Влияние спорта на формирование личности

Автор: k*******@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 01:00, реферат

Описание работы

В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Спорт – очень сложен и порой противоречив. Поэтому влияние его на становление личности не однозначно. Поэтому сами спортсмены видят в спорте, ценят в нём то одну, то другую его сторону. Работа над собой, большие физические и волевые напряжения, борьба за лучший результат, за победу в соревновании воспринимают и осмысливаются спортсменами по-разному.

Содержание

1. Введение.

2. Нравственно – этическое воспитание человека..

3. Процесс самопознания и самосовершенствования.

4. Формирование воли.

5. Воспитание уверенности в себе и своих силах.

6. Как спорт помогает оценивать себя.

7. Заключение.

8. Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

     В чём же опасность слишком быстрого роста спортивных результатов? Во –  первых в том, что спортсмену излишне  легко даются начальные ступеньки. Новичок не осознаёт, что без большого труда, порой предельного физического, волевого и эмоционального напряжения нет по – настоящему значительных результатов в спорте. Когда легко, он не думает об этом, не закаляет свою волю. А ведь основное средство формирования волевых качеств – преодоление трудных и всё усложняющихся препятствий на пути к поставленной цели. Умение генерировать необходимое волевое усилие формируется с самого начала спортивной биографии. По дороге к спортивным вершинам столкновение с препятствиями неизбежно. Спортсмен должен чувствовать и знать, что спорт – не лёгкая забава, а трудное дело. Во – вторых, скоротечные успехи, особенно если в их основе нет настоящего труда, могут привести к утрате самокритичности. Желанные цели будут казаться легко досягаемыми, на самом же деле это далеко не так. Есть не мало людей, которые за год проходили путь от новичка до перворазрядника. Многие потом на этом уровне застревали. Немногие шли дальше и быстро становились мастерами. К сожалению, чемпионы и рекордсмены из таких, как правило, не получались.

     Таким образом, спорт может формировать  у человека столь необходимую  ему в жизни уверенность в  себе, в своих силах, преобладающий  положительный и стенический  эмоциональный фон, оптимизм. Как  черту характера. Влияние спорта на развитие этих черт личности во многом связано с организацией всего процесса обучения, воспитания и тренировки спортсмена и особенно с определением перспективных и промежуточных целей, с оценкой деятельности спортсмена на каждом участке его пути к вершине спортивного успеха. А оценка эта даётся многими людьми. 

     Как спорт помогает оценивать  себя. 

     Каждый  человек – частица коллектива. Совершенно естественно, что как  таковой он оценивается обществом, коллективом в первую очередь  по тому, насколько полезен, что даёт другим людям, какие социальные функции выполняет. Однако это оценка, особенно применительно к людям молодым, хотя не к ним одним, основывается не только на том, что и как сейчас делает человек, что он уже даёт обществу, но и на том, что сможет дать в будущем, каковы его потенциальные возможности и перспективы. На то, что и как делает человек и на то, что и как он собирается делать, очень влияет осознание им той конечной цели, которой он хочет достичь. Эта цель в психологии называется уровнем притязаний человека. Значит, уровень притязаний – то, к чему человек стремится, чего хочет, на что, по его собственному мнению, имеет право. Уровень притязаний становится тем необходимым условием, которое побуждает человека к деятельности и определяет постановку конкретных целей в ней

     Ещё в прошлом веке американский психолог Джемс предложил формулу:

     успех

     Самоуважение = притязания

     Из  этой простой формулы видно, что  самооценка (пусть Джемс называет её самоуважением) тем выше, чем большего успеха достиг человек. Но вот личностная, субъективная оценка успеха определяется, оказывается не только и не столько объективными какими – то критериями, сколько соответствием достигнутого запланированного, реального результата – заранее намеченной цели. Чем выше эта цель, чем значительнее планы человека, тем труднее ему их осуществить, тем ниже его оценка собственной деятельности, тем меньше у него оснований быть довольным собой.

     Таким образом, становиться ясно, что спорт  влияет на формирование важной черты  личности, в значительной степени, определяющей результативность, плодотворность, полезность человеческой деятельности, её вклад в общее дело. Видно также, что влияние это на уровень притязаний человека может быть разнонаправленным в связи с тем, как протекает жизнь этого человека в спорте. Своеобразие спортивной деятельности формирует и самооценку личности.

