие
Опираясь на анатомические и физиологические данные, П.Линг стремился дать шведской гимнастике научное обоснование.
Но поскольку в этот период уровень развития физиологии был невысок, классификация данной гимнастики проводилась по анатомическому принципу. Например, урок строился так, что сначала давались упражнения для ног, спины, рук, брюшного пресса, грудной клетки, а затем - упражнения в равновесии, ходьбе, беге, прыжках и дыхательные. Если в немецкой гимнастике предпочтение отдавалось упражнениям на брусьях и коне, то в шведской гимнастике чаще всего использовались стенка, скамья и бревно.
К недостаткам шведской гимнастики следует отнести отсутствие индивидуального подхода к занимающимся, угловатость, статичность выполняемых упражнений.
Шведская гимнастика получила распространение во многих странах Европы и Америки.
В Скандинавских странах помимо гимнастики популярными так же были лыжный и конькобежный спорт, борьба. К концу первого периода новой истории относится возникновение основ скандинавской школы конькобежного и лыжного спорта.
В начале XIX в, возникла французская гимнастика. Причина ее появления послужило стремление буржуазии возродить военную мощь своей армии. Создателем французской гимнастики был Франциско Аморос (1770-1848), который хорошо изучил взгляды Песталоцци на физическое воспитание молодежи.
В 1817 г. он открыл в Париже частное гимнастическое заведение и этим привлек внимание военного министерства Франции. Аморосу поручили составить докладную записку о состоянии физической подготовки в военных учебных заведениях и армии.
В 1820 г. ему было разрешено
создать государственную
Спорт и игры во Франции в первый период новой истории не ограничивались только гимнастикой Амороса. В дворянских кругах большой популярностью пользовалось фехтование на шпагах и рапира. Для обучения этому виду спорта готовились учителя фехтования, устраивались состязания. В 60-х г.г. ХIX в. во Франции начал распространяться велосипедный спорт, стали популярными такие игры как гольф, крокет, лаун-теннис, по-прежнему много приверженцев собирали охота, состязания по стрельбе.
Таким образом, в первый период новой истории были заложены педагогические, методические и организационные основы буржуазной физической культур. Значение всех буржуазных гимнастических систем заключалось в том, что в них был обобщен опыт физического воспитания за многие столетия были собраны воедино все многочисленные физические упражнения, сделана попытка их систематизации и классификации. Гимнастические системы имели методические рекомендации; на занятиях стали применяться новые снаряды, многими из которых пользуются и в настоящее время.
Спортивно-игровые системы
Раньше, чем в других
странах, буржуазная спортивно-игровая
система сложилась в Англии - старейшем
капиталистическом государстве.
Одним из создателей спортивно-игровой системы в Англии явился директор коллежа в г. Регби педагог Томас Арнольд (1795-1842 г.). В своей деятельности Т.Арнольд стремился к созданию такого коллектива, в котором развивалась бы самодеятельность и активность учащихся, умение быстро ориентироваться в сложной обстановке, принимать смелые решения. Лучшим средством достижения этой цели он считал занятия спортом (нелегкой атлетикой, боксом, греблей, плаванием, регби, футболом, крикетом). Много внимания в его системе уделялось воспитанию предприимчивости и находчивости, моральных и нравственных качеств, которые в полной мере отвечали колониалистской политике английской буржуазии. Физическое воспитание по системе Т.Арнольда получило распространение и в других учебных заведениях Англии, а также в ряде других стран.
Особенно успешно привилась спортивно-игровая система в Соединенных Штатах Америки. Спортивно-игровая система в США имела эклектический характер. Она создавалась на базе спорта и игр, завезенных из стран Европы, с одной стороны, при незначительном влиянии традиций коренных жителей Америки - с другой. Поэтому физическое воспитание в США имело много общего с европейским, особенно английским.
Таким образом, в первый период новой истории в крупнейших странах мира происходило становление и развитие многих видов гимнастики, спорта и игр. Это был процесс объективный и закономерный, обусловленный всем ходом развития общества. В условиях буржуазного общества гимнастические и спортивно-игровые системы носили классовый характер. Буржуазия развивала их лишь постольку, поскольку это обеспечивало ее потребности и интересы.
Литература