Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:48, реферат
Сумо́ (яп. 相撲) — вид единоборств, в котором два борца выявляют сильнейшего на круглой площадке. Родина этого вида спорта — Япония. Японцы относят сумо к боевым искусствам. Традиция сумо ведется с древних времён, поэтому каждый поединок сопровождается многочисленными ритуалами.
Япония является признанным центром сумо и единственной страной, где проводятся соревнования профессионалов. В остальном мире существует только любительское сумо.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка»
ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Реферат по дисциплине «спортивные единоборства» на тему:
Сумо. Техника и тактика в сумо.
Студента 4 курса 46 группы
факультета физического воспитания
Обергана Никиты Вячеславовича
Преподаватель:
Пауков Ю.М.
Минск
2012
Сумо́ (яп. 相撲) — вид единоборств, в котором два борца выявляют сильнейшего на круглой площадке. Родина этого вида спорта — Япония. Японцы относят сумо к боевым искусствам. Традиция сумо ведется с древних времён, поэтому каждый поединок сопровождается многочисленными ритуалами.
Япония является признанным центром сумо и единственной страной, где проводятся соревнования профессионалов. В остальном мире существует только любительское сумо.
История
Первое письменное упоминание о сумо встречается в Кодзики, книге датированной 712 годом, являющейся старейшим существующим источником японской письменности. Согласно приведенной там легенде, 2500 лет назад боги Такэмикадзути и Такэминаката схватились в поединке сумо за право владеть Японскими островами. По преданию в первом поединке победу одержал Такемиказуке. Именно от этого героя древности ведёт свою родословную император Японии.
Сумо упомянуто в старинных японских текстах, датированных VIII в., под названием сумаи. В дополнение к своему основному предназначению, сумо ассоциировался с ритуалом религии Синто. По сей день в некоторых монастырях можно увидеть ритуальную схватку человека и бога.
Сумо было важным ритуалом императорского двора. Представители всех провинций должны были участвовать в соревновании при дворе. Известна также роль сумо в боевой подготовке: тренировки сумо позволяли выработать умение твердо стоять на ногах в бою.
Считается, что современная площадка для сумо — дохё, появилась около XVI века, однако форма и размер дохё менялись со временем.
Правила сумо сложились в эпоху Хэйан (794—1185 гг.). Запрещалось хватать друг друга за волосы, пинать и бить в голову.
Параллельно с храмовым и придворным, существовало и уличное, народное, площадное сумо, поединки силачей или просто горожан и крестьян на собственную потеху и забаву толпе. Существовали различные борцовские забавы, сходные с сумо, в весёлых кварталах, такие, как поединки женщин (часто с похабными борцовскими именами), поединки женщин и слепых, комическая борьба и тому подобное. Уличное сумо неоднократно запрещалось, потому что уличные схватки иной раз перерастали в массовые потасовки и городские беспорядки. Женское сумо тоже подвергалось ограничениям и практически исчезло к началу XX века, сохранившись только как редкий храмовый ритуал и на любительском уровне.
Правила
В сумо запрещено бить иначе, чем открытой ладонью, а также по глазам и в область гениталий. Запрещено хватать за волосы, уши, пальцы и закрывающую гениталии часть маваси. Нельзя проводить удушающие захваты. Всё прочее разрешено, поэтому в арсенал борцов входят пощёчины, толчки, захваты за любые разрешённые части тела и особенно поясов, а также броски, разного рода подножки и подсечки. Поединок начинается с одновременного рывка борцов друг навстречу другу, с последующим столкновением («татиа́й»). Хорошим тоном, равно как и более успешной тактикой, считается наступательная борьба. Трюки, основанные на увёртках (например, такие, как уклонение от контакта в начале поединка), хотя и являются допустимыми, не считаются красивыми. В силу большого разнообразия приёмов, редко кто владеет их полным арсеналом, поэтому бывают борцы, более склонные или к захватам и борьбе в поясе (например, одзэки Кайо), или, напротив, к борьбе толчками на расстоянии (например, Тиётайкай).
Два основных правила используются для определения победителя каждой схватки:
Телом считается всё, вплоть до кончиков волос. В ряде случаев судья объявляет победителем борца, первым коснувшегося земли. Это происходит тогда, когда у его соперника, пусть бы он и коснулся земли вторым, не было никакого шанса победить: его весьма эффективно бросали, или выносили из круга, оторвав от земли (принцип «мёртвого тела»). К безусловному поражению ведёт и попытка проведения запрещённого приёма, например, захвата волос.
