Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:06, реферат
Тактика является основным содержанием деятельности футболистов во время игры и важнейшим фактором, который при примерно равных показателях физической, технической и морально-волевой подготовленности двух команд обеспечивает победу одной из них.
При обучении и совершенствовании тактических действий преобладают игровые упражнения 3х2, 4х3, 4х2, 5х4 (в кругу, квадрате, прямоугольнике различных размеров). С помощью этих упражнений занимающиеся приобретают умение правильно выбирать место, организовать защиту против численно превосходящего соперника, совершенствуют взаимопонимание между игроками. Размеры круга, квадрата, прямоугольника увеличивают в зависимости от количества участвующих в упражнении.
Примерные упражнения:
1. Игра 3х2 в квадрате (30х30 м). игроки размещаются произвольно и, находясь в постоянном движении, передают мяч своим партнерам, стараясь не дать перехватить его двум защитникам.
2. Игра в футбол 3х3, «четверо против четырех» и т.д. с малыми воротами. Ее лучше проводить вдоль поля, а ворота устанавливать не на лицевых линиях, а в 15-20 м от них. Разрешается играть за воротами, чтобы голы можно было забивать с обеих сторон ворот. Команды необходимо составлять определенными звеньями.
3. Игра в футбол (6х6) на одной половине поля: четверо нападающих и два полузащитника стремятся забить гол в ворота, защищаемые вратарем. За взятие ворот дается 3 или 4 очка. Игра ведется против четырех защитников и двух полузащитников, которые стремятся подвести мяч к центральной линии и не дальше чем с расстояния 1 м перебить мяч через центральную линию, за что дается очко.
4.Игра на всем поле, где на расстоянии 15 м вдоль центральной линии по обе ее стороны чертятся линии. Пространство, заключенное между линиями, можно проходить только с помощью передачи игроку, находящемуся вне пределов этой зоны, или дальнему игроку, находящемуся в зоне. Вести мяч в самой зоне не разрешается.
5. Игра 5х5, 6х6 и т.д. в четверо ворот. На ограниченном участке поля устанавливается четверо маленьких ворот. Команды стремятся защитить свои ворота и забить мяч в ворота соперника.
Описанные специальные задания и игровые упражнения, проводимые на площадках размеров и участках поля, с ограниченным количеством занимающихся, способствуют совершенствованию отдельных тактических комбинаций и тактического умения игроков.
Одновременно с разучиванием и тренировкой отдельных тактических комбинаций и совершенствованием тактического умения игроков создаются и осваиваются варианты выполнения так называемых стандартных положений.
Игроки должны изучить как можно больше тактических комбинаций. Однако трудно рассчитывать на успех, если в игре используются только изученные ранее комбинации. Умение выбирать наиболее выгодную тактическую комбинацию, меняя ее в зависимости от складывающейся обстановки, - главное в игре. [2, с. 265-267].
5.3 Обучение командным тактическим действиям.
После освоения основных индивидуальных действий, взаимодействия между двумя-тремя игроками и приобрели теоретические знания о тактике игры команды, можно приступать к изучению тактических систем ведения игры.
Первый этап – учебная игра. В первых учебных играх не следует ставить трудных задач. В них разучивают индивидуальные функции игроков, основные элементы взаимодействий, осваивают основные принципы перехода от нападения к обороне и наоборот.
Командные действия закрепляют в двусторонних играх – они являются основным средством тактической подготовки.
При проведении двусторонней игры необходимо соблюдать определенную последовательность:
- до начала игры на специальном макете давать указания отдельному игроку, звену, линии или команде в целом;
- в ходе игры, остановив игроков, указывать на ошибки и несколько раз повторять правильное решение;
- после игры проводить теоретический разбор игры, анализировать допущенные ошибки и положительные моменты при активном участии игроков.
При проведении двусторонней игры преподаватель поручает судейство своему помощнику или одному из занимающихся, имеющему определенный опыт, а сам во время игры находится в таком месте, откуда, хорошо видна игра, и дает необходимые указания игрокам через рупор или микрофон. Тренированность следует не всех игроков сразу, а отдельно звенья, линии. Находясь в зоне действия тренируемого звена или линии, преподаватель, делая указания, помогает игрокам выполнить задание. Игру останавливают лишь в тех случаях, когда нужно сделать общие указания игрокам или повторить тактическую комбинацию. Частые остановки снижают темп игры, а тем самым – и интерес к ней занимающихся. В тренировочных занятиях по тактике необходимо развивать способности к комбинационным действиям, воспитывать внимание, творческую инициативу, игровую дисциплину, решительность и настойчивость в достижении поставленной цели. [2, с. - 267].
Умелая организация атакующих действий команды достигается четким распределением функций между отдельными футболистами и группами игроков.
В современном футболе игроки делятся по функциональным обязанностям.
В тоже время игровая специализация футболиста предъявляет повышенные требования к универсальности его подготовки. Это не значит, что все умеют одинаково выполнять все.
Но каждый футболист обязан, умело выполнять все технические приемы игры и грамотно действовать в атаке в зависимости от игровой ситуации.
Специфика работы с молодыми футболистами зависит от их способностей и таланта, проявляющихся на различных возрастных ступенях. Поэтому тренер всегда должен учитывать ряд обстоятельств: способность игроков переносить высокие нагрузки зависит от их индивидуального уровня развития, повышения мастерства возможно лишь через систему соревнований с равными по силам соперниками и на тренировках, приближенных к условиям соревнований. Каждый молодой футболист должен находиться в таком коллективе, который соответствует уровню его мастерства.
Список использованных источников.
1. Спортивные игры и методика преподавания: Учебник для педагогических факультетов физической культуры/Под редакцией Портных Ю.И. – изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1986.-320с. ил.
2. Спортивные и подвижные игры. Учебник для физ. техникумов. Изд. 2-е, перераб. Под ред. Ю.Н. Портных. М., «Физкультура и спорт». 1977.
3. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков; Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 520с.
4. Хеддерготт К.-Х. Новая футбольная школа. Пер. с нем. В.П. Милютина. Предисловие Л. Прибыловского. М., «Физкультура и спорт», 1976. 239с. ил.
1