     Самооценка  оказывает влияние на многие и  многие сферы жизни. В связи с  ней формируется, и проявляются  в поведении и деятельности главные  отношения человека, определяющие его ценность как члена общества: отношение к самому себе, к другим людям, к обществу, к труду. Конечно, система ведущих, главных отношений человека определяется не только самооценкой, но и другими социальными условиями и факторами. Тем не менее, нет оснований пренебрегать ролью самооценки. Чтобы убедиться в этом, достаточно представить себе влияние противоположных – полярных – самооценок на черты характера человека, определяющиеся основными его отношениями.

     Если  человек оценивает себя в целом  не очень высоко, ему сложно развить и проявить такие черты характера, как самолюбие, гордость, самомнение, требовательность, критичность, активность, творчество, ответственность в отношении к труду. У человека с низкой самооценкой скорее проявляется скромность, застенчивость, терпимость, пассивность. Наоборот, человек, высоко себя оценивающий, может быть склонен к проявлению честолюбия, тщеславия, эгоцентризма, малой самокритичности, но большой критичности к другим, заносчивости, склонности к лидерству в общении и в деятельности, активности, к отсутствию боязни ответственности и других подобных черт характера.

     Спорт для человека, им увлечённого, - дело любимое, значимое, жизненно важное. Поэтому  общая самооценка спортсмена очень  часто базируется на оценке им преимущественно своих спортивных возможностей, результатов, способностей и перспектив. Добившись определённых успехов в спорте, человек начинает с уважением относиться к самому себе. Высоко оценив себя как спортсмена, он переносит эту оценку на себя как на личность, как на члена общества.

     Спорт способствует тому, что формы и  оттенки поведения и общения  человека становятся шире, богаче. Совершенствуемое в ходе занятий спортом умение быть с людьми, взаимодействовать  и общаться с ними переносится  на другие сферы жизни и деятельности.

     Наверно, правильное поведение и способы  общения, воля, способность к саморегуляции, адекватный уровень притязаний и  верная самооценка могут возникнуть с большей вероятностью тогда, когда  спорт и спортивная деятельность не рассматриваются как самое главное, как самоцель. И пусть победа на первенстве страны, мира, на Олимпийских играх, установление рекорда требуют колоссальной затраты энергии, волевых напряжений, стойкости, мужества, отваги, вполне сопоставимых с теми деяниями человеческими, которые принято называть подвигами, пусть так. И всё – таки рекорд – не для рекорда, победа – не только, чтобы убедиться, что сильнее соперника. Спорт, спортивная работа, победы – средство, не цель. 

     .

     Год от года спорт становиться сложнее, умнее, интереснее, а активный интерес к спорту проявляет всё большее число людей. А значит – доля влияния физкультуры и спорта на становление личности человека постоянно возрастает.

     Рождённый нашим бурным временем, современный  спорт сам как бы олицетворяет это время, вбирает в себя его  сложный противоречивый характер, является его символом, образом, специфическим  носителем его неоднозначных  проявлений и проблем.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

 
1. Алексеев В. А.  « Физкультура  и спорт» М.: Просвещение  1999. 
2. Андронов О.П. « Физическая культура, как средство влияния на формирование личности » М.: Мир, 2002. 
3. Белорусова В.В. « Воспитание в спорте» М., 1993 
4. Гончаров С.Т. « Российская система физического воспитания» СПб.: Кристалл, 1997 
5. Жиляев А. « Спорт? Спорт!» Издательство « АСТ» 2000 
6. Захарова Е.Л. « Как спорт помогает оценивать себя» М., 2001 
7. Киселёв Ю.Я. « Влияние спорта на формирование личности» М.,Знание 1997 
8. Крутецкий В.А « Основы педагогической психологии» М., 1992 
9. Матвеев Л.П. «Влияние спорта на формирование воли» М.,1997 
10. Павлов С.П. «Физическая культура и спорт в России» СПб: 1996 
11. Станкин М.И. « Нравственное воспитание школьников на занятиях физической культурой» М., 2004

Информация о работе Влияние спорта на формирование личности