Теория спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:41, контрольная работа

Описание работы

Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса используются различные средства, методы, приемы и способы физического воспитания. Игровой и соревновательный методы, которые широко применяются на уроках физкультуры позволяют решать многие задачи формирования гармоничной личности, стоящие перед учителем.

Содержание

1. Соревновательный метод. Особенности его использования в спортивной тренировке.______________________________________________________3
2. Виды гибкости и их характеристика.________________________________4
3. Приведите 3-5 примера тестов для оценки уровня развития скоростно-силовых способностей спортсмена._____________________________________5
Список используемой литературы._____________________________________7

Работа содержит 1 файл

теория спорта.docx

— 24.60 Кб (Скачать)

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

 

КАФЕДРА ТЕОРИИ И  МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«Теория спорта»

 

 

 

 

 

Подготовил: студент 5 курса заочного отделения

факультета СПФ СИиЕ, группы № 151

Шилович Дмитрий Геннадьевич

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  1. Соревновательный метод. Особенности его использования в спортивной тренировке.______________________________________________________3
  2. Виды гибкости и их характеристика.________________________________4
  3. Приведите 3-5 примера тестов для оценки уровня развития скоростно-силовых способностей спортсмена._____________________________________5

Список используемой литературы._____________________________________7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Соревновательный метод. Особенности его использования в спортивной тренировке.

 

Для повышения эффективности  учебно-воспитательного процесса используются различные средства, методы, приемы и способы физического воспитания. Игровой и соревновательный методы, которые широко применяются на уроках физкультуры позволяют решать многие задачи формирования гармоничной личности, стоящие перед учителем.

Главная черта соревновательного  метода — сопоставление сил в  условиях упорядоченного соперничества  или борьбы за первенство.

Соревнование, как и игра, относится к числу наиболее распространенных общественных явлений. Оно является способом организации и стимулирования деятельности в различных сферах жизни — в производственной деятельности, в искусстве (художественные конкурсы, фестивали), в спорте и т. д. Естественно, что конкретный смысл соревнований при этом различен.

Соревновательный метод  в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой  форме. В первом случае речь идет об элементе занятия (как способ стимулирования интереса и активизации при выполнении отдельных упражнений), во втором —  об относительно самостоятельной форме  организации занятий (контрольно-зачетные, официальные спортивные и другие подобные им состязания).

Фактор соперничества  в процессе состязаний, условия их организации и проведения (официальное  определение победителя, поощрение  за достигнутые результаты, признание  значимости достижений, отсев менее  сильных при многоступенчатых соревнованиях-первенствах  и т. д.) создают особый эмоциональный  и физиологический фон, который  усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма.

На практике используются несколько методических подходов соревновательного  метода:

- выполнение соревновательным  методом подготовительных упражнений  с установкой на превышение  параметров тренировочной нагрузки (тренировочное состязание на  предельное число повторений  упражнения и т. п.);

- состязание в выполнении  эпизодически вводимых заданий,  не требующих специальной подготовки, но требующих психической мобилизации  (например, состязания в быстроте  освоения с ходу новых форм  движения или необычных сочетаний  освоенных ранее элементов);

- введение в качестве  предмета состязания частично  видоизмененных форм основного  упражнения (метание утяжеленного  снаряда, бег на дистанциях, смежных  с основной соревновательной  дистанцией, и др.);

- «смещение» соревновательной  установки с акцентом преимущественно  на качественную сторону упражнений.

Соревновательный метод  — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании  соревнований в качестве средства повышения  уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:

1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);

2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

Соревновательный метод позволяет:

— стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

— выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;

— обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

— содействовать воспитанию волевых качеств.

 

2. Виды гибкости и их характеристика.

