Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 15:30, реферат
Эффективность и качество обучения студентов в высшей школе оценивается все более комплексно и целостно. Сегодня в качестве критериев качества профессионально-педагогической подготовки, наряду со знаниями и умениями, выступают профессиональные качества личности, черты характера, способность самостоятельно и творчески добывать и применять знания. Это обусловливает то, что образовательный процесс в педагогическом вузе должен быть направлен не только на развитие когнитивной сферы студентов, но и развивать их познавательную активность, самостоятельность, способствовать овладению методами самообразования, формирования и совершенствования личностных качеств, необходимых для успешного осуществления профессионально-педагогической деятельности.
Введение
Проблемы адаптации студентов к процессу обучения в ВУЗе
Условия успешной адаптации студента к обучению в ВУЗе
Заключение
Список использованных источников
Условия успешной адаптации студента
к
учебной деятельности
в ВУЗе
Введение
Эффективность
и качество обучения студентов в
высшей школе оценивается все
более комплексно и целостно. Сегодня
в качестве критериев качества профессионально-педагогической
подготовки, наряду со знаниями и умениями,
выступают профессиональные качества
личности, черты характера, способность
самостоятельно и творчески добывать
и применять знания. Это обусловливает
то, что образовательный процесс
в педагогическом вузе должен быть
направлен не только на развитие когнитивной
сферы студентов, но и развивать
их познавательную активность, самостоятельность,
способствовать овладению методами
самообразования, формирования и совершенствования
личностных качеств, необходимых для
успешного осуществления
Актуальность проблемы адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности обусловлена тем, что в период обучения в вузе закладываются основы профессионализма, формируется потребность и готовность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях. В этой связи особенно важно, чтобы студенты, активно включались в процесс овладения знаниями и способами их освоения с начальных этапов обучения, осознавали, что результаты учебно-профессиональной деятельности становятся подлинным достоянием личности.
Проблемы адаптации студентов к процессу обучения в ВУЗе
Высшие
учебные заведения являются тои
микросредой, в которой молодой
человек без необратимых
В основном социально-психологическая адаптация студентов первого курса к условиям вуза описывается через понятия «присвоение», «вхождение», «формирование », «усвоение », «активное включение », «изменение социального положения» и другие категории предметной деятельности. Она определяется как процесс приведения основных параметров социальных и личностных характеристик студентов в состоянии динамического соответствия с условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студенту . Исследователи проблемы адаптации студентов первого курса относятся к ней как начальному этапу интеграции студента в профессиональную и социальную среду вуза .
В
проведенных исследованиях
Все
эти трудности различны по своему
происхождению. Одни из них объективно
неизбежны, другие носят субъективный
характер и связаны со слабой подготовкой,
дефектами воспитания в семье
и школе. Но и те и другие, при
неблагоприятном стечении обстоятельств
могут стать толчком к
Социальная адаптация студентов в ВУ3е делится на:
а) профессиональную, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;
б) социально-психологическую - приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения.
Иначе говоря, «под адаптационной способностью понимается способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды (как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой».
Адаптация - это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Исследователи различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза :
1) адаптация
формальная, касающаяся познавательно-
2) общественная адаптация , т. е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;
3) дидактическая адаптация , касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.
Повторяем,
что успешность обучения студентов
зависит от многих факторов, среди
которых одним из важнейших является
его интеллектуальное развитие как
показатель умственной деятельности и
внимание - функция регуляции
Исследования показывают, что первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями отнюдь не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки.
Приученные
к ежедневной опеке и контролю
в школе, некоторые первокурсники
не умеют принимать элементарные
решения. У них недостаточно воспитаны
навыки самообразования и
Известно,
что методы обучения в вузе резко
отличаются от школьных, так как
в средней школе учебный
Многие
первокурсники на первых порах обучения
испытывают большие трудности, связанные
с отсутствием навыков
Для
выработки тактики и стратегии,
обеспечивающих оптимальную адаптацию
студента к вузу , важно знать
жизненные планы и интересы первокурсника,
систему доминирующих мотивов, уровень
притязаний, самооценку, способность
к сознательной регуляции поведения
и т. д. Успешное решение этой
проблемы связано с развитием
психологической службы вуза.
Условия успешной адаптации студента к обучению в ВУЗе
В научных исследованиях по проблеме профессионального образования (Б.А. Ашмарин, В.М. Выдрин, Ю.Д. Железняк, Л.П. Матвеев и др.) отмечается, что профессиональная педагогическая деятельность студента – это высший уровень его учебной деятельности. Однако она не просто строится на фундаменте его теоретической подготовки, личностных качеств и умений, а органически «врастает» в них, создавая целостную, комплексную, системную, профессиональную подготовленность.
Преподавателями кафедры теоретических основ физического воспитания факультета физической культуры и спорта Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева разработаны рекомендации, направленные на совершенствование процесса профессиональной подготовки студентов по специальности «Физическая культура».
Первый курс:
Второй курс:
Третий курс:
Четвертый курс:
Пятый курс:
Проблема адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности пока не стала предметом специального исследования, хотя практика и показывает, что значительное количество студентов приходит в вуз после значительного перерыва по окончании школы (более 2-х лет – 50,4% студентов ОЗО), что обусловливает затруднения в организации и овладении новыми методами учебно-профессиональной деятельности. Это приводит к неудовлетворенности результатами учебно-профессиональной деятельности, сомнениям в правильности выбора профессии. В связи с этим назрела необходимость в разрешении проявляющихся в процессе профессиональной подготовки студентов противоречий:
Информация о работе Условия успешной адаптации студента к учебной деятельности в ВУЗе