Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 09:59, курсовая работа
В спортивном плавании ведущим фактором, обеспечивающим высокую специальную работоспособность, является выносливость -способность выполнять работу заданной мощности на фоне возрастающего утомления без снижения ее механической эффективности (в случае спортивного плавания - без снижения скорости плавания).
Развитие выносливости предполагает прежде всего повышение производительности сердечно-сосудистой и дыхательной систем; мощности, ёмкости и эффективности механизмов энергообеспечения динамической мышечной работы (аэробного, анаэробного гликолитического и анаэробного алактного механизмов ресинтеза АТФ);совершенствование механизмов поддержания гомеостаза (емкости буферных систем и т.п.); поддержание мощности и эффективности гребковых движений.
1. Особенности развития
выносливости у юных пловцов разного возраста
В
спортивном плавании ведущим фактором,
обеспечивающим высокую специальную работоспособность,
является выносливость -способность выполнять
работу заданной мощности на фоне возрастающего
утомления без снижения ее механической
эффективности (в случае спортивного плавания
- без снижения скорости плавания).
Развитие выносливости предполагает прежде
всего повышение производительности сердечно-сосудистой
и дыхательной систем; мощности, ёмкости
и эффективности механизмов энергообеспечения
динамической мышечной работы (аэробного,
анаэробного гликолитического и анаэробного
алактного механизмов ресинтеза АТФ);совершенствование
механизмов поддержания гомеостаза (емкости
буферных систем и т.п.); поддержание мощности
и эффективности гребковых движений.
Т.к. филогенетически механизмы, обеспечивающие высокую функциональную производительность, созревают у человека раньше, чем механизмы, обеспечивающие высокие уровни проявления силовых скоростно-силовых способностей (причем, наиболее интенсивное увеличение аэробных способностей приходится на препубертатную стадию развития, а гликолитического механизма - на собственно пубертатную стадию онтогенеза), то многолетняя подготовка юных пловцов прежде всего должна быть направлена на повышение функциональных возможностей организма, на развитие выносливости.
Степень
задействования того или иного
механизма энергетического
Современная классификация
Прежде всего следует учитывать то, что у детей, находящихся на препубертатной стадии развития, реакция организма на динамическую нагрузку выражается преимущественно в увеличении ЧСС. С вступлением в собственно пубертатную фазу развития имеет место сочетание как увеличения ЧСС, так и ударного объема. В постпубертатной фазе высокая работоспособность сердечно-сосудистой системы обеспечивается главным образом высокой мощностью сердечных сокращений.
Минимальная ЧСС, обеспечивающая тренирующий эффект по отношению к аэробной производительности у детей 8-13 лет, составляет 155-150 уд/мин. С возрастом имеет место снижение ЧСС у детей подростков при выполнении работы как на уровне МПК, так и на уровне ПАНО (R. Goode, 1976; J. Ulbricn, 1971-1973; R. Shephurd, 1983; В.Д.Сонькин, 1979, 1985; Д.А.Фарбер с соавт., .1988). Так, по данным В.Д.Сонькина (1979), пульсовая мощность работы на уровне ПАНО у детей 9-10 лет составляет 179±3,2 уд/мин; в 14 лет - 161±5,7 уд/мин; в 16-17 лет - 145±7,0 уд/мин.
J.
Ulbricn (1973) обнаружил наибольшее возрастное
снижение ЧСС при выполнении стандартной
субмаксималъной работы у мальчиков в
период с 11 до 13 лет. Вышеизложенные данные
требуют внесения коррекций в классификацию
тренировочных нагрузок по ЧСС для детей
и подростков разного возраста, в табл.
2 приводятся пульсовые режимы, характеризующие
тренировочные нагрузки, разной
физиологической направленности, для
юных спортсменов 9-15-лет.
Таблица 2
Рекомендуемые пульсовые режимы для повышения работоспособности в различных зонах физиологической
мощности у юных спортсменов
При выборе тренировочных упражнений для повышения работоспособности в аэробном, смешанных, гликолитическом и алактатном (У) режимах, а также основных тренировочных отрезков и при определении объема нагрузок разной направленности следует учитывать особенности созревания аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения, адаптационные возможности и уровень совершенства техники плавания у юных спортсменов разного возраста (см. приложение).
С
методической точки зрения, при тренировке
юных спортсменов целесообразно
выделять упражнения, направленные на
развитие базовой (аэробной) выносливости,
специальной выносливости (выносливости
к работе гликолитического
характера) и скоростной выносливости (алактатной производительности).
В рамках пульсовых режимов, приведенных в табл. 2, развитие
различных видов выносливости может проводиться
разными методами - дистанционным (равномерным или переменным),
интервальным, повторным, повторно-интервальным, соревновательным.
2. Методика развития выносливости у юных пловцов
2.1. Методика развития базовой (аэробной) выносливости
Развитие аэробной выносливости к длительной экстенсивной работе в зоне допороговых скоростей и скоростей на уровне ПАНО (базовая выносливость -1, (далее БВ-1)) проводится с использованием циклических упражнений (плавание, бег, спортивная ходьба, гребля, лыжные гонки), выполняемых в I и II пульсовых режимах. Средствами БВ-1 также могут быть тренировочные занятия в целом при условии постепенного повышения их моторной плотности, спортивные и подвижные игры, комплексы общеразвивающих упражнений при постепенном увеличении числа упражнений, количества повторений и темпа движений.
