Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:36, реферат
Целью моей работы стало изучение особенностей дыхательной системы человека и утомления как особого функционального состояния организма.
В процессе работы я ставила перед собой такие задачи:
1. Рассмотреть строение и функции дыхательной системы.
2. Проанализировать показатели дыхания в покое и при мышечных нагрузках.
Глава 1.
Введение………………………………………………………………………………………………………3
1.1. Строение и функции дыхательной системы………………………………………..4
1.2.Лёгочные объёмы………………………………………………………………………………….6
1.3.Показатели дыхания в покое и при мышечных нагрузках…………………..9
1.4. Жизненная ёмкость лёгких………………………………………………………………….11
1.5.Формирование системы дыхания в онтогенезе………………………………….13
Глава 2.
2.1. Утомление как особое функциональное состояние организма………..19
2.2. Теории утомления……………………………………………………………………………….20
2.3. Физиологические характеристики утомления…………………………………...21
Заключение………………………………………………………………………………………………..22
Приложение.
Легкие у новорожденных весят около 50 г, к 6 мес масса их удваивается, к году утраивается, к 12 годам увеличивается в 10 раз, к 20 годам - в 20 раз. Легочные щели выражены слабо. У новорожденных легочная ткань менее воздушна, с обильным развитием кровеносных сосудов и соединительной ткани в перегородках ацинусов и недостаточным количеством эластической ткани. Последнее обстоятельство объясняет относительно легкое возникновение эмфиземы при различных легочных заболеваниях. Слабым развитием эластической ткани отчасти объясняется склонность детей раннего возраста к ателектазам, чему способствуют также недостаточная экскурсия грудной клетки, узость бронхов. Этому же способствует недостаточная продукция сурфактанта, прежде всего у недоношенных детей. Особенно легко возникают ателектазы в задненижних отделах легких, так как эти отделы особенно плохо вентилируются в связи с тем, что ребенок почти все время лежит на спине, и легко возникает застой крови. Ацинусы недостаточно дифференцированы. В процессе постнатального развития образуются альвеолярные ходы с типичными альвеолами. Их количество быстро увеличивается в течение 1-го года и продолжает нарастать до 8 лет. Это приводит к увеличению дыхательной поверхности. Количество альвеол у новорожденных (24 млн.) в 10-12 раз, а их диаметр (0,05 мм) - в 3-4 раза меньше, чем у взрослых (0,2-0,25 мм). Количество крови, протекающее через легкие в единицу времени, у детей больше, чем у взрослых, что создает у них наиболее благоприятные условия для газообмена.
Формирование структуры легких
происходит в зависимости от развития
бронхов. После разделения трахеи на
правый и левый главные бронхи
каждый из них делится на долевые
бронхи, которые подходят к каждой
доле легкого. Затем долевые бронхи
делятся на сегментарные. Каждый сегмент
имеет самостоятельную
Внешнее дыхание, то есть обмен газов
между атмосферным воздухом и
кровью капилляров легких, осуществляется
посредством простой диффузии газов
через альвеолярно-капиллярную
Глубина дыхания у детей значительно меньше, чем у взрослых. Это объясняется небольшой массой легких и особенностями строения грудной клетки. Грудная клетка у детей 1-го года жизни как бы находится в состоянии вдоха в связи с тем, что переднезадний ее размер приблизительно равен боковому, ребра от позвоночника отходят почти под прямым углом. Это обусловливает диафрагмальный характер дыхания в этом возрасте. Переполненный желудок, вздутие кишечника ограничивают подвижность грудной клетки. С возрастом она из инспираторного положения постепенно переходит в нормальное, что является предпосылкой для развития грудного типа дыхания.
Потребность в кислороде у детей значительно выше, чем у взрослых. Так, у детей 1-го года жизни потребность в кислороде на 1 кг массы тела составляет около 8 мл/мин, у взрослых - 4,5 мл/мин. Поверхностный характер дыхания у детей компенсируется большой частотой дыхания (у новорожденного - 40-60 дыханий в 1 мин, в возрасте 1 года - 30-35, 5 лет - 25, 10 лет - 20, у взрослых - 16-18 дыханий в 1 мин), участием в дыхании большей части легких. Благодаря большей частоте минутный объем дыхания на 1 кг массы в два раза выше у детей раннего возраста, чем у взрослых. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ), то есть количество воздуха (в миллилитрах), максимально выдыхаемого после максимального вдоха, у детей значительно ниже по сравнению со взрослыми. ЖЕЛ увеличивается параллельно росту объема альвеол.
Таким образом, анатомические и
функциональные особенности системы
органов дыхания у детей
Глава 2.
2.1. Утомление как особое функциональное состояние организма
Утомление — физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности. Нередко как синоним утомление употребляют термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость — субъективное переживание, чувство, которое обычно является отражением утомления. В некоторых случаях чувство усталости может возникать и без предшествующей нагрузки, т. е. без реального утомления. У. может возникнуть при любом виде деятельности — и при умственной, и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, нарушением внимания (гл. обр. трудностью сосредоточения), замедлением мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости, точности, согласованности и ритмичности движений.
