Теории возникновения олимпийских игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:37, реферат

Описание работы

Спорт - составная часть физической культуры, исторически сложился как особая сфера выявления и унифицированного сравнения достижений людей в определённых видах физических упражнений, уровня их физического развития. Занятия спортом являются одним из прав человека. Каждый должен иметь возможность заниматься спортом в соответствии со своими потребностями.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ
2.ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР
3. МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР. ПРОСЛАВЛЕННЫЕ ГЕРОИ
4. ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

физ-ра.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ

2.ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

3. МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР. ПРОСЛАВЛЕННЫЕ ГЕРОИ

4. ОЛИМПИЙСКИЕ  ИГРЫ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

6.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ВВЕДЕНИЕ

Физическая  культура народа является частью его  истории. Спорт - составная часть  физической культуры, исторически сложился как особая сфера выявления и  унифицированного сравнения достижений людей в определённых видах физических упражнений, уровня их физического развития. Занятия спортом являются одним из прав человека. Каждый должен иметь возможность заниматься спортом в соответствии со своими потребностями.

Олимпийские игры - это древнейшие и наиболее популярные празднества и состязания. Нет числа мифам о возникновении Олимпийских игр. Почетнейшими родоначальниками их считают богов, царей, правителей и героев. Сегодня дни олимпийских торжеств - дни всеобщего мира.

Современное олимпийское движение имеет большое  социальное значение, способствует установлению связей между спортивными организациями различных стран, объединяет миллионы спортсменов, независимо от их политических и религиозных взглядов, расовой принадлежности. История современного олимпийского движения насчитывает более 100 лет. Главными факторами, обусловившими его возникновение, были бурное развитие спорта в конце XIX в., создание на этой основе национальных и международных спортивных объединений и проведение международных встреч. Олимпийские виды спорта, имеющие многовековую историю, развились из самобытных физических упражнений, форм трудовой и военной деятельности, использовавшихся человеком в целях физического воспитания ещё в глубокой древности - бег, прыжки, метания, поднятие тяжестей, гребля, плавание и т.д. Часть видов современного спорта сформировалась в 19-20 вв. на базе самого спорта и смежных сфер культуры - игры, спортивная и художественная гимнастика, современное пятиборье, фигурное катание на коньках, спортивное ориентирование, спортивный туризм и др.; технические виды спорта - на базе развития техники: авто-, мото-, велоспорт, авиационные виды спорта, подводное плавание и др. Таким образом, актуальность данной темы сомнений не вызывает. [1]

В своей работе я написала о наиболее известных  предположениях возникновения Олимпийских игр, среди которых также имеют место легенды и мифы древней Греции.

2.ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

Существует  много неясностей о возникновении  Олимпийских игр древности. Но однозначно известно то, что родиной Олимпийских  игр является Древняя Греция, а конкретнее святилище Олимпия, которое расположено на западе Пелопоннесского полуострова. Тут в долине реки Алфей, у самого подножья горы Кронос, до сих пор зажигается огонь Олимпийских игр современности. Именно здесь все началось. [2]

По неоспоримым  приметам появление Олимпийских игр относится к IX веку до н. э. В те времена тяжелые войны разоряли греческие государства. Ифит - царь Элиды, небольшого греческого государства, на территории которого находится Олимпия - отправляется в Дельфы, чтобы посоветоваться с оракулом, как он, царь маленькой страны, может уберечь свой народ от войны и грабежа. Дельфийский оракул, предсказания и советы которого считались непогрешимыми, посоветовал Ифиту:

"Нужно, чтобы ты основал Игры, угодные богам!"

Ифит без  промедления отправляется на встречу со своим могущественным соседом - царем Спарты Ликургом. Очевидно, Ифит был хорошим дипломатом, так как Ликург решает, что отныне Элида должна быть признана нейтральным государством. И все маленькие раздробленные государства, бесконечно воюющие друг с другом, соглашаются с этим решением. Тотчас Ифит, чтобы доказать свои миролюбивые стремления и отблагодарить богов, учреждает "атлетические Игры, которые будут проходить в Олимпии каждые четыре года". Отсюда и название их - Олимпийские игры. Это произошло в 884 году до н. э.

Так в Греции установился обычай, по которому раз  в четыре года в разгар междоусобных войн все откладывали оружие в  сторону и отправлялись в Олимпию, чтобы восхищаться гармонично развитыми  атлетами и славить богов.

Олимпийские игры стали событием общенациональным, объединившим всю Грецию, в то время  как до и после них Греция являла собой множество разрозненных, враждующих между собой государств. [3]

Несмотря  на кажущуюся правдоподобность эта  версия оспаривается. Есть и совершенно другие версии. Например, следующая:

Идея проведения Олимпийских теряется во тьме веков, ведь прежде Игры проводились не только в Олимпии. Хотя соревнования в этом священном месте были самыми популярными  и самыми известными. Совершенно определенно можно сказать, что первые достоверно известные Олимпийские игры состоялись в 776 году до нашей эры. Этот год и принято считать начальной датой. Даже известно имя победителя тех Игр - Короибос. С этого имени начинается история олимпийского движения. Но в то же время есть сведения, что Олимпиада, о которой сейчас идет речь, была уже двадцать седьмой по счету. Так, история Игр слишком древняя, чтобы точно узнать ее истоки.

