Утомление при умственной и физической работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:52, реферат

Описание работы

Работоспособность студента во многом зависит от распорядка его дня, от того, сколько часов в сутки он затрачивает на отдых (сон), сколько – на занятия и др. А всё это во многом зависит от биологических ритмов.

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………………………………..1
2. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в учебном дне, семестре, году………………………………………………………………………………..…2
3. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной
и физической работоспособности………………………………………………………..…..4
4. Заключение…………………………………………………………………………………..9
5. Список литературы………………………………………………………………………..11
6. Приложение

Работа содержит 1 файл

НЕПР Реферат.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

Содержание:

1. Введение ……………………………………………………………………………………..1

2. Общие закономерности  изменения работоспособности  студентов в учебном  дне, семестре, году………………………………………………………………………………..…2

3. Средства физической  культуры, обеспечивающие  устойчивость к  умственной

и физической работоспособности………………………………………………………..…..4

4. Заключение…………………………………………………………………………………..9

5. Список литературы………………………………………………………………………..11

6. Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение 

   Работоспособность студента во многом зависит от распорядка его дня, от того, сколько часов в сутки он затрачивает на отдых (сон), сколько – на занятия и др. А всё это во многом зависит от биологических ритмов.

   Все живые  организмы, начиная от простейших одноклеточных и кончая такими высокоорганизованными, как человек, кем и является студент, обладают биологическими ритмами, которые проявляются в периодическом изменении жизнедеятельности и, как самые точные часы, отмеряют время.

   Интенсивность большинства физиологических процессов  на протяжении суток имеет тенденцию повышаться в утренние часы и падать в ночное время. Примерно в эти же часы повышается чувствительность органов чувств: человек утром лучше слышит, лучше различает оттенки цветов.

   В последнее время в нашей стране и за рубежом проводятся большие работы по исследованию биоритмов студентов, их взаимосвязи со сном и бодрствованием. Поиски исследователей направлены в основном на определение  возможностей управления биоритмами с целью устранения нарушений сна. Задача эта особенно актуальна, на наш взгляд, в настоящее время, когда значительная часть населения земного шара страдает от бессонницы, наличие которой влияет на снижение работоспособности в дневное время. Управление внутренними ритмами человека имеет важное значение не только для нормализации ночного сна, но и для устранения ряда заболеваний нервной системы, имеющих функциональный характер (например, неврозов).

   В ходе исторического развития человек  и все другие живые существа, населяющие нашу планету, усвоили определенный ритм жизни, обусловленный ритмическими изменениями геофизических параметров среды, динамикой обменных процессов. Именно поэтому очень важно, чтобы студент как можно больше придерживался природных ритмов.

   Цель, которую мы будем преследовать в  этой работе – выявить влияние биологических ритмов на общие и умственные изменения работоспособности студентов. 
 
 
 
 

   2. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в учебном дне, семестре, году.

   С понятием «ритма» связано представление  о гармонии, организованности явлений и процессов. В переводе с греческого слово «ритм», «ритмос» означает соразмерность, стройность. Основные ритмы в природе, наложившие свой отпечаток на все живое на Земле, возникли под влиянием вращения Земли по отношению к Солнцу, Луне и звездам.

   Многие факторы внешней среды оказывают влияние на жизненные процессы живых организмов, среди них особое значение имеет чередование света и темноты. От суточного режима зависит обмен веществ в растениях — поглощение углекислоты днем и отдача кислорода ночью. У животных суточные ритмы проявляются в виде чередования периодов бодрствования и активности с периодами сна и покоя.

   Многие  биологические ритмы поддаются  систематизации. По длительности некоторые  их них могут совпадать с соответствующими геофизическими циклами. К таким ритмам относятся суточные, сезонные, годовые, лунные, приливно-отливные изменения жизнедеятельности в организмах. Благодаря им наибольшая активность и усиленный обмен веществ в организме совпадают с наиболее благоприятными для этого внешними условиями и временем суток, месяца, года.

   По  степени зависимости от внешних  условий биоритмы подразделяются на экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). Экзогенные ритмы полностью зависят  от изменения внешней среды. Это  биохимические процессы. Эндогенные ритмы протекают при постоянных оптимальных условиях внешней среды. К эндогенным относятся ритмы сердцебиения, пульса, дыхания, кровяного давления, умственной активности, изменения глубины сна и другое.

   Существуют  ритмы промежуточного характера. К  ним можно отнести, например, серию постепенно затухающих мышечных сокращений, возникающих в результате одиночного внешнего раздражения.

   Физиологические функции постоянно изменяются на фоне бодрствования и сна, активной деятельности и покоя. Интенсивность  их проявления различна в разное время суток. В одно время она максимальна, в другое — имеет минимальное значение.

   Из  всех перечисленных примеров можно  сделать вывод: суточным ритмом охвачен  весь организм человека, представляющий собой единую систему взаимодействия всех органов, тканей и клеток. Ритмичность физиологических процессов, отражающая единство организма и среды, их взаимодействие проявляется в организме человека в том, что их максимумы и минимумы приурочены к определенным часам суток.  А объясняется это тем, что характер проявления физиологических реакций организма в разное время суток различен и в основном зависит от факторов внешней среды. Благодаря приспособлению к ритмически изменяющимся условиям внешней среды в организме человека происходит физиологическая подготовка к активной деятельности даже тогда, когда организм находится в состоянии сна. И, наоборот, организм человека готовится ко сну задолго до засыпания.

