Воспитание юных плавцов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

В спортивном плавании ведущим фактором, обеспечивающим высокую специальную работоспособность, является выносливость -способность выполнять работу заданной мощности на фоне возрастающего утомления без снижения ее механической эффективности (в случае спортивного плавания - без снижения скорости плавания).
Развитие выносливости предполагает прежде всего повышение производительности сердечно-сосудистой и дыхательной систем; мощности, ёмкости и эффективности механизмов энергообеспечения динамической мышечной работы (аэробного, анаэробного гликолитического и анаэробного алактного механизмов ресинтеза АТФ);совершенствование механизмов поддержания гомеостаза (емкости буферных систем и т.п.); поддержание мощности и эффективности гребковых движений.

Работа содержит 1 файл

Курсовая новая.doc

— 57.50 Кб (Скачать)

      1. Особенности развития выносливости  у юных пловцов разного возраста

    В спортивном плавании ведущим фактором, обеспечивающим высокую специальную работоспособность, является выносливость -способность выполнять работу заданной мощности на фоне возрастающего утомления без снижения ее механической эффективности (в случае спортивного плавания - без снижения скорости плавания). 
Развитие выносливости предполагает прежде всего повышение производительности сердечно-сосудистой и дыхательной систем; мощности, ёмкости и эффективности механизмов энергообеспечения динамической мышечной работы (аэробного, анаэробного гликолитического и анаэробного алактного механизмов ресинтеза АТФ);совершенствование механизмов поддержания гомеостаза (емкости буферных систем и т.п.); поддержание мощности и эффективности гребковых движений.

    Т.к. филогенетически механизмы, обеспечивающие высокую функциональную производительность, созревают у человека раньше, чем механизмы, обеспечивающие высокие уровни проявления силовых скоростно-силовых способностей (причем, наиболее интенсивное увеличение аэробных способностей приходится на препубертатную стадию развития, а гликолитического механизма - на собственно пубертатную  стадию онтогенеза), то многолетняя подготовка юных  пловцов прежде всего должна быть направлена на повышение функциональных возможностей организма, на развитие выносливости.

    Степень задействования  того или иного  механизма энергетического обеспечения  и характер адаптационных изменений  в организме спортсменов в  процессе тренировке на выносливость определяется мощностью и продолжительностью (объёмом) тренировочных упражнений.

    Современная классификация упражнений  на выносливость по зонам преимущественной  физиологической направленности основывается на взаимосвязи между мощностью работы (скоростью плавания), ЧСС, рабочим уровнем потребления кислорода в % от МПК, уровнем накопления лактата – см. табл. 1. Однако данная классификация  тренировочных нагрузок по преимущественной физиологической направленности разработана для взрослых квалифицированных спортсменов. Возрастные особенности реагирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем на физические нагрузки, степень развития аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения у юных спортсменов юного возраста требуют внесения соответствующих корректив в данную классификацию тренировочных упражнений.

    Прежде  всего следует учитывать то, что  у детей, находящихся на препубертатной стадии развития, реакция организма на динамическую нагрузку выражается преимущественно в увеличении ЧСС. С вступлением в собственно пубертатную фазу развития имеет место сочетание как увеличения ЧСС, так и ударного объема. В постпубертатной фазе высокая работоспособность сердечно-сосудистой системы обеспечивается главным образом высокой мощностью сердечных сокращений.

    Минимальная ЧСС, обеспечивающая тренирующий эффект по отношению к аэробной производительности у детей 8-13 лет, составляет 155-150 уд/мин. С возрастом имеет место снижение ЧСС у детей подростков при выполнении работы как на уровне МПК, так и на уровне ПАНО (R. Goode, 1976; J. Ulbricn, 1971-1973; R. Shephurd, 1983 В.Д.Сонькин, 1979, 1985; Д.А.Фарбер с соавт., .1988). Так, по  данным В.Д.Сонькина (1979), пульсовая мощность работы на уровне ПАНО у детей 9-10 лет составляет 179±3,2 уд/мин; в 14 лет - 161±5,7 уд/мин; в 16-17 лет - 145±7,0 уд/мин.

    J. Ulbricn (1973) обнаружил наибольшее возрастное снижение ЧСС при выполнении стандартной субмаксималъной работы у мальчиков в период с 11 до 13 лет. Вышеизложенные данные требуют внесения коррекций в классификацию тренировочных нагрузок по ЧСС для детей и подростков разного возраста, в табл. 2 приводятся пульсовые режимы, характеризующие тренировочные нагрузки, разной физиологической направленности, для юных спортсменов 9-15-лет.  

    Таблица 2

    Рекомендуемые пульсовые режимы для повышения работоспособности в различных зонах физиологической

      мощности у юных спортсменов 
 

    При выборе тренировочных упражнений для повышения работоспособности в аэробном, смешанных, гликолитическом и алактатном (У) режимах, а также основных тренировочных отрезков и при определении объема нагрузок разной направленности следует учитывать особенности созревания аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения, адаптационные возможности и уровень совершенства техники плавания у юных спортсменов разного возраста (см. приложение).

   С методической точки зрения, при тренировке юных спортсменов целесообразно  выделять упражнения, направленные на развитие базовой (аэробной) выносливости, специальной выносливости (выносливости к работе гликолитического характера) и скоростной выносливости (алактатной производительности). В рамках пульсовых режимов, приведенных в табл. 2, развитие различных видов выносливости может проводиться разными методами - дистанционным (равномерным или переменным), интервальным, повторным, повторно-интервальным, соревновательным. 