Олимпийцами могли стать только греки по происхождению, причем только свободные люди и только мужчины. Соревнования проходили необыкновенно упорно, а главное – честно. Победители, олимпионики, награждались оливковой ветвью или лавровым венком. Их ждала бессмертная слава не только в своем родном городе, но и во всем греческом мире. Кроме Короибоса до нас дошли имена еще нескольких великих чемпионов. Например, ставший почти легендарным Милон из города Кротона (то была греческая колония на юге Италии). Он был учеником великого Пифагора, что уже само по себе о многом говорит. На Играх Олимпиады Милон завоевал семь лавровых венков, причем все – в соревнованиях по борьбе. Семейство некоего Диагора с острова Родос – он сам, его сыновья, а потом и внуки выступали на Олимпийских играх более восьмидесяти лет! Они приняли участие в двадцати Играх! И завоевали для своего солнечного острова девять лавровых венков. И все же наиболее прославленным героем древних олимпийских соревнований был Леонидас – тоже с Родоса. Этот великий атлет двадцать раз побеждал в соревнованиях по бегу!

Греки видели в Играх Олимпиады не только чисто спортивные соревнования. Поэты здесь читали стихи, ораторы состязались в искусстве красноречия, а музыканты исполняли свои лучшие произведения.

Такую прекрасную вещь, как Игры, могли, по мнению язычников, придумать только боги. Древние греки создали множество прекрасных легенд, рассказывающих о том, как появились Олимпийские игры. [4]

3. МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ  ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОЛИМПИЙСКИХ  ИГР. ПРОСЛАВЛЕННЫЕ ГЕРОИ

До нас дошло множество  легенд и мифов о возникновении  Олимпийских игр, персонажи которых были боги и герои (почитавшиеся древние греки). Итак, вот некоторые из этих легенд:

Легенда о Пелопсе.

 

 Одной из древнейших является легенда о Пелопсе, которую упоминают древнегреческий поэт Пиндар и древнеримский поэт Овидий в своих "Метаморфозах". В этой легенде рассказывается, что Пелопс, сын Тантала[1], после того как царь Трои Ил завоевал его родной город Сипил, покинул родину и отправился к берегам Греции. На самом юге Греции он нашел полуостров и поселился на нем. С тех пор этот полуостров стали называть Пелопоннесом. Однажды увидел Пелопс красавицу Гиподамию - дочь Эномая. Эномай был царем Писы, города, расположенного на северо-западе Пелопоннеса, в долине реки Алфей. Пелопс влюбился в прекрасную дочь Эномая и решил просить у царя ее руки.

Но это  оказалось делом не таким уж легким. Дело в том, что оракул предсказал Эномаю гибель от руки мужа его дочери. Чтобы предотвратить такую судьбу Эномай решил вообще не выдавать дочь замуж. Но как это сделать? Как отказывать всем претендентам на руку Гиподамии? Много достойных женихов сваталось за красавицу царевну. Отказывать всем без причины Эномай не мог: это бы их оскорбляло – и придумал жестокое условие: он отдаст Гиподамию в жены лишь тому, кто победит его в состязании на колеснице, но если он окажется победителем, то побежденный должен поплатиться жизнью. Во всей Греции не было равных Эномаю в искусстве управлять колесницей, да и кони его были быстрее ветра.

Страх лишиться жизни, погибнув от руки жестокого Эномая, не останавливал героев Греции. Один за другим приходили во дворец Эномая молодые люди, не боявшиеся лишиться жизни, лишь бы получить в жены прекрасную Гиподамию. И всех их убил Эномай, а чтоб неповадно другим было приходить свататься, прибил головы погибших к дверям дворца. Но это не остановило Пелопса. Сурово принял его Эномай и сказал ему:

«Ты хочешь получить в  жены дочь мою Гиподамию? Разве не видел ты, сколько славных героев сложило за нее головы в опасном состязании? Смотри, не избежишь и ты их участи!»

«Не страшит меня участь погибших героев, - ответил царю Пелопс, - я верю, помогут мне боги Олимпа! С их помощью получу я в жены Гиподамию».

Жестокая улыбка зазмеилась на устах Эномая, много раз он слыхал подобные речи.

«Слушай же, Пелопс, - сказал он, - вот условия состязания: путь лежит от города Писы через весь Пелопоннес до самого Истма[2], кончается он у жертвенника властителя морей Посейдона; этот жертвенник находится недалеко от Коринфа. Если ты первый достигнешь жертвенника, то ты победил, но горе тебе, если я настигну тебя с пути! Тогда пронзит тебя мое копье, как пронзило оно уже многих героев, и ты бесславно сойдешь в мрачное царство Аида. Я дам тебе лишь одно снисхождение, его давал я и всем другим: ты тронешься в путь раньше меня, я же принесу прежде жертву великому громовержцу и только тогда взойду на колесницу. Спеши же проехать как можно больше пути, пока я буду приносить жертву».

