Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:37, реферат
Заболевания — хронические и кратковременные отклонения в физическом развитии, нарушения остроты зрения и слуха не только существенным образом сказываются на работоспособности детей и подростков, но являются препятствием к освоению выбранной ими профессии, лишают возможности плодотворного высокопроизводительного умственного и физического труда.
Особенно низкой и крайне неустойчивой оказывается умственная работоспособность у детей и подростков, перенесших нервные заболевания, страдающих функциональными психоневрологическими отклонениями.
ВЛИЯНИЕ состояния ЗДОРОВЬЯ школьников
НА ИХ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ОСВОЕНИЕ ПРОФЕССИИ
Заболевания — хронические и кратковременные отклонения в физическом развитии, нарушения остроты зрения и слуха не только существенным образом сказываются на работоспособности детей и подростков, но являются препятствием к освоению выбранной ими профессии, лишают возможности плодотворного высокопроизводительного умственного и физического труда.
Особенно низкой и крайне неустойчивой оказывается умственная работоспособность у детей и подростков, перенесших нервные заболевания, страдающих функциональными психоневрологическим!! отклонениями. Низкая умственная работоспособность диагностируется и у детей с пониженным содержанием гемоглобина, страдающих эндокринными расстройствами, с низким физическим развит нем п у часто болеющих. Но мере увеличения учебной нагрузки работоспособность таких учащихся становится ниже.
Детям и подросткам, больным ревматизмом, также свойственна пониженная работоспособность, со стремительным ее снижением в процессе учебной и трудовой деятельности. Существующий
режим учебных занятий, большая учебная нагрузка усугубляют их болезненное состояние. В среднем за учебный год па одного такого школьника приходится 22 пропущенных учебных дня, тогда как на одного здорового около 10 дней. Низкая работоспособность и частые пропуски вынуждают школьником, больных ревматизмом, затрачивать на приготовление домашних заданий чрезвычайно много времени. Это еще более, чем у здоровых школьников, отражается на режиме дня, продолжительности сна и отдыха на воздухе.
Наряду со снижением общей работоспособности и понижением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, особенно во время физических нагрузок, у больных ревматизмом школьников часто (в 56% случаев) регистрируется понижение глюкокортикоидной н андрогенной функции коры надпочечников. В числе школьников, освобожденных от занятий физической культурой, 59% приходится на ревматизм и связанные с ним заболевания сердца.
Такие хронические заболевания, как тонзиллит, туберкулезная интоксикация и др., на фоне нспосто.-тства дневной периодичности физиологических функций и низкой их взаимосвязи, также сопровождаются неблагоприятными изменениям и работоспособности, низкой сопротивляемостью организма различным заболеваниям. У таких детей и подростков проявляются высокая утомляемость н низкая работоспособность в процессе учебного дня.
Резко сниженная но сравнению со здоровыми детьми умственная и мышечная работоспособность сочетается с низкими функциональными возможностями сердечно-сосудистой системы. Последние..сопряжены не только с изменениями в самой сердечной мышце, но также с нарушениями и вегетативной нервной системе иод влиянием интоксикации.
Всякое Заболевание, даже непродолжительное, и в периоде своего течения, и в периоде выздоровления изменяет реактивность организма, ухудшая функциональное состояние центральной нервной системы, обусловливая высокую утомляемость, низкую работоспособность и неблагоприятные реакции функциональных систем.
Свойственные возрасту уровень и динамика умственной работоспособности проявлялись у учащихся после ангин на 8—9-й день. Школьники, переболевшие гриппом, респираторным заболеванием, перенесшие обострение хронического тонзиллита, могут быть допущены к работе в мастерских только на 7—lo-fi день после возвращения в школу, па 7—8-й день после гриппа, па 9--10-й день после респираторного заболевания и ангины (первичной), па 11—15-й день после обострения хронического тонзиллита.
Еще более длительные сроки допуска учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом после различных заболеваний (табл. 22).
Нарушение санитарно-гигиенических требований к организации режима дня, нормативам трудовой, учебной и внешкольной
нагрузок, к санитарному состоянию н содержанию основных и вспомогательпых помещений школ неблагоприятно влияет на здоровье учащихся: ог младших к старшим классам увеличиваются частота и степень нарушении в осанке, зрении, более высокой ста- 11 о в итс я текущая за бол с в а е м ос т ь.
Т а б л и ц а 22
Примерные сроки возобновления
занятий физическими
11 aw м jfjon/Hiиг- болезни |
С начала посещении |
Примечание | |
учебного |
заведения | ||
Липша |
3—4 |
недели |
В последующий период опасаться охлаждения |
1—3 |
(лыжи, плавание) | ||
Г>рон.\!:т. острые респи |
недели |
||
раторные заболевания |
|||
Острен (-Tin |
2-4 |
недели |
|
1 !ис1<мо1ши |
1—2 |
месяца |
|
Плеврит |
1—2 |
месяца |
|
Грини |
2—4 |
недели |
|
0<п pi.:e инфекционные |
1 2 |
месяца |
1 1 ри удовлетвори сельпых |
заболевания |
результ.-п ах функцпо нальион пробы сердечнососудистой сит еиы (20 приседаний за 30 с) | ||
()i"i| i.iii нефрит |
2 месяца |
||
Гена iг инфекционный |
8—12 |
месяцев |
|
Ант■.! дицнг после опе |
12 |
месяца |
|
рации |
|||
Перелом костей конечно |
1-3 |
месяца |
Оби ;а'1 ельно продолже |
стей |
ние лечебной гимнастики, начатой в период лечения | ||
Сотрясение мозга |
2 месяца и более, |
15 зависимости от чиже- | |
до |
года |
стн состояния и характера травмы |