Техника совершенствования штрафного броска у баскетболистов 16-17 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:21, курсовая работа

Описание работы

Описание методики совершенствования штрафного броска.
Задачи исследования:
1. Определить задачи совершенствования техники выполнения штраф-ного броска.
2. Рассмотреть эффективные средства и методы совершенствования техники штрафного броска у баскетболистов 16-17 лет.

Содержание

Введение ……………………………………………….………
Техника выполнения штрафного броска в баскетболе …
Совокупность действий спортсмена при выполнении штрафного броска ………………………………………………
Задачи совершенствования техники выполнения штрафного броска и развития двигательных качеств ……………………
Средства и методы совершенствования техники штрафных бросков ………………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………
Список литературы ………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Данил Жуков.doc

— 191.00 Кб (Скачать)
>       - Просовывать руку через корзину  снизу и касаться мяча.

       - Касаться мяча, корзины или щита  до тех пор, пока сохраняется  возможность попадания мяча в корзину во время любого штрафного броска, за которым должен последовать следующий штрафной бросок (броски).

       - Оставлять свои места, как только  мяч стал живым при пробитии  штрафного броска, до тех пор,  пока мяч не покинул руку  игрока, выполняющего штрафной бросок [Д.Д. Донской, 1998]. 

1.2. Задачи совершенствования техники выполнения штрафного броска

       Броски  по кольцу - важнейший технический  элемент игры, конечная цель всех действий на площадке. 

       Игроки  любого класса обычно уделяют тренировке бросков наибольшее внимание и работают над ними особенно тщательно. В задачу тренера входит направление этой работы, ее дозировка и исправление технических ошибок. Тренер вместе с игроком определяет оптимальный способ броска, исходя из физических возможностей, двигательных навыков и психологических особенностей игрока. После этого начинается сложная и очень важная работа по отработке технического исполнения броска, доведения его до совершенства.  
Броски различаются по типу их исполнения: одной или двумя руками; по способу исполнения: с места, в прыжке, в движении, после прохода, после обманного движения, крюком, полукрюком, броском сверху; по расстоянию от кольца: ближние (0-3 м), средние (3-5 м) и дальние (из-за линии радиусом 6,25 м), или трехочковые броски [Е.Р. Яхонтов, 1978].

       Тренировать броски по кольцу можно индивидуально, без сопротивления, с пассивным сопротивлением (используя стул, манекен-чучело), с активным сопротивлением защитников, в парах, тройках, группах, в состоянии утомления и психологического напряжения.Начинать тренировку бросков лучше всего с расстояния в 1,5-2 м, направляя мяч в кольцо так, чтобы он проходил сквозь него, не касаясь дужек. В качестве инвентаря можно использовать обыкновенный стул - броски выполняются стоя на стуле, сидя, стоя на коленях. Затем расстояние до щита увеличивается, игрок постепенно отходит от кольца на свои обычные позиции для атаки [К.В. Суетнов, 1985]. 

       Точность  броска зависит прежде всего от техники - доведенной до автоматизма, стабильной и рациональной, а также от психологических свойств - смелости и уверенности в своих действиях, собранности, умения противостоять сопернику. 

       Поставить правильный в техническом отношении  бросок необходимо в самой ранней стадии обучения, поскольку исправлять ошибки в технике броска значительно  сложнее, чем сразу обучить правильному выполнению его. Игрокам полезно постоянно просматривать кинопрограммы лучших снайперов, с тем чтобы учиться правильной постановке кисти, положению рук, ног, корпуса, выполнению прыжка. Еще полезнее увидеть действия известного снайпера на тренировке, когда он совершает бросок по кольцу. Хорошо, если тренер сам может продемонстрировать правильное выполнение броска, но еще важнее, если он подмечает все технические ошибки учеников и умеет их исправлять.  
Ценный опыт можно получить, наблюдая, как бросают по кольцу лучшие игроки НБА, России, Латвии и других стран, даже если смотреть их игру не на площадке, а по телевидению [В.В. Лысенко, 1997]. 

       Очень часто знаменитый снайпер становится кумиром для начинающего игрока и, пожалуй, подражание кумиру - один из успешных путей к достижению цели: приобретению навыков стабильного и точного броска.

       При совершенствовании техники штрафных бросков тренер должны придерживаться некоторых указаний:

       - Развивайте уверенность в исполнении  штрафных бросков постепенно  и в течение длительного времени. Игрокам необходимо начинать совершенствовать исполнение броска в тренировках как можно раньше и в течение всего сезона. Это делается с помощью серийного исполнения штрафных бросков, в результате которого они и совершенствуют свою технику.

       - Научите игроков концентрироваться  на каждом броске, используя позитивные мысли, например о том, что заставляете оппонентов расплачиваться за каждое нарушение правил игры, думать о корзине (бросках, когда мяч падает только в корзину) и видеть, как колышется сетка, когда мяч проходит через нее. Позитивное отношение к броскам вырабатывается при похвале за успешные броски и оценке неточных бросков. Бросающий игрок абстрагируется от всех негативных мыслей и пользуется только позитивными. Уверенность игрока развивается из основ правильной техники [Н.В. Полянцева, 1990].

       Штрафные  броски могут быть улучшены, если действовать  в соответствии со следующими предложениями:

       - Сохранять движения простыми и однообразными.

       - Начинать исполнение на одном месте – стопа на «ямке для ногтя» в полу.

       - Начинать и держать вес тела чуть впереди, оставаясь в положении броска.

       - Разработать ритуал исполнения: дыхание, большой палец – в желобок, средний палец – на отверстие для надувания мяча.

       - Фокусировать свое внимание на внутренней части кольца и на сетке.

       - Направлять взгляд на цель.

       - Выдержать паузу в исходном положении.