Часто поединок продолжается всего несколько секунд, так как один из борцов быстро вытесняется другим из круга, или сбивается с ног броском или подсечкой. В редких случаях, поединок может длиться и несколько минут. Особенно продолжительные поединки могут быть приостановлены для того, чтобы борцы могли перевести дух или подтянуть ослабевшие пояса. При этом, позиция и захват четко фиксируются гёдзи, с тем, чтобы точно восстановить взаимное положение борцов на дохё после таймаута.
Техника
КИМАРИТЭ (канонические приёмы сумо) – это техническое действие, которое обеспечивает победу и завершает схватку. |
Специфика сумо заключается в том, что судьи должны не только определить победителя схватки, но и объявить кимаритэ, которым она была выиграна. В Японии помимо этого название кимаритэ обязательно вносится в протокол соревнований и фигурирует во всех статистических отчетах. В январе 2001 года число кимаритэ было увеличено до 82 (ранее их насчитывалось 70), а число срывов технических действий, являющихся причиной поражения, до 5 (ранее их было 2). Каждое кимаритэ имеет свой номер, соответствующий порядковому номеру в списке, в котором все 82 кимаритэ разбиты на шесть групп. К седьмой группе отнесены срывы технических действий, которым присвоены номера с 83-го по 87-й. Последним 88-м номером обозначено нарушение правил, за которое засчитывается поражение. |
1. ЦУКИДАСИ - Выталкивание за круг руками 2. ЦУКИТАОСИ - Опрокидывание на спину толчками руками в туловище. 3. ОСИДАСИ - Выталкивание за круг упором руками снизу под плечи и головой в грудь. 4. ОСИТАОСИ - Опрокидывание на спину упором руками и головой в туловище. 5. ЁРИКИРИ - Вытеснение за круг при обоюдном захвате (из положения ёцуми). 6. ЁРИТАОСИ - Силовое опрокидывание на спину при обоюдном захвате (из положения ёцуми). 7. АБИСЭТАОСИ - Сбивание на спину весом своего тела из стойки при обоюдном захвате (из положения ёцуми). 8. УВАТЭНАГЭ - Сбивание или бросок вперед-вниз захватом маваси сверху руки (захват - уватэмаваси). 9. СИТАТЭНАГЭ - Сваливание или бросок вперед-вниз захватом маваси из-под руки (захват - ситатэмаваси). 10. КОТЭНАГЭ - Бросок захватом разноименной руки сверху. 11. СУКУИНАГЭ - Бросок через спину захватом туловища рукой. 12. УВАТЭДАСИНАГЭ - Выведение из равновесия вперед-вниз захватом маваси сзади сверху руки (захват - уватэмаваси). 13. СИТАТЭДАСИНАГЭ - Выведение из равновесия в сторону-вниз захватом маваси сзади из-под руки (захват - ситатэмаваси). 14. КОСИНАГЭ - Бросок через спину или бедро захватом руки и маваси (или туловища сзади). 15. КУБИНАГЭ - Сбивание захватом шеи и руки. 16. ИППОНДЗЭОИ - Бросок через спину захватом руки на плечо. 17. НИТЁНАГЭ - Бросок вперед подхватом под одноименную ногу при обоюдном захвате маваси (из положения ёцуми). 18. ЯГУРАНАГЭ - Бросок на бок подсадом под разноименную ногу при обоюдном захвате маваси (из положения ёцуми). Смотрите технику выполнения Ягуранагэ на Российском телеканале "Бибигон". 19. КАКЭНАГЭ - Бросок подхватом изнутри под разноименную ногу с захватом маваси и разноименной руки. 20. ЦУКАМИНАГЭ - Бросок захватом туловища и маваси сзади сверху руки (захват уватэмаваси) с отрывом от дохё подшагиванием. 21. УТИГАКЭ - Зацеп голенью разноименной ноги изнутри при обоюдном захвате маваси (из положения ёцуми). 22. СОТОГАКЭ - Зацеп голенью разноименной ноги снаружи с захватом маваси сзади. 23. ТЁНГАКЭ - Зацеп голенью одноименной ноги изнутри с захватом руками руки противника. 