2. Методика развития выносливости у юных пловцов

2.1. Методика развития базовой (аэробной) выносливости

     Развитие аэробной выносливости к длительной экстенсивной работе в зоне допороговых скоростей и скоростей на уровне ПАНО (базовая выносливость -1, (далее БВ-1)) проводится с использованием циклических упражнений (плавание, бег, спортивная ходьба, гребля, лыжные гонки), выполняемых в I и II пульсовых режимах. Средствами БВ-1 также могут быть тренировочные занятия в целом при условии постепенного повышения их моторной плотности,  спортивные и подвижные игры,   комплексы общеразвивающих упражнений при постепенном увеличении числа упражнений, количества повторений и темпа движений.

     Средства  ОФП  являются достаточно эффективными для развития БВ-1 при работе с девочками до 12-13 лет и с мальчиками до 13-14 лет. При развитии БВ-1 средствами плавания используют равномерно-дистанционный и переменно-дистанционный методы на дистанциях от 800-1000 до 2000-3000 м; низко интенсивную интервальную тренировку как на средних, так и на коротких отрезках (25, 50, 100, 150, 200, 400, 500, 600 м) в пульсовых режимах I и II. Такая работа повышает капилляризацию мышц, совершенствует обменные процессы на уровне мышечных волокн ("тканевое дыхание"), способствует повышению ПАНО. Это основная форма тренировки для юных спортсменов 8-11 лет. Спортсмены данных возрастных групп выполняют упражнения на развитие БВ-1 с большими интервалами отдыха между отрезками (от 30-40 до 60 и более секунд), что позволяет эффективно работать над техникой плавания. В более старших возрастах (12 и более лет) интервалы отдыха постепенно сокращаются. Основной объём работы на развитие БВ-1 выполняется кролем на груди, а также кролем на спине и брассом  как с полной координацией движений, так и при плавании с помощью одних ног и одних рук. БВ-1 является предпосылкой для развития выносливости на уровне МПК (базовая выносливость - 2).

     Базовая вынослпвостъ-2 (БВ-2) - это выносливость к работе, требующей максимального напряжения аэробных возможностей к в тоже время сопровождающейся активизацией анаэробных процессов энергообеспечения (у детей 7-9 лет при достижении МПК уровень лактата в крови достигает 7,5-6,5 ммоль/л). Основой БВ-2 является высокая мощность и выносливость сердечной мышцы и аппарата внешнего дыхания. Эта работа в III пульсовом режиме, Средствами развития БВ-2 у юных спортсменов в препубертатном  в начале пубертатного возраста могут бить кроссовый бег и лыжные гонки по сильно пересечённой местности. С 13-14 лет основной формой развития БВ-2 становится плавательная подготовка. Используются упражнения в плавании кролем на груди и избранным способом с полной координацией и при помощи одних ног (объем мышц, вовлекаемых в работу на одних руках, недостаточен для достижения больших величин потребления кислорода – при плавании с помощью одних рук ЧСС и легочная вентиляция ниже, чем при плавании  с помощью ног и с полной координацией). Развитие БВ-2 при необходимости проводится с использованием дистанционно-интервальных упражнений (д-х 800-1000 м), выполняемых в виде «гипоксической» тренировки с дыханием через 3, 5, 7, 9 циклов; с помощью повторной тренировки на средних и длинных отрезках (300-500, 800-1500 м) с максимальной мобилизацией усилий; в виде интенсивной интервальной тренировки на отрезках 200-400 м и интервальной тренировки на коротких отрезках (25-100 м) с большим числом повторений и коротким паузами отдыха.

Для развития максимальных аэробных возможностей у  детей 8 – 12 лет характерно применение коротких и средних отрезков (25 – 200 м), так как на более длинных отрезках они ещё не могут удерживать стабильную технику плавания. С возрастом в общем объеме плавания увеличиваеатся доля повторно интервальных упражнений и интенсивного варианта интервальной тренировки, в том числе упражнений, выполняемых в “жестких” режимах (выполнение упражнений в пульсовом режиме при коротких паузах отдыха – 5 – 20 секунд). Упражнения, выполняемые в R - 3, в определённой степени способствуют повышению анаэробно-гликотической производительности, особенно при гипоксическом варианте дыхания. Следует помнить, что применение упражнений пульсового режима R -  3 при работе с детьми и подростками требует большой осторожности, так как значительные объемы таких нагрузок могут вызвать у юных спортсменов перенапряжение сердечной мышцы и центральной нервной системы.

Эффективным средством развития максимальных аэробных возможностей являются интервальные серии,состоящие  из средних по длине отрезков,выполняемые  со ступенчато возрастающей скоростью плавания. Например: 15 по 200 м, когда первые 3 по 200 плывутся с интенсивностью 50% от максимальной + 3 по 200 с интенсивностью 70 – 75% + 3 по 200 с интенсивностью 75 – 80% + 3 по 200 с интенсивностью 80 – 85% + 3 по 200 с интенсивностью 85 – 90% от максимальной. Постепенно, ступенчатое повышение мощности работы (скорости плавания) является важным условием достижения спортсменами уровня ПМК. Поэтому важным методическим правилом выполнения тренировочных серий при развитии БВ-2 является удержание и даже некоторое повышение скорости плавания на отрезках в процессе выполнения интервальных серий, а также повышение скорости плавания на второй половыне средних и длинных дистанциях в рамках пульсового режима R – 3. Таким образом, параллельно с задачами функциональной подготовки будут решаться и задачи тактической подготовки – отработка оптимальных, с физиологической точки зрения, вариантов преодоления дистанций – с равномерной скоростью или с постепенным увеличением скорости плавания к концу дистанции. 

Информация о работе Воспитание юных плавцов