Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:07, реферат
Созданный первоначально для оживления уроков по гимнастике, баскетбол постепенно превратился в спортивную игру со всеми присущими ей особенностями. В 1894г. в США были изданы первые официальные правила игры, по которым начали проводиться соревнования. Знаменательным событием в развитии игры явилось создание 18 июня 1932г. Международной федерации баскетбола – ФИБА.
1. История возникновения и развития баскетбола……………………….…….2
2. Современные правила соревнований по баскетболу………………..……..5
3. Выдающиеся личности в баскетболе…………………………………….…14
4. Разновидности баскетбола………………………………………………..….21
5. Литература………………………………………………………………..…24
По правилам ФИБА, на официальных соревнованиях игроки выступают под номерами с 4-го по 15-й. Числа «1», «2» и «3» в качестве номеров в настоящее время не используются. Среди специальных жестов, используемых судьями по ходу матча, есть и жесты с этими числами: например, когда судья указывает на нарушение «правила трех секунд» или показывает, сколько штрафных бросков должен выполнить игрок пострадавшей команды. Точно так же, на пальцах, судья показывает секретарю матча номер игрока, который наказывается персональным замечанием. Дабы избежать путаницы, было решено номера 1, 2 и 3 упразднить.
Правилами баскетбола запрещается бить соперника по рукам, толкать его, держать руками, наступать на ноги, встречать ногой (и прямой, и согнутой в колене). Игроку, допустившему любое из подобных нарушений, объявляется персональное замечание (фол). Если спортсмен получил в течение матча пять фолов (в НБА – шесть), его удаляют с поля до конца встречи и заменяют одним из запасных игроков.
Обоюдный фол объявляется в том случае, когда игроки обеих команд одновременно нарушают правила: оба баскетболиста получают персональные замечания, а мяч остается у команды, которая владела им на момент нарушения, или разыгрывается спорный мяч. Различают также: технический фол (за неспортивное поведение, такому наказанию могут подвергаться не только баскетболисты, находящиеся на площадке, но и тренер, и запасные игроки – за спор с судьей, попытку затеять потасовку и т.д.), умышленный фол (в частности, за грубую игру или преднамеренную ошибку в игровой ситуации, чреватой забитием мяча) и др.
Самое тяжелое наказание в баскетболе – так называемый дисквалифицирующий фол. Он объявляется за серьезное нарушение и влечет за собой дисквалификацию игрока и удаление его с площадки до конца игры вне зависимости от количества уже имевшихся у него фолов (ему на замену выходит другой баскетболист).
Если персональный фол был совершен по отношению к игроку, делавшему бросок по кольцу, или был зафиксирован технический фол, судья, помимо персонального замечания провинившемуся игроку, назначает также штрафные броски. В зависимости от характера нарушения броски выполняет или сам пострадавший, или один из его партнеров по команде. Штрафные броски выполняются со специальной точки в 6 м от шита. Каждый точный бросок приносит очко, таким образом, с помощью двух штрафных можно заработать два очка.
В
современных баскетбольных
В самом начале в баскетболе было всего 13 правил, сейчас их более 200. Они периодически пересматриваются Всемирной технической комиссией ФИБА и утверждаются затем Центральным бюро Федерации. Последний серьезный их пересмотр произошел в мае 2000.
Правилами
определяются лишь основные принципы
игры, в них не могут быть предусмотрены
все возможные игровые
При проведении всех официальных международных соревнований действуют правила, утвержденные ФИБА. Они несколько отличаются от правил НБА.
Техника и тактика игры.
В современном баскетболе различают следующие игровые амплуа: разыгрывающий защитник; атакующий защитник, легкий и тяжелый форварды, а также центровой (или центрфорвард).
Разыгрывающего защитника также называют «плеймейкером» (англ. «playmaker» – букв. «тот, кто делает игру») или «дирижером». Разыгрывающие больше других игроков владеют мячом и ведут игру всей команды. От них требуется прекрасное видение площадки, филигранный дриблинг и тонкая игра в пас. Атакующие защитники не только начинают атаку своей команды, но нередко и завершают ее дальними бросками. Форварды обычно атакуют с краев площадки, а центровые – с близкого расстояния. Центрфорварды, как правило, самые рослые игроки в команде, их основная функция – борьба под своим и чужим щитом.