       - Выпустить мяч высоко и удерживать конечное положение проводки, пока мяч не проскользнет сквозь сетку (направить кисть в корзину).

    - Уравновешивающую кисть, не участвующую в броске, отвести от мяча, при этом оставив выпрямленной руку в локте [А.И. Лебедев, 2007].

       Наряду  с физическим совершенствованием, при  подготовке баскетболистов и баскетболисток 16-17 летнего возраста надо стремиться к постоянному совершенствованию техники, тактики и игрового мастерства. Этого можно достигнуть посредством расширения арсенала изучаемых технических приемов и повышением требований к улучшению качества их выполнения и к усилению противоборства [Д.Д. Донской, 1998; Ю. М. Портнов, 1997].

       В этот период решаются следующие конкретные задачи:

       1. Расширение двигательной подготовки  спортсменов за счет использования средств атлетической подготовки и совершенствование специальных физических качеств, необходимых баскетболисту.

       2. Совершенствование техники за счет овладения новой техникой, свободного сочетания различных приемов, приспособление техники к индивидуальным способностям спортсмена

       3. Закрепление игровых функций  и совершенствование игровых  навыков.

       4. Приобретение игрового опыта путем систематического участия в соревнованиях различного масштаба.

       5. Повышение эффективности техники  и улучшение тактических взаимодействий. 

1.3. Средства и методы совершенствования

техники штрафных бросков

       Наряду  с физическим совершенствованием, при подготовке баскетболистов и баскетболисток 15-16 летнего возраста надо стремиться к постоянному совершенствованию техники, тактики и игрового мастерства. Этого можно достигнуть посредством расширения арсенала изучаемых технических приемов и повышением требований к улучшению качества их выполнения и к усилению противоборства [Р.Джон, 1997; Б.И. Туркунов, 1993; Краузе, В. Джерри, 2006].

       В этот период решаются следующие конкретные задачи:

       1. Расширение двигательной подготовки  спортсменов за счет использования средств атлетической подготовки и совершенствование специальных физических качеств, необходимых баскетболисту.

       2. Совершенствование техники за счет овладения новой техникой, свободного сочетания различных приемов, приспособление техники к индивидуальным способностям спортсмена

       3. Закрепление игровых функций и совершенствование игровых навыков.

       4. Приобретение игрового опыта путем систематического участия в соревнованиях различного масштаба.

       5. Повышение эффективности техники и улучшение тактических взаимодействий.

       Методика  совершенствования предусматривает  целый комплекс мер по созданию оптимальных  условий для решения образовательных  задач:

       - отбор доступных и наиболее  результативных методов и средств  обучения, нормирование нагрузок;

       - рациональная организация занимающихся на тренировке;

       - выбор рабочего места тренером в ходе проведения занятий, грамотное использование им терминологии, команд и указаний;

       - создание соответствующего эмоционального  фона тренировки;

        -своевременное исправление ошибок  благодаря применению эффективных методических приемов и индивидуальному подходу к спортсменам и т.д. [С.А. Белов, 1984; В.В. Иванов, 2003]

       Эффективность процесса определяется уровнем его  организации. На занятиях по баскетболу можно использовать несколько методов организации занимающихся: фронтальный, поточный, проходной, групповой, метод круговой тренировки и индивидуальных заданий [В.И. Андреев, 1988].

       Успешность  процесса в целом зависит от умения тренера построить каждую тренировку, руководствуясь соответствующими принципами обучения и используя адекватные средства, методы совершенствования и организации занимающихся. Наибольший эффект дает их рациональное сочетание и варьирование с учетом результативности предыдущих этапов и особенностей предстоящей деятельности с конкретным контингентом занимающихся.

       Для развития навыков с целью повышения  результативности при выполнении штрафных рекомендуют следующие методические приемы [З.М. Хромаев, 2002]:

       1) Выполнение по 100 штрафных бросков  на каждом тренировочном занятии;

       2) Выполнение штрафных бросков  временными отрезами (за 5, 10, 15 минут).

       3) Лично-командные соревнования по  штрафным броскам;

       4) Выполнение штрафных бросков  после различных игровых приемов:  бросков с игры, ведение мяча  и т.д.

       Большинство упражнений, используемых при совершенствовании техники довольно сложны. Необходим правильный показ. Практика показывает, что одноразовая демонстрация элемента недостаточна. Неплохо привлекать для показа сложных элементов игроков по баскетболу более высокого уровня. Преподаватель может успешно решать поставленные задачи, применяя различные методические приемы и рациональные способы организации. При этом необходимо решить две задачи: повысить качество обучения и достичь оптимальной физической нагрузки на занятии.

       При совершенствовании, естественно, необходимо сочетание разнообразных задач и большое внимание уделять интегральной подготовке.

       Ниже  приведена примерная последовательность изучения элементов баскетбола. В  зависимости от условий работы преподаватель  на основе этой последовательности может сам подобрать разнообразные упражнения и эстафеты для овладения техническими приемами и применения их на большой скорости [В.А. Данилов, 1996; И.П. Ратов, 2005].

       Значимость  точных бросков со штрафной линии  трудно переоценить, особенно после ввода новых правил (появление ситуации 1 + 1). Однако игроки самостоятельно тренируют штрафные броски крайне неохотно. Организация такой тренировки - одна из важных забот тренера.

       Удобнее всего заниматься отработкой штрафных бросков в парах или тройках, а если в зале есть кольца с возвращающим желобом, то индивидуально. 

       При выполнении штрафного броска следует  соблюдать следующие правила: 

       • расслабить тело (особенно - руки и кисти) и одновременно сосредоточить внимание на цели; 

       • принять правильную стойку; 

Информация о работе Техника совершенствования штрафного броска у баскетболистов 16-17 лет