   Исходя  из сказанного, возможно, следовало  бы самую трудную и ответственную  работу выполнять в периоды естественного подъема работоспособности, оставляя для других, менее важных дел, остальное время относительно низкой работоспособности. Но из правил есть исключения. Бывают случаи, когда время наибольшей продуктивности в труде приходится на ночные и вечерние часы. Таких людей принято называть «совами», в отличие от «жаворонков» — людей, имеющих наибольшую работоспособность в утренние и дневные часы. «Жаворонки», как правило, просыпаются рано, чувствуют себя бодрыми и работоспособными в первой половине дня. Вечером же у них появляется сонливость, и они рано ложатся спать. «Совы» засыпают поздно ночью, встают также поздно утром и работоспособны бывают во второй половине дня.

   В результате экспериментальных исследований немецкий физиолог Р.Хашпп установил, что 1/6 часть людей относятся к людям утреннего типа, 1/3 — вечернего типа, а половина людей легко приспосабливается и к утреннему, и к вечернему режиму труда. Последних называют «голубями». Это преимущественно люди, занятые физическим трудом.

   Но, хотя биологические ритмы важны для жизнедеятельности, они вовсе не определяют роковым образом физические, психические возможности человека, а тем более поведение личности в целом. В организме человека имеются беспредельные возможности для компенсации временного снижения тех или иных функций.

   Студенту следует так планировать нагрузки, чтобы они не превышали определенный уровень и не мешали процессу образования. В этом случае учитываются 2 основных фактора, взаимодействующие между собой — нагрузка (воздействие) и конкретное функциональное состояние студента на данный момент. А, значит, ритм занятия  определяется не только внешними факторами (нагрузкой), но и внутренними биологическими часами. Словом, при определении оптимальной нагрузки на занятии важно учитывать взаимодействие внутренних ритмов (биологических часов) с внешними факторами воздействия.

   Важно также учитывать и тот факт, что студенты с утренним биологическим  типом активнее и более работоспособны в утренние часы, поэтому заниматься умственной и физической деятельностью им лучше в первой половине дня, а студентам с вечерним биологическим типом — во второй. Если наблюдать за студентами на протяжении недели, то выявится закономерность: работоспособность падает к концу недели, отсюда следует, что необходимо распределять занятия таким образом, чтобы на конец недели попадали уроки, требующие минимальной нагрузки со студента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3. Средства физической  культуры, обеспечивающие  устойчивость к  умственной и физической  работоспособности.

   Физическая  культура играет значительную роль в  профессиональной деятельности бакалавра  и специалиста, так как их работа, как правило связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной  интеллектуальной деятельностью и  малой подвижностью. Занятия физической культурой снимают утомление нервной системы и всего организма, повышают работоспособность, способствуют укреплению здоровья.

   Мировой опыт свидетельствует о том, что  по мере развития рыночной экономики  конкуренция за рабочее место  возрастает. Соперничество, борьба за рабочее место требуют от работника не только профессиональных знаний и умений, но также здоровья и соответствующих личностных качеств  (профессиональных, волевых, нравственных и т.д.). Конкурентоспособность нынешнего  студента на рынке труда будет связана с тем, сумеет ли он выдержать многоаспектность конкурентной борьбы. К этому будущего специалиста необходимо готовить уже в стенах вуза.  Представляется, что помимо профилирующих кафедр, кафедры физического воспитания могут и  должны в значительной степени способствовать повышению конкурентоспособности удущих  специалистов. Для этого прежде всего необходимы сведения о реальном состоянии здоровья студентов.

         В системе обеспечения здоровья  студентов выделяют два элемента: 

1)учебное время  студента,  

2) внеучебное  время студента.  

     Учебное время регламентируется расписанием  занятий. Важное место в нем занимают учебные  нагрузки, гигиенические  условия проведения занятий, питания, физкультурно-спортивные тренировки.  В неучебное время "заполняется" студентами самостоятельно дополнительными занятиями по  учебным предметам, занятиями в физкультурно- спортивных секциях, выполнением домашних заданий и т.д.. Именно понимание студентом собственного здоровья как личностно значимой ценности заставляет его часть внеучебного времени посвящать укреплению своего здоровья.        

           Совершенно очевидно, что  удовлетворение  интересов студентов  является  важнейшим путем в укреплении  их здоровья, способствующим  самостоятельным  занятиям  физкультурой и спортом что в целом  скажется на здоровом образе жизни. Это требует пристального внимания  преподавателей к организации и  содержанию занятий.

     Физкультура должна не только способствовать оздоровлению студентов, но и заинтересовать их. Многие идут на урок без особого желания, я бы даже сказала с раздражением, так как все занятия происходят однообразно и неинтересно. Я считаю что необходимо увеличить количество  спортивных секций по различным видам  спорта, акцентируя внимание на развитие  спортивных игр, плавания, прыжков с парашютами, ритмической  гимнастики (аэробики) для девушек, тренажерных залов для юношей, разных секций, но не только для разрядников, как это у нес происходит, а для всех желающих. Тогда была бы возможность совмещать приятное с полезным: к занятиям различным спортом стремилось бы больше студентов. 

          Мне кажется, можно  рассмотреть  вопрос о  замене обязательных  занятий на занятия  по желанию.  При введении системы с различными  секциями (как описано выше) заинтересованных студентов будет большое количество. Зачеты не должны (особенно  высокие требования к выполнению  нормативов) доминировать над  процессом удовлетворения от самих  занятий и получения удовольствия от  двигательных действий. 

             Необходимо продумывать время для  занятий физкультурой и спортом в  рамках учебного расписания, учитывать  формы обучения и содержание  материалов по другим учебным  дисциплинам.

      При таком положении дел, на мой взгляд, получалось бы неплохое сочетание физических и умственных нагрузок, что поспособствует обеспечению устойчивости к умственной и физической работоспособности.

Информация о работе Утомление при умственной и физической работе