Пелопс ушел от Эномая. Он видел, что только хитростью удастся  ему победить жестокого царя. Пелопс сумел найти себе помощника. Он тайно  пошел к возничему Эномая Миртилу, сыну Гермеса[3], и попросил его, обещая богатые дары, не вставлять чеки в оси, чтобы соскочили колеса с колесницы Эномая и задержало бы это царя в пути. Долго колебался Миртил, но, наконец, Пелопс соблазнил его богатыми дарами, и Миртил обещал ему сделать то, о чем он просил.

Настало утро. Позолотила восходящая розоперстая Эос[4] небесный свод. Вот уже и показался на небе и лучезарный Гелиос[5] на своей золотой колеснице. Сейчас начнется состязание. Обратился Пелопс к великому колебателю земли Посейдону, прося его о помощи, и вскочил в колесницу. Царь Эномай подошел к жертвеннику Зевса и дал знак Пелопсу, что он может трогаться в путь. Пелопс погнал коней во весь опор. Гремят по камням колеса его колесницы. Как птицы несутся кони. Быстро скрывается в облаке пыли Пелопс. Гонит его любовь к Гипподамии и страх за свою жизнь. Вот далеко за ним послышался грохот колесницы Эномая. Настигает царь Писы сына Тантала. Как буря несутся кони царя, вихрем крутится пыль от колес колесницы. Ударил хлыстом по коням Пелопс, еще быстрее понеслись они. Воздух свистит в ушах Пелопса от бешеного бега коней, но разве уйти ему от коней Эномая: ведь кони царя быстрее Северного ветра! Все ближе и ближе Эномай. Пелопс уже чувствует за спиной горячее дыхание коней Эномая, уже видит, чуть оглянувшись, как с торжествующим смехом царь замахнулся копьем. Взмолился Пелопс Посейдону, и властитель безбрежного моря услыхал его. Колеса с осей колесницы Эномая соскочили, колесница опрокинулась, и упал на землю жестокосердный царь Писы. Насмерть разбился Эномай при падении, мрак смерти покрыл его очи.

С торжеством возвратился  Пелопс в Пису, взял в жены прекрасную Гиподамию, завладел всем царством Эномая и в честь своей победы устроил в Олимпии спортивный праздник, который решил повторять раз в четыре года.

Но потом к Пелопсу  пришел Миртил и потребовал себе в  награду полцарства. Пелопса обуяла жадность, и он решил не отдавать полцарства Миртилу. С помощью коварства заманил его на берег моря и столкнул со скалы в бурные волны. Падая, возничий Эномая проклял Пелопса и все его потомство. С тех пор потомков Пелопса преследовали неисчислимые беды, а своими злодеяниями они навлекли кару богов.

Если к этой истории  прибавить печально известного Тантала  и его внуков Атрея и Фиеста, совершивших страшные злодеяния, то вряд ли эта легенда о возникновении  Олимпийских игр была очень популярна  в Древней Греции. Слишком был порочен род Тантала, чтобы носить честь учредителей Олимпийских игр. Не могли же греки отдать ее такому негодяю, как Пелопс, к тому же нечестно выигравшему состязание. [5]

Победа  Зевса над Кроном.

 

 Другие легенды утверждают, что в Олимпии около могилы Крона, отца Зевса, состоялись соревнования по бегу. И будто бы их организовал сам Зевс, который таким образом отпраздновал победу над своим отцом, сделавшую его властелином мира. Когда могучий Зевс-громовержец победил в смертельной схватке своего отца Кроноса,. Зевс освободил их и повелел в честь этого события проводить игры, которые называли Олимпийскими. [6]

 

Самой популярной в древности была легенда, о которой упоминает в своих песнях в честь победителей Олимпийских игр Пиндар. По этой легенде Игры основал Геракл после свершения своего шестого подвига - очищения скотного двора Авгия, царя Элиды. Авгий обладал неисчислимыми богатствами. Особенно многочисленны были его стада. Геракл предложил Авгию очистить в один день весь его громадный двор, если он согласится отдать ему десятую часть своих стад. Авгий согласился, считая, что такую работу выполнить в один день просто невозвожно. Геракл сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвел в него воду реки Алфей. Вода в один день унесла весь навоз со скотоного двора, и Геракл снова сложил стены. Когда Геракл пришел к Авгию требовать награды, царь не дал ему ничего, да еще и выгнал его. 
Геракл страшно отомстил царю Элиды. С большим войском он вторгся в Элиде, победил в кровопролитной битве Авгия и убил его смертоносной стрелой. После победы собрал Геракл войско и всю добычу у города Писы, принес жертвы олимпийским богам и учредил Олимпийские игры, которые проводились с тех пор каждые четыре года на священной равнине, обсаженной самим Гераклом оливами, посвященными богине Афине Палладе.[7] 

Информация о работе Теории возникновения олимпийских игр