24. КИРИКАЭСИ - Подсад бедром - контрприем от зацепа изнутри под разноименную ногу. 25. КАВАДЗУГАКЭ - Обвив из обоюдного захвата - контрприем от зацепа голенью разноименной ноги. 26. КЭКАЭСИ - Подсечка изнутри одноименной ноги с выведением противника из равновесия в сторону его опорной ноги. 27. КЭТАГУРИ - Подсечка изнутри одноименной ноги со скручиванием в сторону (выполняется в момент старта - татиаи). 28. МИТОКОРОДЗЭМЭ - Зацеп изнутри (или снаружи) разноименной ноги с упором головой в грудь (или живот) и захватом рукой разноименного бедра снаружи. 29. ВАТАСИКОМИ - Сбивание захватом разноименного бедра или подколенного сгиба снаружи и упором в туловище. 30. НИМАИГЭРИ - Зацеп голенью снаружи разноименной ноги с отрывом от дохё. 31. КОМАТАСУКУИ - Бросок или сваливание захватом изнутри одноименного бедра впередистоящей ноги. 32. СОТОКОМАТА - Бросок захватом одноименного бедра или подколенного сгиба снаружи при выраженной односторонней стойке противника. 33. ОМАТА - Бросок на спину захватом разноименного бедра изнутри. 34. ЦУМАТОРИ - Выведение из равновесия рывком разноименной рукой за ступню назад-вверх захватом снаружи (выполняется сбоку в момент шага противника вперед против его ноги, поднятой вверх). 35. КОДЗУМАДОРИ - Выведение из равновесия рывком разноименной рукой за щиколотку на себя-вверх захватом снаружи (выполняется в стойке, когда соперники стоят лицом друг к другу). 36. АСИТОРИ - Сбивание захватом бедра или подколенного сгиба снаружи одной рукой и голени другой. 37. СУСОТОРИ - Бросок захватом разноименного голеностопа снаружи. 38. СУСОХАРАИ - Выведение из равновесия подсадом под разноименное бедро с толчком в грудь и захватом руки. 39. ИДЗОРИ - Бросок назад нырком с захватом ног противника руками. 40. СЮМОКУДЗОРИ - Бросок назад нырком с захватом одноименного бедра изнутри (захват на "мельницу"). 41. КАКЭДЗОРИ - Бросок на спину или на бок нырком с зашагиванием под разноименную ногу противника снаружи (нырок выполняется под руку, противоположную атакуемой ноге). 42. ТАСУКИДЗОРИ - Сваливание назад захватом на "мельницу". 43. СОТОТАСУКИДЗОРИ - Выведение из равновесия захватом разноименного запястья и одноименного бедра изнутри через руку противника. 44. ЦУТАЭДЗОРИ - Сваливание назад захватом разноименной руки через спину на плечо. 45. ЦУКИОТОСИ - Скручивание с упором ладонью в бок (часто как последнее усилие у края дохё). 46. МАКИОТОСИ - Выведение из равновесия скручиванием с захватом разноименной руки и туловища(скручивание выполняется в сторону захвата туловища). 47. ТОТТАРИ - Выведение из равновесия вперед-вниз захватом одноименной рукой запястья, а разноименной рукой под плечо снаружи-снизу. 48. САКАТОТТАРИ - Контрприем - бросок вперед-вниз через бедро, которое атакующий с опережением подставляет противнику, выполняющему техническое действие тоттари. 49. КАТАСУКАСИ - Скручивание захватом разноименной руки снизу и упором предплечьем другой руки в шею сверху (отступая назад). 50. СОТОМУСО - Бросок вперед захватом разноименной руки с блокировкой другой рукой одноименного бедра снаружи. 51. УТИМУСО - Сваливание захватом разноименного подколенного сгиба спереди-изнутри. 52. ДЗУБУНЭРИ - Скручивание захватом разноименного плеча снаружи (выполняется из низкой стойки с упором в грудь или плечо головой, которая используется в качестве оси скручивания). 53. УВАТЭХИНЭРИ - Скручивание захватом маваси сверху руки (захват уватэмаваси) и туловища из-под руки. 54. СИТАТЭХИНЭРИ - Скручивание захватом разноименной руки снизу и маваси из-под руки (захват - ситатэмаваси) 55. АМИУТИ - Бросок захватом руками руки противника в сторону его свободной руки или "назад". 