Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 02:19, реферат
Перестройка высшей школы в сфере физической культуры и спорта, предусматривающая с 1985 г. коренное улучшение качества профессиональной подготовки специалистов почти не продвигается вперед, а во многих отношениях сделан шаг назад. Основными действующими лицами в реализации потенциала физической культуры являются специалисты — выпускники вузов и факультетов физической культуры. Следовательно, решение данной проблемы неразрывно связано с совершенствованием качества профессионального физкультурного образования.
Введение.
Глава 1. Современные тенденции подготовки специалистов в области физической культуры.
Глава 2. Мировой опыт подготовки специалистов по физической культуре в зарубежных странах.
Список литературы.
- доходы от оказания спортивных, физкультурных, рекреационных, оздоровительных и реабилитационных, досуговых и других услуг массам населения.
Отметим,
что затронутые и сформулированные
выше вопросы и предложения о
путях совершенствования
Глава 2. Мировой опыт подготовки специалистов по физической культуре в зарубежных странах.
Главную роль в
функционировании образовательных
систем исполняет преподаватель. Его
профессиональная компетенция, его
мотивация и представление об
эффективности физического
В странах Восточной Европы в связи с произошедшими социальными преобразованиями актуализировалась проблема модернизации подготовки специалистов высшей квалификации в гуманитарной области. Данное положение касается и профессионализма в сфере физической культуры. За это время в России проведен ряд аналитических [2, 6 и др.] и экспериментальных исследований, направленных на совершенствование организационных и методических компонентов процесса профессионального физкультурного образования [3, 5, 9, 10 и др.].
W. Dufor [15] провел сравнительные исследования более чем в 60 вузах 22 европейских стран, готовящих педагогические кадры в области физической культуры. Сопоставление полученных данных с результатами исследования, проведенного по поручению Международной федерации физического воспитания и ЮНЕСКО в 1976 г., позволило выявить европейские проблемы, ориентиры и тенденцию в подготовке специалистов, которые выглядят следующим образом:
- в большинстве
европейских стран имеются
- необходима
гарантия обеспечения
- традиционные программные блоки включают естественные, биологические, гуманитарные науки, педагогику физического воспитания, разные формы спортивной и рекреационной активности, а также специализацию. Соотношения между этими блоками весьма различны;
- по сравнению с результатами исследований 1976 г. уменьшается количество учебных заведений, готовящих только специалистов по физическому воспитанию. Очевидной становится тенденция интеграции самостоятельных учебных учреждений с университетами в качестве факультетов;
- большинство программ ориентировано на четырехлетний срок образования или 3500 учебных часов;
- соотношение теории и практики в 1970г. было следующим: 38% - теория, 62 - практика; в 1993г., соответственно - 57 и 43%. В теоретических науках в равных долях представлены блок естественных и биологических дисциплин, гуманитарные науки и педагогика физического воспитания;
- большинство
стран предлагают обучение по
двум специальностям, сокращая программу
по курсу физического
- ряд вузов
предлагают образование по
- почти все европейские страны предлагают факультеты или специальности на выбор, например рекреация, управление в сфере физической культуры, спортивный тренер, фитнес и др.
В мировой
практике сферы рекреации и туризма
сложилась потребность в
1) менеджер
рекреации и туризма,
2) экономист (финансовый менеджер), обеспечивающий
бизнес-планирование и организацию коммерческой,
предпринимательской деятельности на
рекреационных комплексах, в учреждениях
и др.;
3) аниматор, или так называемый "организатор,
менеджер рекреационного спорта и туризма"
- специалист по организации и разработке
программ рекреационно-оздоровительных
и реабилитационных мероприятий в процессе
рекреационной и туристской деятельности,
в туристских группах, учреждениях санаторно-
4) специалист (инструктор-методист, тренер,
преподаватель, педагог туристско-краеведческого
профиля, гид-инструктор, гид-проводник
и др.), отвечающий за разработку и реализацию
специальных циклов рекреационных и туристских
занятий;
5) специалист по культурно-познавательному
туризму, экскурсоведению, музееведению.
Как видно, речь идет о многопрофильной подготовке высокообразованных и высококвалифицированных специалистов для сферы рекреации и туризма. В связи с этим, если следовать логике смыслового содержания слова "университет" (в переводе означает "совокупность"), обычно понимаемого как сочетание гуманитарного и естественного знаний, то подготовка таких специалистов наиболее полно может осуществляться именно в рамках традиционного университетского образования.
Сегодня уже стало ясно, что попытки слепого копирования зарубежных подходов к образованию и внедрения их в жизнь российского общества, причем на фоне забвения накопленного отечественного опыта, а также пренебрежение ценностями предыдущих поколений, исторических социокультурных традиций страны оказались бесперспективными.
Новая
европейская действительность, в том
числе возможности свободного перемещения
специалистов в рамках государств Европейского
Союза, требуют новых подходов к регулированию
рынка труда. Следовательно, необходимой
становится разработка профессионального
сертификата, признаваемого всеми членами
Европейского Союза. С 1995 г. в рамках программы
"Сократ" под руководством Willa Laporte
проводились работы по созданию европейской
модели программы подготовки педагогических
кадров, а также (совместно с Европейским
обществом физического воспитания) программы
профессионального европейского сертификата.
На основании проделанного анализа предложена
унифицированная "Европейская модель"
учебных планов для профессионального
образования в сфере физической культуры,
где отражены количество учебных часов
(среднее) по отдельным блокам и дисциплинам,
а также частота наличия отдельных дисциплин
в учебных планах 60 вузов Европы (см. таблицу).
В рамках данной модели планируется введение
единой системы балльной оценки (EСTS). Баллы
EСTS - это оценка количества труда студента
(самостоятельной и аудиторной работы)
с учетом значимости отдельной учебной
дисциплины. Условия перевода студента
с курса на курс предусматривают получение
им определенного количества баллов и
выполнение программных условий. Как оптимальный
вариант предлагается сумма в 60 баллов,
которую должен набрать студент в течение
учебного года. Система EСTS упрощает процедуру
переводов студентов из одного учебного
заведения в другое в рамках государств,
входящих в Европейский Союз. При наличии
необходимой суммы баллов студент при
переводе в другое учебное заведение освобождается
от необходимости ликвидации имеющейся
разницы в учебных программах вузов.
Список литературы.
Информация о работе Тенденции и мировой опыт подготовки специалистов в области физической культуры