Воспитание физических качеств на уроках физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 01:08, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с данной темой была поставлена цель – изучение понятий, связанных с характеристикой физических качеств.
Исходя из цели в работе определены следующие задачи:
- анализ теоретической и методической литературы по данной проблеме;
- дать характеристику основных физических качеств, необходимых школьникам в их повседневной жизни,
- рассмотреть методы, с помощью которых можно воспитывать и развивать физические качества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. Характеристика физических качеств………………………………………..6
2. Методы воспитания физических качеств………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………24
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

Сёмин.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

   Методы  стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление  адаптационных перестроек в организме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и прерывистым (интервальным).

   Метод стандартно-непрерывного упражнения – равномерный представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (как правило, умеренной). Наиболее типичными его разновидностями являются: а) равномерное упражнение (например, длительный бег, плавание, бег на лыжах, гребля и другие виды циклических упражнении); б) стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений).

   Метод стандартно-интервального упражнения - повторный — это, как правило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.

   Методы  переменного упражнения.

     Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.

   Упражнения  с прогрессирующей нагрузкой  непосредственно ведут к повышению  функциональных возможностей организма. Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предупреждение и устранение скоростных, координационных и других функциональных «барьеров». Упражнения с убывающей нагрузкой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитании выносливости.

   Основными разновидностями метода переменного  упражнения являются следующие методы.

     Метод переменно-непрерывного  упражнения. Он характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяющейся интенсивностью. Различают следующие разновидности этого метода:

   а) переменное упражнение в циклических  передвижениях (переменный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);

   б)  переменное поточное упражнение —  серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок.

     Метод переменно-интервального упражнения. Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками. Типичными разновидностями этого метода являются:

   а) прогрессирующее упражнение (например, последовательное однократное поднимание штанги весом 70—80—90—95 кг и т.д. с полными интервалами отдыха между подходами;

   б) варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется — 60—70—80—70—80—90—50 кг, а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин;

   в)  нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке  — 800 + 400 + 200 + 100 м с жесткими интервалами отдыха между ними).

   Кроме перечисленных, имеется еще группа методов обобщенного воздействия в форме непрерывного и интервального упражнения при круговой тренировке.

   Круговой  метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией». Обычно в круг включается 8—10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, подтягивания, приседания, отжимания в упоре, прыжки и др.) и проходит круг от 1 до 3 раз (рис. 1).

   Данный  метод используется для воспитания и совершенствования практически всех физических качеств. 

   Ноги

   

Брюшной пресс

   Рис. 1. Метод круговой тренировки 

   В системе физического воспитания игровой метод используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

   Сущность  игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

   Основными методическими особенностями игрового метода являются [3]:

   1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических  качеств и совершенствование  двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);

   2) наличие в игре элементов соперничества  требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;

   3) широкий выбор разнообразных  способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

   4) соблюдение условий и правил  игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;

   5) присущий игровому методу фактор  удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

   К недостатку игрового метода можно отнести  его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

   Соревновательный  метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

   В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:

   1)  в виде официальных соревнований  различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);

   2)  как элемент организации урока,  любого физкультурно-спортивного  занятия, включая и спортивную  тренировку.

   Соревновательный метод позволяет [8]:

   —  стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

   — выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;

   — обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

   — содействовать воспитанию волевых качеств.

   Заканчивая  данный параграф мы пришли к выводу, что для воспитания основных физических качеств школьников необходимо применять  специфические методы физического  воспитания, а именно, методы воспитания физических качеств - методы стандартного упражнения, которые основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Они могут быть непрерывным (равномерное упражнение, стандартно- поточное упражнение) и прерывистым (интервальным).

   Методы  переменного упражнения характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.

   Основными разновидностями метода переменного  упражнения являются следующие методы -  метод переменно-непрерывного упражнения. Различают следующие разновидности этого метода:

   а) переменное упражнение в циклических  передвижениях 

   б)  переменное поточное упражнение.

     Метод переменно-интервального упражнения, для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками. Типичными разновидностями этого метода являются:

   а) прогрессирующее упражнение

   б) варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха

   в)  нисходящее упражнение.

   Кроме перечисленных, имеется еще группа методов обобщенного воздействия в форме непрерывного и интервального упражнения при круговой тренировке. Данный метод используется для воспитания и совершенствования практически всех физических качеств.

   Для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач в системе физического воспитания используется игровой и соревновательный методы, которые позволяют стимулировать максимальное проявление двигательных способностей, импровизировать характер действий и способствовать формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств. 
 
