Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:34, методичка
ЧЕЛОВЕК – высший продукт земной природы. Человек – сложнейшая и тончайшая система. Но для того, чтобы использовать сокровища природы, чтобы этими сокровищами наслаждаться, человек должен быть здоровым, сильным и умным.
«Суть человеческого естества – в движении. Полный покой означает смерть». (17 век, Паскаль). На современном этапе не для кого не секрет, что противодействие гиподинамии (малоподвижному образу жизни) – является физическая активность, которая есть основа профилактики многих заболеваний и средство продления жизни. Сама природа распорядилась так, что человеку необходимо развивать свои физические способности.
Введение…………………………………………………………………..
3
Работа опорно-двигательного аппарата человека…………………..
3
Что такое тренировка?..........................................................................
5
Части оздоровительного занятия……………………………….........
6
Оздоровительная физическая культура……………………………..
7
Как же эффективнее строить подготовку, требующую развития выносливости?.......................................................................................
9
Роль разминки в оздоровительном занятии………………………....
9
Понятие о «мертвой точке» и «втором дыхании»………………….
10
Показания и противопоказания занятиям физической культурой……………………………………………………………………..
11
Абсолютные противопоказания занятий физической культурой……………………………………………………………………..
12
Зачем женщинам нужны спортивные тренировки…………….........
13
Самоконтроль при занятиях оздоровительной физической культурой…………………………………………………………………...
13
Контроль при физических упражнениях………………………........
15
Возникновение и рекреация травм в оздоровительных тренировках и восстановление после физической нагрузки…………………
18
Средства восстановления при занятии видами спорта оздоровительной направленности……………………………………………...
19
Особенности питания, занимающихся оздоровительной физической культурой………………………………………………………..
20
Питание – главный фактор восстановления работоспособности……………………………………………………………………...
21
Примеры комплексной реабилитации при занятиях видами спорта оздоровительной направленности………………………………..
22
Экспресс тесты по оценке физического состояния человеческого организма…………………………………………………...................
22
Одномоментная функциональная проба с приседаниями…….........
28
Ортостатическая проба………………………………………….........
28
Характеристика средств специальной оздоровительной направленности……………………………………………………………….
29
Примерные комплексы оздоровительных тренировок……………..
36
Заключение……………………………………………………………
37
Вопросы для самостоятельной подготовки……………………........
38
Библиографический список………………………………………………
39
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Волжская государственная академия водного транспорта
Кафедра физического воспитания и спорта
Движение – это жизнь
Учебно-методические рекомендации
по организации здорового образа жизни и самостоятельных
занятий студентов очного и заочного формы обучения, сотрудников
и преподавателей Волжской академии водного транспорта
Составитель – А.Н. Баранов
Нижний Новгород
Издательство ФГОУ ВПО «ВГАВТ»
2008
УДК 37.037.1
Б 24
Рецензенты:
М.С. Гурьянов – к. м. н., преподаватель НГМА, заслуженный мастер спорта, неоднократный чемпион России, Европы, Мира;
Ю.А. Журавлев – доцент, заведующий кафедрой физического воспитания.
Баранов, А.Н.
Движение – это жизнь : учеб.-метод. рекомендации / сост. А.Н. Баранов. – Н. Новгород : Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2008. – 43 с.
Работа рекомендована к изданию кафедрой физического воспитания и спорта, (протокол № 6 от 10.03.2007 г.).
© ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2008
ЧЕЛОВЕК – высший продукт земной природы. Человек – сложнейшая и тончайшая система. Но для того, чтобы использовать сокровища природы, чтобы этими сокровищами наслаждаться, человек должен быть здоровым, сильным и умным.
«Суть человеческого естества – в движении. Полный покой означает смерть». (17 век, Паскаль). На современном этапе не для кого не секрет, что противодействие гиподинамии (малоподвижному образу жизни) – является физическая активность, которая есть основа профилактики многих заболеваний и средство продления жизни. Сама природа распорядилась так, что человеку необходимо развивать свои физические способности.
Двигательная же недостаточность проходит совершенно незамеченной, а нередко сопровождается даже чувством комфорта. При дефиците двигательной активности снижается устойчивость организма к простуде и действию болезнетворных микроорганизмов. Лица, ведущие малоподвижный образ жизни, чаще страдают заболеваниями органов дыхания и кровообращения.