Амплуа центрового со временем приобрело поистине культовый статус. Одной из сильнейших в мире всегда была советская школа центровых, подарившая миру таких выдающихся игроков, как Отар Коркия, Янис Круминьш, Александр Белов, Владимир Ткаченко, Арвидас Сабонис и др.
В
настоящее время в баскетболе
чрезвычайно ценятся мастера-
В зависимости от того, как складывается игра, тренер может в какой-то момент внести изменения в привычную тактическую расстановку (стандартной считается «схема» 2–1–2): например, выставить на площадку двух-трех центровых одновременно. Успех команды определяется не только индивидуальным мастерством игроков, но и верно выбранной тактикой. Классический пример – финал олимпийского турнира 1972. Понимая, что его подопечные уступают баскетболистам США по своим игровым кондициям и физическим данным, главный тренер сборной СССР Владимир Кондрашин построил игру от обороны, навязал сопернику «свой баскетбол», что в итоге принесло успех советской команде.
В баскетболе различают зонную и личную (персональную) защиту. В первом случае каждый из игроков опекает любого соперника, находящегося в отведенном ему участке (зоне) площадки. При персональной защите каждый баскетболист опекает «своего» игрока. Чрезвычайно эффективен так называемый прессинг – активный вид обороны, при котором соперников опекают не только в непосредственной близости от своего щита, но и на дальних подступах к нему, иногда – по всей площадке. Цель прессинга – помешать сопернику спокойно разыграть мяч и провести атаку.
Особое значение в современном баскетболе имеет борьба под щитом. Известная баскетбольная заповедь гласит: «Кто выигрывает щит – выигрывает матч», а одним из основных статистических показателей игры баскетболиста – будь то отдельный матч или весь сезон – является число так называемых подборов и блок-шотов.
Индивидуальное мастерство игрока складывается из многих компонентов. Дриблинг, т.е. ведение мяча, в том числе и без визуального контроля, что позволяет игроку мгновенно оценивать меняющуюся ситуацию на площадке. Различные финты, вводящие соперника в заблуждение: обманное движение мячом, руками, ногами, всем телом, поворотом головы, взглядом и проч. Игра в пас. Особенно ценится так называемый скрытый пас – передача мяча, не глядя на партнера, которому он адресован. Еще один прием из арсенала мастеров баскетбола – пас из-за спины (держа мяч за спиной, игрок перебрасывает его партнеру через голову). Броски в баскетболе осуществляются как с места, так и в движении. Существует немало их разновидностей: бросок в прыжке, бросок «крюком» (рука игрока, стоящего боком к корзине соперника, движется по воображаемой дуге), бросок в корзину сверху и др. Наряду с техникой владения мячом в баскетболе чрезвычайно важно умение правильно играть без мяча.
Баскетбольная
техника формировалась
Когда не существовало ограничений (по времени) на атаку, баскетбол был очень медленной игрой. Что подтверждают и «микроскопические» результаты матчей, нередко не выходившие за пределы 15–20 очков с каждой стороны. Для баскетбола начала и середины прошлого века был характерен неторопливый розыгрыш мяча, а успех команды во многом определялся индивидуальными действиями ведущих игроков. Как правило, это были самые рослые спортсмены. Долгое время баскетбол считался исключительно спортом гигантов. Их действительно немало среди бывших и нынешних «звезд» баскетбола. К примеру, самые высокие в истории советского баскетбола спортсмены имели невероятный рост: игрок алма-атинского «Буревестника» Увайс Ахтаев – 238 см, а выступавший за куйбышевский «Строитель» Александр Сизоненко – 239 см. Но со временем заметное влияние на игру стали оказывать и менее рослые игроки, которых в баскетболе называют «малышами». Они чрезвычайно подвижны, выносливы и отличаются прекрасной реакцией. Знаменитый Боб Коузи компенсировал недостаток баскетбольного роста филигранной техникой, за мастерский дриблинг и пас его прозвали «Гудини баскетбольной площадки» и «Юрким волшебником». Майкл Джордан, считающийся лучшим баскетболистом всех времен, по баскетбольным меркам тоже не гигант: его рост – «всего» 198 см. Тем не менее он на равных сражался с более рослыми соперниками и за свои невероятные «полеты» над площадкой получил прозвище «Их Воздушество». До принятия «правила 3 секунд» атака нередко строилась по очень простой тактической схеме: самый рослый игрок атакующей команды располагался в непосредственной близости от кольца соперника и, получив в конце концов мяч, отправлял его в корзину. Введение «правила 3 секунд» заставило баскетболистов искать иные варианты развития атаки, активней использовать средние и дальние броски. А с введением 24-секундного ограничения на атаку и запрета на возврат мяча в свою тыловую зону заметно возрос темп игры, большое значение приобрела игра в пас, техника и снайперские качества игроков стали цениться не меньше, чем их рост.
