Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 17:14, реферат
Метания спортивных снарядов в легкой атлетике производятся на дальность. Результат метаний зависит от умений спортсмена, силы и быстроты его движений. Метания выполняются различными способами: из-за головы (мяч, граната, копье), с поворотом (диск, молот), толканием (ядро). Спортивные снаряды для метаний имеют определенную массу и форму, применяются с учетом пола и возраста занимающихся.
На дальность полета снарядов влияют следующие факторы: начальная скорость вылета снаряда; угол вылета; высота точки, в которой снаряд покидает руку; сопротивление воздушной среды.
Реферат
на тему:
“Техника метания
малого мяча”
Подготовила ученица
10”В” класса
лицея Им. И. Вазова
Градескова Юлия
2013г
Одним из средств физического развития и специальной подготовки школьников и молодежи является метание малых мячей. Это метание по технике исполнения в значительной степени сходно с техникой метания копья. Поэтому на начальном этапе обучения метание мячей становится эффективным средством, используемым для освоения техники данного вида.
Метание снарядов.
Метания спортивных снарядов в легкой
атлетике производятся на дальность. Результат
метаний зависит от умений спортсмена,
силы и быстроты его движений. Метания
выполняются различными способами: из-за
головы (мяч, граната, копье), с поворотом
(диск, молот), толканием (ядро). Спортивные
снаряды для метаний имеют определенную
массу и форму, применяются с учетом пола
и возраста занимающихся.
На дальность полета снарядов влияют следующие
факторы: начальная скорость вылета снаряда;
угол вылета; высота точки, в которой снаряд
покидает руку; сопротивление воздушной
среды.
Начальная скорость вылета снаряда зависит
от усилия, приложенного метателем к снаряду,
от длины пути, пройденного снарядом в
руке метателя, и от времени, за которое
снаряд проходит этот путь. Чем больше
путь и меньше время приложения усилия,
тем выше начальная скорость вылета снаряда.
Предварительная скорость снаряда создается
при помощи разбега, поворота, скачка метателя.
Это достигается «обгоном» снаряда в заключительной
части разбега. Дискоболы такой «обгон»
выполняют в процессе поворота, метатели
копья и гранаты - в разбеге, толкатели
ядра - в скачке.
Уменьшение времени воздействия метателя
на снаряд при постоянном пути зависит
от силы метателя и скорости, с которой
он воздействует на снаряд. Поэтому одна
из главных задач тренировки метателя
состоит в совершенствовании силы и быстроты.
Увеличив скорость снаряда до предела,
метатель в заключительной части движения
(разбега, поворота, скачка) производит
дополнительное усилие и выпускает снаряд
под определенным углом к горизонту.
Угол вылета снаряда имеет большое влияние
на результат. Теоретически наибольшая
дальность полета может быть достигнута
при угле вылета 45°. На практике угол вылета,
как правило, несколько меньше (от 30 до
43°).
Высота точки вылета снаряда зависит от
длины тела метателя и длины его рук. Значительного
влияния на результат она не имеет.
Сопротивление воздушной среды уменьшает
горизонтальную скорость и дальность
полета снаряда. Для снарядов, имеющих
планирующую форму (диск, копье), сопротивление
воздуха может играть и некоторую положительную
роль. Как известно, воздушная среда в
этих случаях создает подъемную силу,
которая увеличивает время, а следовательно,
и дальность полета снаряда. На результат
в метании тяжелых снарядов (молот, ядро)
воздушная среда оказывает незначительное
влияние.
Техника
метания малого мяча.
Держание
снаряда.
Снаряд держится над плечом чуть выше
уровня головы, причем локтевой сустав
не должен быть ниже уровня плечевого,
а угол между плечом и предплечьем должен
быть более 90°. Такое положение метающей
руки считается наиболее эффективным
перед выполнением второй части разбега
– подготовки к броску.
Разбег .
Разбег совершается равномерно ускоренно
легким пружинистым шагом, при этом спортсмен
контролирует положение снаряда и метающей
руки. Длина разбега может колебаться
и зависит от индивидуальных особенностей
метателя. В метаниях малого мяча – разбег
до 20 м.
Разбег условно можно разделить на две
части. Первая часть (6–12 беговых шагов)
разбега проводится с целью приобретения
метателем первоначальной скорости, вторая
(4–6 бросковых шагов) – подготовка к броску.
Для сохранения скрестной работы ног и
рук в разбеге спортсмен с шагом правой
ноги выполняет незначительное движение
назад кисти со снарядом.
Разбег до начала отведения снаряда выполняется
на передней части стопы со слегка наклоненным
вперед туловищем. Вторая часть разбега
называется подготовкой к броску (финальному
усилию) и выполняется бросковыми шагами
с незначительным ускорением, активно
отводя снаряд назад. Обычно начало отведения
снаряда отмечается на дорожке разбега
контрольной отметкой.
В практике существует несколько способов
отведения снаряда в момент выполнения
бросковых шагов, но все они направлены
на обгон нижней частью тела (ноги) верхних.
Это необходимо для увеличения пути приложения
силы к снаряду – одного из основных факторов,
влияющих на результат в метаниях. Школьники
успешно осваивают отведение снаряда
назад от плеча с одновременным поворотом
плеча боком в направлении метания.