Средства ОФП являются достаточно эффективными для развития БВ-1 при работе с девочками до 12-13 лет и с мальчиками до 13-14 лет. При развитии БВ-1 средствами плавания используют равномерно-дистанционный и переменно-дистанционный методы на дистанциях от 800-1000 до 2000-3000 м; низко интенсивную интервальную тренировку как на средних, так и на коротких отрезках (25, 50, 100, 150, 200, 400, 500, 600 м) в пульсовых режимах I и II. Такая работа повышает капилляризацию мышц, совершенствует обменные процессы на уровне мышечных волокн ("тканевое дыхание"), способствует повышению ПАНО. Это основная форма тренировки для юных спортсменов 8-11 лет. Спортсмены данных возрастных групп выполняют упражнения на развитие БВ-1 с большими интервалами отдыха между отрезками (от 30-40 до 60 и более секунд), что позволяет эффективно работать над техникой плавания. В более старших возрастах (12 и более лет) интервалы отдыха постепенно сокращаются. Основной объём работы на развитие БВ-1 выполняется кролем на груди, а также кролем на спине и брассом как с полной координацией движений, так и при плавании с помощью одних ног и одних рук. БВ-1 является предпосылкой для развития выносливости на уровне МПК (базовая выносливость - 2).
Базовая вынослпвостъ-2 (БВ-2) - это выносливость к работе, требующей максимального напряжения аэробных возможностей к в тоже время сопровождающейся активизацией анаэробных процессов энергообеспечения (у детей 7-9 лет при достижении МПК уровень лактата в крови достигает 7,5-6,5 ммоль/л). Основой БВ-2 является высокая мощность и выносливость сердечной мышцы и аппарата внешнего дыхания. Эта работа в III пульсовом режиме, Средствами развития БВ-2 у юных спортсменов в препубертатном в начале пубертатного возраста могут бить кроссовый бег и лыжные гонки по сильно пересечённой местности. С 13-14 лет основной формой развития БВ-2 становится плавательная подготовка. Используются упражнения в плавании кролем на груди и избранным способом с полной координацией и при помощи одних ног (объем мышц, вовлекаемых в работу на одних руках, недостаточен для достижения больших величин потребления кислорода – при плавании с помощью одних рук ЧСС и легочная вентиляция ниже, чем при плавании с помощью ног и с полной координацией). Развитие БВ-2 при необходимости проводится с использованием дистанционно-интервальных упражнений (д-х 800-1000 м), выполняемых в виде «гипоксической» тренировки с дыханием через 3, 5, 7, 9 циклов; с помощью повторной тренировки на средних и длинных отрезках (300-500, 800-1500 м) с максимальной мобилизацией усилий; в виде интенсивной интервальной тренировки на отрезках 200-400 м и интервальной тренировки на коротких отрезках (25-100 м) с большим числом повторений и коротким паузами отдыха.
Для развития максимальных аэробных возможностей у детей 8 – 12 лет характерно применение коротких и средних отрезков (25 – 200 м), так как на более длинных отрезках они ещё не могут удерживать стабильную технику плавания. С возрастом в общем объеме плавания увеличиваеатся доля повторно интервальных упражнений и интенсивного варианта интервальной тренировки, в том числе упражнений, выполняемых в “жестких” режимах (выполнение упражнений в пульсовом режиме при коротких паузах отдыха – 5 – 20 секунд). Упражнения, выполняемые в R - 3, в определённой степени способствуют повышению анаэробно-гликотической производительности, особенно при гипоксическом варианте дыхания. Следует помнить, что применение упражнений пульсового режима R - 3 при работе с детьми и подростками требует большой осторожности, так как значительные объемы таких нагрузок могут вызвать у юных спортсменов перенапряжение сердечной мышцы и центральной нервной системы.
Эффективным
средством развития максимальных аэробных
возможностей являются интервальные серии,состоящие
из средних по длине отрезков,выполняемые
со ступенчато возрастающей скоростью
плавания. Например: 15 по 200 м, когда первые
3 по 200 плывутся с интенсивностью 50% от
максимальной + 3 по 200 с интенсивностью
70 – 75% + 3 по 200 с интенсивностью 75 – 80% +
3 по 200 с интенсивностью 80 – 85% + 3 по 200 с
интенсивностью 85 – 90% от максимальной.
Постепенно, ступенчатое повышение мощности
работы (скорости плавания) является важным
условием достижения спортсменами уровня
ПМК. Поэтому важным методическим правилом
выполнения тренировочных серий при развитии
БВ-2 является удержание и даже некоторое
повышение скорости плавания на отрезках
в процессе выполнения интервальных серий,
а также повышение скорости плавания на
второй половыне средних и длинных дистанциях
в рамках пульсового режима R – 3. Таким
образом, параллельно с задачами функциональной
подготовки будут решаться и задачи тактической
подготовки – отработка оптимальных,
с физиологической точки зрения, вариантов
преодоления дистанций – с равномерной
скоростью или с постепенным увеличением
скорости плавания к концу дистанции.