 
 
 
 
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  

       Изучив точки зрения по вопросу развитие основных физических качеств школьников, мы пришли к выводу. Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности, такие, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость и др. Это те природные задатки к движениям, которыми все люди наделены от рождения. Физические качества человека претерпевают естественные изменения в процессе роста и развития организма. Однако эти изменения можно усилить и ускорить целенаправленными занятиями физическим трудом, физическими упражнениями. В спорте нельзя серьёзно мечтать о каких-либо успехах без достаточно высокого уровня воспитания целого комплекса физических качеств.

          Силу человека можно определить как способность  преодолевать внешнее сопротивление либо  противодействовать ему посредством  мышечных напряжений.

    Быстрота - это комплекс морфофункциональных свойств человека, непосредственно определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательных реакций.

      Выносливость - способность организма совершать продолжительную работу без снижения её эффективности.   В системе физической подготовки школьников выносливость по всей структуре, измерению, методике развития является наиболее  многокомплектным по сравнению с другими двигательными способностями человека.

    Координационные способности (ловкость) — это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия.

         Гибкость определяют,   как способность человека выполнять движения с большой амплитудой  или  под ней понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, обусловливающие степень подвижности его звеньев относительно друг друга.

    В основе совершенствования физических качеств лежит способность человеческого  организма отвечать на повторные  физические нагрузки превышением исходного  уровня своей работоспособности. В результате постоянного преодоления тренировочных нагрузок в организме человека происходит ряд изменений, определённый сдвиг в сторону увеличения его физических возможностей. 

    Для решения данной проблемы используются методы воспитания физических качеств. Для воспитания основных физических качеств школьников необходимо применять специфические методы физического воспитания, а именно, методы воспитания физических качеств - методы стандартного упражнения, которые основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Они могут быть непрерывным (равномерное упражнение, стандартно- поточное упражнение) и прерывистым (интервальным) и методы переменного упражнения характеризующиеся направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме.

 

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Бутин И.М., Викулов А.Д. Развитие физических способностей детей. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 80 с.
  2. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. -384 с.
  3. Качашкин В.М. Методика физического воспитания: Учеб. пособие для учащихся школьных пед. Училищ. – 5-е изд.. доп. – М.: Просвещение, 1980. – 304 с.
  4. Ковалько В.И. Уроки физкультуры в начальной школе. Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование. -–М.: «ВАКО», 2004 – 272с.
  5. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов М.: Просвещение, 2004.- 128, [4] с.
  6. Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе: Учеб. пособие для студентов сред. спец. учеб. заведений. – М.: издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 248с.
  7. Матвеев А.П. Теория и методика культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт. 1991. – 543с.
  8. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений.- М.: Изд – во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002. – 240 с. – (Б – ка  учителя  физической культуры).
  9. Настольная книга учителя физической культуры /Под ред.проф. Л.Б.Кофмана; Авт.-сост. Г.И.Погадаев; Предисл. В.В.Кузина, Н.Д.Никандрова. – М.Физкультура и спорт, 1998. – 496 с.
  10. Оценка качеств подготовки выпускников основной школы по физической культуре / Авт.сост. А.П. Матвеев, Т.В. Петрова. – 2-е изданий, стереотип. – м.: Дрофа, 2001 – 160с.
  11. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техники физической  культуры/ под редакцией А. А. Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 1986.– 352с.
  12. Спорт в школе: Организационно-методические  основы преподавания физической культуры. В 2-х т. 1/Сост. И.П.Космина, А.П.Паршиков, Ю.П.Пузырь. – М.: Советский спорт, 2003. – 256 с.
  13. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология воспитания и спорта: Учеб. для студентов средних и высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 608с.
  14. Сухов А.Т. Учитель физической культуры. – М.: // Физическая культура в школе. – 2005. – 158с.
  15. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов факультета физическая культура пед. Инститов по спец. 0303 «Физ. культура»/ под ред. Ашмарина Б.А. – М.: Просвещение, 1990. – 287с.
  16. Теория и методика физической воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры /Под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. Изд. 2-е – М., «Физкультура и спорт», 1976.
  17. Теория и методика физической культуры: Учебник / под ред. Курамшина Ю.Ф. – М.: советский спорт, 2003. – 464с.
  18. Физическое воспитание учащихся 5 – 7 классов: Пособие для учителя /В.И.Лях, Г.Б.Мейксон,  Ю.А.Копылов и др.; Под ред. В.И.Ляха, Г.Б.Мейксона. – М.: Просвещение, 1997. – 192 с.
  19. Физическая культура в начальных классах. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 176с.
  20. Физическая культура: Практическое пособие / Под ред. И.П. Залетаев, Ю.П. Пузырь – 2-е изд. – М.6 Высш. шк., 1989. – 383с.
  21. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студента высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 – 480с.

Информация о работе Воспитание физических качеств на уроках физической культуры