Гибкость – это одно из пяти основных физических качеств  человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного  аппарата и способностью выполнять  движения с максимальной амплитудой. 
Существует 4 основных вида гибкости: анатомическая, активная, пассивная и резервная. 
 АНАТОМИЧЕСКАЯ ГИБКОСТЬ. Представляет собой теоретически возможную гибкость с точки зрения анатомии. Каждый человек имеет свои пределы анатомической гибкости, после достижения которой дальнейшая работа бессмысленна и даже чревата травмами. 
Зависит гибкость от многих факторов и, прежде всего, от строения суставов, эластических  
свойств связок и мышц, а также от нервной регуляции тонуса мышц.  
Любое движение человека производится благодаря подвижности в суставах. В некоторых суставах - плечевом, тазобедренном - человек обладает большой подвижностью, в других - коленном лучезапястном, голеностопном - амплитуда движений ограничена формой сустава и связочным аппаратом.  Именно форма костей определяет направление и размах движений в суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинация, пронация, вращение). 
    Анатомическая подвижность определяется путем теоретических вычислений. Благодаря рентгенограмме определяют предел возможной подвижности в суставе. Анатомическая подвижность относительно постоянна и  дает картину возможной амплитуды движений. 
    Проще говоря: это как если бы мы захотели сильно  раскрыть книгу, но есть предел  переплета, превысив который, книга порвется. 
 АКТИВНАЯ ГИБКОСТЬ. Активной называют гибкость, требующую дополнительных усилий. Она, гибкость непосредственно связана с силой мышц и  необходимостью преодоления сопротивления суставно-связочного аппарата. 
Способность выполнять движения в каком-либо суставе с большой амплитудой за счет активности 
мышечных групп, проходящих через этот сустав. Человек выполняет определенное движение самостоятельно, без посторонней помощи, используя только силу своих мышц.  Проще говоря: насколько далеко удастся, самостоятельно,  наклонится вперед, сидя с ровными ногами на полу. 
   ПАССИВНАЯ ГИБКОСТЬ. Пассивная гибкость направлена на повышение эластичности суставно-связочного аппарата. Его  плотность гораздо выше, чем плотность мышц, и человеку трудно развивать гибкость без посторонней помощи. Поэтому пассивную гибкость определяют как наибольшую амплитуду движений, которую можно достичь за счет внешних сил, создаваемых партнером, снарядом или отягощением. 
 Проще говоря: вы все еще сидите  в наклоне,  но  Вам на спину присаживается партнер. Вы опускаетесь в полную «складочку» не прилагая никаких усилий. 
   РЕЗЕРВНАЯ ГИБКОСТЬ. Это разница между активной и пассивной гибкостью. 
Проще говоря, расстояние, на которое вы опустились после того, как партнер расположился у Вас на спине.

 

3.  Тесты для оценки уровня развития скоростно-силовых способностей спортсмена.

 

Для определения уровня развития скоростно-силовых способностей и  силовой выносливости используются следующие контрольные упражнения: прыжки через скакалку, подтягивания, отжимания на параллельных брусьях, от пола или от скамейки, поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями, висы на согнутых и полусогнутых руках, подъем переворотом на высокой перекладине, прыжок в длину с места с двух ног, тройной прыжок с ноги на ногу (вариант — только на правой и только на левой ноге), поднимание и опускание прямых ног до ограничителя, прыжок вверх со взмахом и без взмаха рук (определяется высота выпрыгивания), метание набивного мяча (1 — 3 кг) из различных исходных положений двумя и одной рукой и т.д. Критериями оценки скоростно-силовых способностей и силовой выносливости служат число подтягиваний, отжиманий, время удержания определенного положения туловища, дальность метаний (бросков), прыжков и т.п. 
     По большинству из этих контрольных испытаний проведены исследования, составлены нормативы и разработаны уровни (высокий, средний, низкий), характеризующие разные силовые возможности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Матвеев Л.П.  Основы общей теории спорта  и системы подготовки спортсменов.  Киев: Олимпийская литература, 1999. 165 с.

2. Матвеев Л.П.  Основы спортивной тренировки. М.: ФиС. 1977. 188с.

3. Теория и методика  физического воспитания. / Под общей  ред. А.Д. Новикова, Л.П. Матвеева, т.1. М.: ФиС, 1967. 526 с.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Теория спорта