Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 12:10, реферат
В процессе занятий физкультурой необходимо уделять внимание освоению навыка рационального дыхания в покое и при выполнении движений, а также укреплению дыхательных мышц. Эти упражнения используются в сочетании со звукоречевой гимнастикой, упражнениями игрового характера, с произношением во время выдоха различных звуков (с полузакрытыми губами со сжатыми зубами), стихотворных строк, пение песенок.
В процессе занятий хореографией необходимо уделять внимание освоению навыка рационального дыхания в покое и при выполнении движений, а также укреплению дыхательных мышц. Эти упражнения используются в сочетании со звукоречевой гимнастикой, упражнениями игрового характера, с произношением во время выдоха различных звуков (с полузакрытыми губами со сжатыми зубами), стихотворных строк, пение песенок.
Овладение рациональным дыханием с детского возраста оказывает общеукрепляющее и оздоровительное воздействие на организм, помогает выполнять сложнейшую танцевальную нагрузку со значительно меньшим утомлением, чем без специальной тренировки. Предлагаемая система дыхания не придумана. Ее три фазы совпадают с дыханием спящего человека. Понаблюдайте, как спокойно выдыхает он воздух через слегка сомкнутые губы и после короткой остановки легко и быстро вдыхает носом. Таким образом, его дыхание складывается из трех моментов: выдох, пауза, вдох, которые принято называть фазами. Вот такое трехфазное дыхание мы и будем осваивать с помощью специальных упражнений. Принципиально важно началом дыхания считать выдох. Весь цикл складывается из трех фаз: выдох — пауза — вдох.
Первая фаза — выдох, выполняемый через рот. Он должен быть длинным, упругим и ровным, но одновременно дозированным, то есть он никогда не выполняется до предела.
Вторая фаза — пауза. Это очень важный этап дыхания, определяющий оптимальность газообмена при различных состояниях организма. Именно пауза определяет количество воздуха, необходимого для вдоха. Она должна быть естественной и приятной.
Третья фаза — вдох производится автоматически носом, не затягивая воздух, естественно без шума или почти бесшумно.
Очень многие при слове “вдох” стремятся втягивать воздух в себя. Это нецелесообразно. Чтобы избавиться от такого действия, вообразите процесс дыхания упрощенно: вы выдохнули и ждете, когда появится естественное желание вдохнуть, и тогда воздух за счет движения ребер и диафрагмы войдет в легкие и заполнит их, насколько требуется. Чтобы подчеркнуть естественность третьей фазы. заменим привычное слово “вдох” условным термином “возврат дыхания”. Тогда три фазы дыхания будут выглядеть так:
-выдох (через слегка сомкнутые и поджатые с легким усилием губы);
-пауза (ожидание до естественного вдоха);
-возврат дыхания (непроизвольный вдох носом).
Трехфазное дыхание помогает снимать утомление, потому что упругий активный выдох очищает легкие от углекислоты, а естественный вдох носом (возврат дыхания) позволяет заполнить их количеством воздуха, достаточным для обеспечения организма кислородом. Для выработки правильного трехфазного дыхания рекомендуем освоить специальные упражнения, построенные главным образом на использовании речи, так как она выполняется на выдохе. Постепенно в занятия будут вводится упражнения, связанные с движением.
Дыхательные упражнения тренируют и благотворно воздействуют на диафрагму. Что в свою очередь положительно влияет на работу внутренних органов брюшной полости.
Развитие легких – исследования показывают, что объем легких у людей регулярно практикующих специальные дыхательные упражнения – в полтора – два раза больше чем у обычных людей.
Улучшается
газообмен кислорода и
Стабилизирует работу нервной системы. Дыхательные упражнения один из самых эффективных способов борьбы со стрессами и нервным напряжением.
Повышает иммунитет и сопротивляемость организма по отношению к вирусным и другим заболеваниям.
Нормализует работу желез внутренней секреции – работу эндокринной системы.