Иногда даже несоблюдение правил используется как тактический прием. К примеру, проигрывающая команда в конце матча умышленно нарушает правила: благодаря подборам и последующим умелым контратакам она может изменить счет в свою пользу. Точно так же, команда, ведущая в счете, может на исходе матча отказаться от штрафных бросков и ввести мяч в игру из-за боковой линии (правилами подобная «замена» допускается). Это позволяет команде выиграть время и удержать победный счет.
Выдающиеся личности в баскетболе
В начале 20 в. американским неграм было запрещено выступать за «белые» баскетбольные команды или против них, хотя любительский баскетбол тогда культивировался в основном в нью-йоркском «черном» Гарлеме и негритянских гетто других крупных городов США. Менеджеры профессиональных команд долгое время не обращали внимания на чернокожих игроков-гигантов, благодаря природной гибкости и прыгучести демонстрировавших невероятную технику.
В 1922 в Гарлеме создается первая профессиональная команда, целиком состоявшая из чернокожих игроков, – «Нью-Йорк ренессанс» (или просто «Ренс»). Черные баскетболисты без труда обыгрывали белые студенческие команды. В 1927 состоялась историческая встреча «Нью-Йорк ренессанс» с «Болтон селтикс». Серия из семи матчей закончилась вничью (команды одержали по три победы и одну игру свели вничью, что тогда разрешалось правилами). По прошествии недолгого времени уже никто в Америке не осмелился бы утверждать, что баскетбол – это спорт «только для белых».
Чуть раньше, в 1925, была предпринята еще одна попытка объединить в рамках национального чемпионата многочисленные команды, разбросанные по всей стране, – создается Американская баскетбольная лига (АБЛ). Однако с началом Великой Депрессии Лигу пришлось закрыть. Ее бывшие игроки устроили настоящие «баскетбольные гастроли» по всей стране. Они давали несколько показательных матчей в каком-нибудь маленьком городке, после чего отправлялись в следующий. Этот «просветительский рейд» сделал свое дело: бурными темпами начал развиваться студенческий баскетбол, которому в будущем суждено было стать подлинной сырьевой базой НБА.
В 1937 воссоздается Национальная баскетбольная лига (НБЛ). Но вскоре началась Вторая мировая война, и большинство игроков были призваны в армию. А после войны серьезную конкуренцию НБЛ составила новая организация – Баскетбольная ассоциация Америки (БАА), созданная выходцем из России по имени Морис Подолов.
Первоначально в БАA состояло 11 клубов. Первый матч прошел 1 ноября 1946, а первым чемпионом Ассоциации стала команда «Филадельфия уорриорз» (ныне «Голден стэйт уорриорз»). Чемпионат был организован настолько четко, а интерес к нему был столь огромен, что в БAA начали в массовом порядке переходить лучшие игроки НБЛ, и в конце концов Лига прекратила свое существование. Отныне в Америке оставалась лишь одна организация, объединяющая все профессиональные команды. Спустя некоторое время она сменила название на НБА, известное теперь любителям баскетбола во всем мире.