Огромное количество людей разного возраста занимаются оздоровительной физической культурой для того, чтобы улучшить самочувствие, укрепить здоровье, стать сильным, ловким и выносливым, иметь стройную фигуру, хорошо развитые мышцы. Выполняя физические упражнения, человек попадает в мир новых ощущений, положительных эмоций, обретает хорошее настроение, бодрость, жизнерадостность, чувствует прилив сил.
Рациональные занятия физическими упражнениями могут затормозить процесс старения примерно на 10–15 лет (В. Зациорский).
Работа опорно-двигательного аппарата человека
Надо сказать, что культура движений, обыденных, трудовых, спортивных, не приходит к человеку сама собой. Она воспитывается в течение первых двух десятилетий жизни и может целенаправленно формироваться в более старшем возрасте.
Прежде всего стоит рассмотреть устройство и особенности работы двигательного аппарата человека. Аппарат движений человека представляет собой систему рычагов и двигателей. Система рычагов – это скелет, рычаги – кости, подвижно сочлененные посредством суставов, двигатели – мышцы. У человека насчитывается около 200 костей, более 600 мышц, хотя они не все обеспечивают суставные перемещения.
Мышца состоит из большего числа волокон – активных элементов, выполняющих механическую работу. При статической работе мышца сохраняет свою длину. Такой вид нагрузки можно почувствовать, если встать в проем двери и упереться руками в косяки, как бы раздвигая их.
При динамической работе мышца может укорачиваться и удлиняться, то есть работать в уступающем или преодолевающем режиме.
Также полезно знать особенности функционирования мышечных волокон, которые делятся на два типа – красные и белые, или, как их еще называют медленные и быстрые. Натяжение волокон медленного типа энергетически обеспечивается химическими реакциями с участием кислорода вдыхаемого воздуха. Этот режим работы мышц называется аэробным. Механическая активность волокон быстрого типа обеспечивается энергией за счет использования при химических реакциях содержащегося в мышцах гликогена. Такой режим работы мышц называется анаэробным.
Быстрые и мощные движения совершаются быстрыми волокнами, а в упражнениях, связанных с проявлением выносливости, а также больших, но медленно развивающихся силовых напряжений, ведущая роль, принадлежит волокнам медленного типа.
Мышцы человека всегда работают группами, наиболее крупные – это группы мышц сгибателей и разгибателей различных сочленений.
Также различают красные и белые мышечные волокна. Красные обладают густой сетью кровеносных сосудов, большим запасом гликогена и липидов, характеризуются тонической активностью, способностью к более длительному напряжению и выполнению динамической работы.
Белые волокна имеют миофибрилы, которые толще и сильнее миофибрил красных волокон, они быстро сокращаются, но не способны к длительному напряжению.
Физиологические условия работы мышц определяются их возбуждением и утомлением, что при прочих равных условиях определяет силу тяги. Важным физиологическим свойством мышцы, известным является увеличение силы и скорости развития ее тяги в том случае, если мышца была предельно растянута из напряженного состояния. Использование этого свойства является непременным условием высокоэффективной работы мышц во многих физических, в том числе и спортивных, упражнений.
Тренировка человека – это специально организованный процесс целенаправленной стимуляции развития и совершенствования определенных функций.
Тренировка заключается
в изменении состояния
При регулярном повторении одних и тех же воздействий процесс активного приспособления к ним продолжается только до определенного времени, после чего тренирующий эффект исчезает. Значит, необходимо постоянно повышать физические нагрузки в последовательных сериях тренировок, постоянно предъявляет организму все новые и новые требования.
Принято различать пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Их проявление зависит от возможностей функциональных систем организма, от их подготовленности к движениям.
СИЛА – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечного напряжения.
БЫСТРОТА – это физическое качество, характеризующее способность человека совершать двигательные действия за минимальный отрезок времени.
ВЫНОСЛИВОСТЬ – это способность человека противостоять утомлению или временному снижению работоспособности после активной деятельности, которая проявляется как в субъективных ощущениях, так и в изменениях физиологического и биомеханического характера, а также заметных биохимических сдвигах человека в организме.
ЛОВКОСТЬ – это способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательные задачи.
ГИБКОСТЬ – способность выполнять движения с большой амплитудой.