На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных, но регулярные тренировки делают глубокое и медленное дыхание естественным, регулируемым на бессознательном уровне, что со временем приводит к увеличению объема легких, улучшению кровообращения, общему оздоровлению и улучшению самочувствия.
При
выполнении дыхательных упражнений
следует обратить внимание на то, что
ребёнок в силу анатомических
особенностей почти не может увеличить
объём каждого отдельного вдоха, поэтому
усиление газообмена обеспечивается значительным
учащением дыхания. Физические упражнения,
подвижные игры, дыхательные упражнения
способствуют углублению дыхания, развитию
и регуляции газообмена на более высоком
уровне. Дыхательные упражнения помогают
повысить возбудимость коры больших полушарий
мозга, активизировать детей на уроке.
Все упражнения проводятся в хорошо проветренном
помещении или при открытой форточке,
окне, фрамуге.
1. Лежа на
полу, ребенок кладет руки на
живот. Делая медленный
2. Исходное положение - лежа на полу, ноги
вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются
над головой, касаясь пола, на выдохе медленно
возвращаются в исходное положение. Одновременно
с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з".
После освоения ребенком этого упражнения
проговаривание отменяется.
3. Исходное положение - сидя на полу, скрестив
ноги (варианты: сидя на коленях или на
пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать
руки вверх над головой с вдохом и опускать
вниз, на пол перед собой с выдохом, немного
сгибаясь при этом в туловище.
4. Исходное положение - то же. Руки вытянуты
над головой. На выдохе ребенок сгибается
вперед, доставая руками и лбом до пола,
на вдохе распрямляется, возвращаясь в
исходное положение.
5. И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед
или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят
вниз. С вдохом левая кисть поднимается
вверх, правая опускается вниз. С выдохом
- левая кисть вниз, правая вверх.
6. Упражнение "пловец". И.п. - сидя
на коленях и на пятках, спина прямая. Верхняя
часть туловища имитирует пловца кролем.
Руки поочередно делают "гребки",
вдох с поворотом головы на 90%, выдох на
три взмаха руками, голова прямо.
7. Ребенок, сидя в той же позе, разводит
руки в стороны, сжимает кисти в кулаки,
отведя большой палец. При вдохе большой
палец поднимается вверх, при медленном
выдохе палец постепенно опускается вниз.
8. Дыхание только через одну (левую, затем
правую) ноздрю.
9. Сидя с опущенными руками, ребенок делает
быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам
ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая,
опускает руки вдоль тела ладонями вниз.
10. Задержка дыхания. Ребенок делает глубокий
вдох и задерживает дыхание так долго,
насколько сможет.
Игровые упражнения
на дыхание
Чудо – нос.
После слов «задержу дыхание» дети делают
Выполню задание,
Задержу дыхание…
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим: глубже, шире.
Ныряние.
Нужно два раза глубоко вдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребёнок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.
Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыхательными комплексами, чтобы избежать головокружения.
Шарик.
Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счёт -1, 2, 3, 4 – дети делают 4 глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.
Скороговорки.
-музыкальные.
После глубокого вдоха поётся любой слог. Важно стараться петь на одном дыхании и делать вдох лишь тогда, когда воздух полностью заканчивается.
-речитатив.
Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух заканчивается, ребёнок должен запомнить сколько Егорок он назвал.
« На Егорке возле горки жили тридцать три Егорки : раз Егорка, два Егорка, три Егорка…»
Каша кипит.
Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить 8 раз.
Ветерок.
Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок).
Можно взять полоску бумаги и дуть на неё легонько.
Подуй на свечку
Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3—4 раза.
Паровоз
Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутыми руками и имитацией звука отходящего или останавливающегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!» Повторять в течение 35—40 секунд.
Косарь
Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произносить: «Ж-у-х! ж-у-х!» Повторить 7— 8 раз в среднем темпе.