56. САБАОРИ - Перевод на колени резким рывком на себя-вниз с захватом руками маваси и туловища сзади. 57. ХАРИМАНАГЭ - Бросок за спину обратным захватом маваси сзади при атаке противника из низкой стойки. 58. ОСАКАТЭ - Бросок захватом маваси сверху плеча (захват уватэмаваси) и туловища из-под руки. 59. КАИНАХИНЭРИ - Выведение из равновесия в сторону захватом руками руки противника. 60. ГАССЁХИНЭРИ - Выведение из равновесия скручиванием головы или шеи руками, соединенными в "замок". 61. ТОККУРИНАГЭ - Выведение из равновесия скручиванием головы или шеи руками, не соединенными в "замок". 62. КУБИХИНЭРИ - Скручивание захватом головы и туловища. 63. КОТЭХИНЭРИ - Выведение из равновесия скручиванием с захватом разноименной руки и туловища или шеи (скручивание выполняется в сторону захвата руки). 64. ХИКИОТОСИ - Выведение из равновесия резким рывком на себя-вниз с захватом плеча (руки) снаружи или передней части маваси (выполняется, отступая назад). 65. ХИККАКЭ - Выталкивание за круг рывком за руку. 66. ХАТАКИКОМИ - Выведение из равновесия толчком в плечо, спину или руку сверху вниз (выполняется с резким уходом в сторону в момент атаки противника из низкой стойки). 67. СОКУБИОТОСИ - Выведение из равновесия толчком запястьем или предплечьем сверху-вниз в шею или затылок. 68. ЦУРИДАСИ - Вынос за круг подъемом на грудь с захватом маваси или туловища. 69. ОКУРИЦУРИДАСИ - Вынос за круг подъемом на грудь с захватом маваси или туловища со спины. 70. ЦУРИОТОСИ - Выведение из равновесия подъемом на грудь с захватом маваси или туловища. 71. ОКУРИЦУРИОТОСИ - Выведение из равновесия подъемом на грудь с захватом маваси или туловища со спины. 72. ОКУРИДАСИ - Выталкивание за круг упором руками в спину (без потери противником равновесия). 73. ОКУРИТАОСИ - Выведение из равновесия толчком руками в спину. 74. ОКУРИНАГЭ - Сбивание или бросок вперед-вниз захватом маваси или туловища со спины. 75. ОКУРИГАКЭ - Зацеп голенью одноименной ноги снаружи с захватом маваси со спины. 76. ОКУРИХИКИОТОСИ - Выведение из равновесия резким рывком на себя-вниз с захватом маваси или туловища со спины. 77. ВАРИДАСИ - Вытеснение за круг упором одной рукой в верхнюю часть туловища и захватом другой рукой маваси сзади (выполняется при значительной разнице в силовой подготовке соперников). 78. УТТЯРИ - Вынос за круг разворотом туловища с подъемом противника на грудь (выполняется у самого края дохё). 79. КИМЭДАСИ - Выталкивание захватом рук сверху - контрприем от захвата туловища руками (атакующий соединяет кисти в замок и направляет усилие вверх-внутрь). 80. КИМЭТАОСИ - Сваливание захватом руки или рук сверху - контрприем от захвата туловища руками. 81. УСИРОМОТАРЭ - Выталкивание за круг или выведение из равновесия упором спиной в грудь пративника, выполнившего захват туловища со спины. 82. ЁБИМОДОСИ - Бросок наклоном с захватом маваси и туловища. Срывы технических действий 83. ИСАМИАСИ - Заступ за круг лицом вперед без помощи противника (в этом случае засчитывается поражение). 84. КОСИКУДАКЭ - Падение назад в результате потери равновесия без помощи противника (в этом случае засчитывается поражение). 85. ЦУКИТЭ - Касание рукой поверхности дохё в результате потери равновесия без помощи противника (в этом случае засчитывается поражение). 86. ЦУКИХИДЗА - Касание коленом поверхности дохё в результате потери равновесия без помощи противника (в этом случае засчитывается поражение). 87. ФУМИДАСИ - Заступ за круг спиной вперед без помощи противника (в этом случае засчитывается поражение). 88. ХАНСОКУ - Нарушение правил, за которое засчитывается поражение. |