Влияние подвижных игр на развитие профессиональных качеств

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 16:17, доклад

Описание работы

Учебные занятия по физическому воспитанию должны решать вопросы физкультурного образования и воспитания, знакомить студента с элементами психофизического тренинга, учитывать специфику обучения и будущую профессиональную деятельность, изучать разносторонние психологические аспекты, связанные с умением преодолевать стрессовые ситуации. Важная задача при подготовке специалистов экономической сферы активизировать их познавательную деятельность в процессе обучения, а это означает, прежде всего, развивать их мышление. Много примеров подтверждают, что выпускники вузов, которые активно занимались во время обучения физической культурой и спортом, успешно трудятся в сложных условиях предприятий.

Работа содержит 1 файл

физра.doc

— 49.00 Кб (Скачать)

     Учебные занятия по физическому воспитанию должны решать вопросы физкультурного образования и воспитания, знакомить студента с элементами психофизического тренинга, учитывать специфику обучения и будущую профессиональную деятельность, изучать разносторонние психологические аспекты, связанные с умением преодолевать стрессовые ситуации. Важная задача при подготовке специалистов экономической сферы  активизировать их познавательную деятельность в процессе обучения, а это означает, прежде всего, развивать их мышление. Много примеров подтверждают, что выпускники вузов, которые активно занимались во время обучения физической культурой и спортом, успешно трудятся в сложных условиях предприятий.

      В игровой деятельности подростков объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра –  одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.

      Главным признаком, отличающим большинство игр, является их сознательный характер. Перед играющим всегда ставится цель – выполнение какой – либо конечной задачи игры, т. е. получение результата, хотя и в рамках определенных способов его достижения, но таких, которые позволяют самим играющим выбирать пути, находить сообразно своим возможностям новые решения в зависимости от постоянно меняющейся ситуации. Целенаправленность и целесообразность поведения при достижении намеченной цели, связанного с внезапно возникающими и постоянно изменяющимися условиями, потребностью широкого выбора действий, требуют проявления творческих способностей, активности, инициативы. Такая широта использования возможностей, выражающаяся в самостоятельности и относительной свободе действий, сочетающихся е выполнением добровольно принятых или установленных условностей при подчинении личных интересов общим, связана с ярким проявлением эмоций. Именно положительны эмоции, проявленные в игре во время тренировки, позволяют сохранит интерес к занятиям. Игры, неся положительные эмоции, также помогают ускорит восстановительные процессы, это очень важно при ранней специализации. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр тесно связан с положительными эмоциями, возникающими процессе игровой деятельности, что благотворно влияет на психику. В играх подросток сознательно достигает условно поставленную цель, это помогает воспитывать упорство и целеустремленность. Стремясь    к   достижению поставленной   цели,   ребята   стараются   быть   внимательными,   проявляй смекалку, инициативу, волю.

      Коллективная подвижная способствует  развитию двигательных качеств, оперативного мышления, внимательности коллективные подвижные игры формируют у занимающихся коммуникативные способности. Побуждение к действиям, оценка действий партнёров, указания на желаемые действия, сообщение о местоположении, о предполагаемых действиях, название комбинации, жестикуляция, подача звуковых команд, кивки головой, движения пальцами рук, глазами обогащают коммуникативный потенциал занимающихся спортивными и подвижными играми.

     Подвижные и спортивные игры нашли широкое применение в области профессионально-прикладной физической подготовки. Применяя их, можно совершенствовать у занимающихся не только двигательные способности, но и оперативное мышление, внимательность, находчивость. Характер динамики подвижных игр определяет степень быстроты мышления. Так, например, во время волейбола возможны остановки, паузы, передачи мяча по высокой амплитуде, переходы подач, что объясняет меньшую моторную плотность занятия и, следовательно, меньшую нагрузку на психику, меньшие требования к таким способностям как быстрота мышления. Такие игры как баскетбол отличаются большей моторной плотностью, что предъявляет повышенные требования к быстроте оперативного мышления, причём на фоне физической усталости, возможного силового противостояния.

     Есть  различные методы решения задач  профессионально-прикладной физической  подготовки. Одним из методов,  используемых в ходе ППФП, является  моделирование факторов профессиональной  деятельности, самих профессиональных  ситуаций. Моделирование не используется как имитация двигательных действий, а преимущественно направлено на воссоздание «атмосферы» реальной экстремальной ситуации, встречающейся в профессиональной деятельности.

     Таковыми  экстремальными ситуациями в  деятельности менеджера могут  быть конфликты.

     В  исследованиях И. Е. Устинова (2000, 2002) установлена возможность моделирования  типичных конфликтных ситуаций  в деятельности менеджеров на  занятиях физическими упражнениями.

     Разберём  конкретно решение задачи формирования  готовности к общению в конфликтных ситуациях в процессе физического воспитания на примере моделирования ситуации «менеджер-подчинённый».

     Средством  решения данной задачи будет  являться подвижная игра «Волейбол  с выбиванием» (Геллер Е. М. 1977) с небольшим изменениями. Игра проходит по волейбольным правилам за некоторым исключением. За проигрыш очка команда, допустившая это, лишается одного игрока по выбору капитана. В функции капитана входит:

  1. Выбор игрока, который покидает волейбольную площадку.
  2. Выбор игрока, который отвечает за зону волейбольной площадки выбывшего игрока.

     Капитан команды после проигрыша очка должен решить организационные вопросы и довести решение до преподавателя и своей команды.