Любое оздоровительное занятие может быть организованно в разных формах, однако наиболее универсальной и эффективной является форма тренированного занятия. Такое занятие, как правило, состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Главное в подготовительной части занятия разминка, то есть функциональная настройка организма с основной физической нагрузкой. В разминку входят спокойная, умеренная ходьба, легкий бег, бег со сменой направлений и положений тела, гимнастические упражнения преимущественно на растягивание мышц и связок, упражнения на те группы мышц, которые будут задействованы в основной части занятия.
Цель разминки – обеспечить постепенное врабатывание организма. При этом важно вовлечь в работу все мышечные группы и предварительно «проиграть» основные координационные связки тех упражнений, которые будут использованы в основной части занятия. Разминка длится 20–25 мин. Однако необходимо помнить, что разминка не должна приводить к утомлению, а должна способствовать успешному врабатыванию организма.
В основной части занятия предстоит тренировочная работа разного характера. Начинать ее лучше с упражнений, требующих проявления координационных способностей. Последующие упражнения, направленные на развитие физических качеств, распределяются в такой последовательности: на быстроту, силу, скоростно-силовые, на выносливость. Основная часть занятия длится 40–50 мин.
В заключительной части занятия нужно постепенно привести организм в обычное состояние, снизив его функциональную активность. Обязательна так называемая «заминка», состоящая из 2–5 мин легкого бега трусцой и спокойной ходьбы, во время которой выполняют дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Время этой части занятия 7–10 мин.
В первый год активных физкультурных занятий их число не должно превышать трех раз в неделю. Место занятий определяется имеющимися возможностями, но лучше, конечно, если они будут проходить на открытом воздухе, в парке, на берегу водоема или на их водной глади.
Оздоровительная физическая культура
Физическая культура должна содействовать укреплению здоровья. По определению всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».
Чтобы физическая культура оказывала патологическое влияние на здоровье человека, необходимо соблюдать определенные правила:
– средства и методы должны применяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности;
– физические упражнения, нагрузки обязаны планироваться в соответствии с возможностями занимающихся;
– в процессе использования всех форм физической культуры необходимо обеспечить регулярность и единство врачебного педагогического контроля и самоконтроля.
Оздоровительная направленность физической культуры должна выполнять и профилактическую и развивающую функции. Это означает, что с помощью физического воспитания необходимо:
В настоящее время имеется целый ряд комплексов и программ физических упражнений оздоровительной направленности, которая предназначена для широкого использования. Основные их достоинства – доступность, простота реализации, эффективность.
Это прежде всего:
– контролируемые беговые нагрузки (система Купера);
– 1000 движений (система Амосова);
– 10000 шагов каждый день (система ИКАН);
– бег ради жизни (система Лирьярди);
– 30 минут спорта в день на фоне повседневной естественной физической нагрузки, учитывая правила: если можешь сидеть, а не лежать – сиди; если можешь стоять, а не сидеть – стой; если можешь двигаться – двигайся (система Мартаузи).
Постоянно появляются новые
направления оздоровительной
Занятия физическими упражнениями активизируют и совершенствуют обмен веществ, улучшают деятельность ЦНС, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, системы кровообращения. Оказывают положительное влияние на деятельность органов пищеварения и выделения, а также желёз внутренней секреции.
В оздоровительных целях рекомендуется следующий недельный объем двигательной активности:
– школьники – 14–21 ч;
– студенты – 10–14 ч;
– служащие – 6–10 ч.
По данным физиологов,
наиболее эффективны тренировки с
оздоровительной
Каждому занимающемуся необходимо знать свою нижнюю и верхнюю границы пульса:
Тренировка при ЧСС 130–140 уд/мин обеспечивает развитие общей выносливости у начинающих и её поддержание у более подготовленных.
Максимальный тренированный эффект в развитии аэробных возможностей и общей выносливости достигается при ЧСС от 144 до 160 уд/мин.
В оздоровительной тренировке для повышения физической работоспособности в молодом возрасте следует отдавать предпочтение упражнениям на различные виды выносливости.
Как же эффективнее строить подготовку,
требующую развития выносливости?
Исследования показали, что физическая нагрузка, сопровождающаяся пульсом 120–130 уд/мин, вызывает значительное увеличение систолического выброса крови и величина его составляет 90,5% от максимального.
Дальнейшее увеличение интенсивности мышечной работы до частоты пульса 180 уд/мин вызывает незначительный прирост систолического объема. Тренировка, развивающая сердце, развитие выносливости, должны проходить при ЧСС не ниже 120–130 уд/мин, см. таблицу ниже.