Однако при метаниях малого мяча более
эффективным и широко распространенным
является отведение снаряда от плеча «прямо-назад».
Отведение кисти со снарядом от плеча
прямо назад облегчает сохранение общего
прямолинейного продвижения метателя
по разбегу. Отведение снаряда способом
вперед-вниз-назад позволяет четче контролировать
своевременность движений руки со снарядом
относительно центра тяжести тела и является
более динамичным замахом, что немаловажно
для увеличения пути приложения силы к
снаряду.
Стремясь к созданию высокой (но не максимальной)
скорости в разбеге, не следует допускать
излишнего напряжения мышц тела, в противном
случае это приводит к нарушению необходимого
контроля за своими действиями и создает
дополнительные трудности для выполнения
следующей, наиболее ответственной, части
движения.
Скорость разбега метателя является его
индивидуальной особенностью, соответствующей
его физической и технической подготовленности.
В заключительной части разбега в момент
выполнения бросковых шагов, связанных
с отведением снаряда и принятием удобного
положения для выполнения финального
воздействия на снаряд, важно правильное
выполнение предпоследнего из бросковых
шагов, так называемого «скрестного шага».
Увеличивая скорость его выполнения, метатель
создает условия для перехода к броску
без остановки, что значительно повысит
скорость воздействия на снаряд в финальном
усилии. Это осуществляется быстрым отталкиванием
стопой левой ноги, способствующим ускоренному
выносу стопы правой ноги, обгону нижними
частями тела верхних и облегчает отклонение
туловища в правую сторону.
При выполнении «скрестного шага» необходимо
следить за последовательностью и согласованностью
действий всех частей тела метателя. Приземляясь
на стопу слегка развернутой наружу (25–40°)
ноги, что создает впечатление «скрестного
шага», метатель должен быть убежден в
полном отведении снаряда метающей рукой.
Такая постановка стопы с некоторым поворотом
наружу вызовет незначительный поворот
таза, но следует помнить, что этот поворот
должен быть необходим.
В исходном положении для броска ученик
оказывается на слегка согнутой правой
ноге, сохраняя положение с выведенным
вперед тазом. Носок стопы правой ноги
слегка развернут наружу, туловище повернуто
левым боком по направлению к метанию,
правая рука со снарядом отведена назад
и в локтевом суставе прямая; левая рука,
согнутая в локте, находится перед грудью,
создавая натяжение мышц левой стороны
туловища. В этот момент рука со снарядом
и ось плеч составляют почти прямую линию,
тяжесть тела находится в основном на
правой ноге, левая нога внутренней стороной
стопы касается грунта, прямая в коленном
суставе.
Финальное
усилие
Бросок начинается с поворотом стопы правой
ноги пяткой наружу с одновременным разгибанием
ноги в колене. Это разгибание продвигает
вперед-вверх таз, опережая плечи. Одновременно
кисть метающей руки поворачивается ладонью
вверх, поворачивая руку в плечевом суставе
и сгибаясь в локтевом. В результате этих
действий оптимально растягиваются группы
мышц передней части туловища, передней
части бедра правой ноги и плеча правой
руки со снарядом, и метатель оказывается
в положении «натянутого лука». Из этого
положения правая нога продолжает распрямляться
в колене и стопе, левая, упираясь в грунт,
способствует продвижению таза вверх-вперед
и сохраняет натяжение мышц всего тела.
Метатель полностью повернулся грудью
вперед, из этого положения метающая рука
со снарядом двигается через плечо мимо
уха, еще более сгибаясь в локтевом суставе,
оставляя предплечье и кисть со снарядом
как бы волочащимся сзади. Эти действия
метателя значительно влияют на увеличение
пути приложения силы к снаряду, а значит,
и начальной скорости его вылета.
Одновременно с движением тела метателя
вперед-вверх левая рука начинает движение
локтем назад ладонью наружу, способствуя
продвижению вперед туловища. Необходимо
контролировать положение руки со снарядом
над плечом. Это способствует использованию
крупных групп мышц всего тела в необходимом
прямолинейном воздействии на снаряд
в финальном усилии. При приближении локтя
метающей руки к уху плечи закончили поворот
в направлении метания и начинают резкое
движение вперед. Метающая рука, проходя
над плечом, выпрямляется в локтевом суставе.
Прочно упираясь стопой левой ноги в грунт,
метатель завершает движение туловища
хлестообразным движением кисти со снарядом.
Метатель по инерции поворачивается правым
боком по направлению метания, тем самым
увеличивая путь воздействия на снаряд.
Отклонение туловища метателя влево от
направления метания, сгибание левой ноги
в колене в момент выпуска снаряда – грубые
ошибки, ведущие к уменьшению пути приложения
силы к снаряду, а значит, к уменьшению
начальной скорости вылета снаряда. Движение
тела вперед после выпуска снаряда гасится
перескоком с левой ноги на правую с поворотом
ее под углом примерно 45° и сгибанием в
коленном суставе с тем, чтобы не пересечь
линию, ограничивающую коридор для разбега
метателя.