     Методическим  приёмом, работающим на решение  этой задачи, может выступать  ограничение деятельности игроков.  Если игрок переступил границы  своей зоны волейбольной площадки  до касания мяча, то это считается  ошибкой.

     Требования  к организации игровых заданий при моделировании конфликтных ситуаций соблюдается следующим образом.

     Статус  игрока, исполняющего функции капитана  команды, формально выше статуса  остальных игроков. Функции, которые  он выполняет, схожи с функциями,  которые характерны для менеджера. Проблемы, связанные с недостатком человеческих ресурсов для выполнения задания, ошибками, взаимосвязью заданий, отчасти характерны и для данной игровой ситуации. Противоположность целей игроков и капитана заключена в том, что капитану необходимо выбрать игрока, который реально справиться с игрой в двух зонах, а для игроков могут быть существенны другие мотивы.

     Лимит  времени на восприятие информации, принятие решения и доведения  принятого решения до исполнителей, неожиданность возникновения ситуации обусловлена особенностями подвижных игр, где невозможно заранее предсказать исход игровой ситуации.

     Ситуационные  требования можно соблюдать введением  новых, дополнительных ограничений,  правил. Необычность ситуации может  быть связана с игрой в волейбол не типичными предметами (например, воздушными шарами, баскетбольным мячом).

     Социальные  требования могут быть реализованы  в том, что капитаном в мужской или женской команде может быть лицо противоположного пола. Если игроки разбиваются на команду юношей и команду девушек, то для уравнивания шансов вводится ограничение: юноши имеют право переводить мяч на другую половину площадки только третьим касанием мяча. Таким образом, можно соблюсти принцип сопряжённого решения задач по совершенствованию профессионально-важных качеств и техники передачи. Количество игроков варьируется при допущении очередной ошибки.

     По наблюдениям наиболее эффективны занятия на 3,4 паре (особенно в четверг, пятницу).

     В ходе такой игры реализуются главные задачи, при использовании данного метода – развитие общей выносливости, а также волевых способностей. Достоинством данного метода при развитии выносливости является его вариативность, игровой характер действий, возможность отработки способов ведения тактической борьбы.

    

     Такой игровой метод – это способ организации двигательной активности занимающихся на основе игрового сюжета и на основе соперничества и достижения максимального результата. Преимущество таких подвижных игр в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.

     Велико значение игр в физическом развитии подрастающего поколения. Играми можно компенсировать некоторые недостатка физического воспитания. Дети не рождаются неуклюжими, неловкими, они становятся такими, если объем их движений ограничен.

     Итак, подвижные игры типа волейбол и баскетбол играют большую роль в совершенствовании скоростной, силовой, общей, координационной выносливости.

     На основе игрового и соревновательного метода можно воспитывать личные качества (уверенность, дисциплину), развивать оперативную память, мышление, внимательность, коммуникативные способности, формировать профессионально – важные умения и навыки. Эти игры формируют способность действовать сообща, воспитывают честность и дисциплинированность. Ребята приучаются сговариваться, объединяться для проведения игры, считаться с мнением своих партнеров, справедливо разрешать возникшие конфликты, ответственность перед коллективом за порученное дело, ощущение дружбы, согласования при достижении общей цели, умение справедливо решать спорные вопросы.

      Также очень важным является то, что во время таких контактов у многих подростков повышается самооценка, появляется уверенность в своих действиях и проявляются лидерские качества.

      Серьезными исследованиями педагогов,  физиологов и врачей доказано  благотворное влияние подвижных  игр на подростков. Можно сделать вывод, что группа, которая занимается подвижными командными играми достигает высоких результатов, с помощью подвижных игр у детей развиваются разнообразные качества: скорость, ловкость, сила и т.д.; У подростков появляется стимул к выполнению того или иного упражнения, они его выполняют  с удовольствием, заинтересованностью, без автоматизма. Развиваются моральные качества: дружба, совесть, помощь, доброта, справедливость и много других. Игра не ограничивает детей в двигательной деятельности, которая в современном мире им необходима . 

                     Использованная литература:

  1. Бляхов В.В, Пустовой А.П. Пути реализации новых технологий преподавания физической культуры в вузах.// Социальная сфера общества: региональные особенности, тенденции развития, подготовка кадров. Т. IV: Сборник научных трудов. – СПб.: СПбГАСЕ, 2004.
  2. Гаврилов В.И., Сафонкин С.Н. Формирование коммуникативной активности в процессе преподавания дисциплины «Физическая культура». // Актуальные проблемы физического воспитания в профессиональной подготовке студентов высшей школы. – СПб.: СПбГПУ, 2002.
  3. Геллер Е.М. Подвижные игры в спортивной подготовке студентов. – Минск: Высшая школа, 1977.
  4. Устинов И.Е. Формирование готовности будущих менеджеров государственной службы к управленческому общению конфликтных ситуациях средствами физической культуры: Дисс… канд. пед. наук. – СПб., 2000.
  5. Устинов И.Е., Бляхов В.В, Воробъёв С.А. Особенности профессионально-прикладной физической подготовки будущих управленцев. // Инновационные подходы к развитию сферы сервиса: научные исследования, подготовка кадров, предпринимательство. Т.III. – СПб.: СПбГАСЕ, 2003.
  6. Щёголев В.А., Щедрин Ю.Н., Степанов В.Г. Особенности организации и содержания физической подготовки в интересах развития лидерских качеств у курсантов ВУЗов. // Актуальные проблемы физического воспитания в профессиональной подготовке студентов высшей школы. = СПб.: СПбГПУ, 2001. 

Информация о работе Влияние подвижных игр на развитие профессиональных качеств