Работоспособность может быть снижена
не только в результате проделанной
той или иной работы, но и вследствие
болезни или необычных условий
труда (интенсивный шум, пониженное
парциальное давление кислорода
во вдыхаемом воздухе). В этих случаях
понижение работоспособности
Быстрота утомления зависит от специфики труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении утомления играет также отношение человека к выполняемой работе. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоциональнего напряжения длительное время не возникают признаки утомления и чувство усталости. Обычно, когда необходимо продолжать интенсивную работу при наступившем утомлении, человек расходует дополнительные силы и энергию — изменяются показатели отдельных функций организма (напр., при физич. труде учащаются дыхание и сердцебиение, появляются гиперемия лица, усиленное потоотделение и т. п.). При этом продуктивность работы снижается, а признаки утомления усиливаются.
2.2. Теории утомления.
Из многочисленных теорий утомления, теории «отравления» немецкого учёного Э. Пфлюгера (1872), «истощения» М. Шиффа (1868, Швейцария), «обменная теория» английского исследователя А. Хилла (1929) и др. имеют только исторический интерес. Признаны две группы современных теорий, на основании которых первичными считаются изменения в нервных центрах. Согласно одной из них, основой Утомления являются гипоксические, т. е. связанные с недостаточностью кислородного снабжения, нарушения в нервных структурах, регулирующих процессы гомеостаза, в особенности изменения в сфере медиаторного обмена и химических процессов возникновения и передачи возбуждений. Сторонники второй группы теорий отрицают единый механизм возникновения утомления. По их мнению, появление утомление может быть обусловлено рядом факторов или их комбинаций, начиная с недостаточности кровообращения при локальном мышечном Утомлении и кончая изменением структуры гомеостатической регуляции со стороны высших отделов центральной нервной системы (охранительное торможение). При общем утомлении Большую роль в разработке современных теорий Утомления сыграли И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. Е. Введенский, А. А. Ухтомский и Л. А. Орбели, последний рассматривал Утомление как нарушение адаптационно-трофической регуляции со стороны вегетативной нервной системы. Проблему утомления изучали также сов. физиологи Г. В. Фольборт, С. А. Косилов и др. В современных исследованиях вскрыт ряд тонких механизмов утомления, связанных с нарушением обмена макроэргических соединений, снижением активности окислительных ферментов, изменением характера эндокринной регуляции со стороны гипоталамуса. Например, зарегистрировано снижение функции надпочечников, показано, что угнетается выработка адренокортикотропного гормона гипофизом, вначале повышается, а затем снижается активность инсулярного аппарата поджелудочной железы. Это ведёт к увеличению недоокисленных продуктов и гипергликемии. Как следствие этого возникают вторичные изменения афферентной импульсации, что ещё больше ухудшает состояние гомеостаза и ведёт к нарушению согласованности вегетативных и двигательных рабочих реакций.
2.3. Физиологические характеристики утомления.
Физиологическая и биохимическая
характеристики стадий утомления даны
в ряде работ (Гиппенрейтер B.C., 1962; Горкин
М.Я., 1972; Граевская Н.Д., Иоффе Л.А.,
1973; Яковлев Н.Н., 1974; Розенблат В.В.,
1975; Зимкин Н.В., 1975; Волков В.М., 1977; Сорокин
А.П., 1977; Фарфель B.C., 1979; Дудин Н.П., 1982;
Дубровский В.И., 1985; Моногаров В.Д., 1986;
Платонов В.Н., 1986, 1988; Меньшиков В.В.,
Волков Н.И., 1986; Коц Я.М., 1986; Павлова
Э.С., 1987; Зотов В.П., 1990; Дубровский В.И.,
1991, и др.). В частности, при выполнении
физической нагрузки в первой стадии
утомления по сравнению с выполнением
таковой в "устойчивом" состоянии
происходят более глубокие сдвиги в
показателях сердечно-
В работающих мышцах при утомлении происходит исчерпание запасов энергетических субстратов (АТФ, КФ, гликоген), накапливаются продукты распада (молочная кислота, кетоновые тела) и отмечаются резкие сдвиги внутренней среды организма. При этом нарушается регуляция процессов, связанных с энергетическим обеспечением мышечного сокращения, появляются выраженные изменения в деятельности систем легочного дыхания и кровообращения (Меньшиков В.В., Волков Н.И., 1986).
(Смотри приложение №4,5)
Заключение:
В процессе работы я узнала много новой информации, которая пригодится мне при сдаче экзамена по Возрастной физиологии, да и в дальнейшей жизни.
Я разобралась со строением и
функциями дыхательной системы.
Познакомилась с понятиями «
Работать над рефератом мне было интересно, так как многого я не знала и слышала впервые. Но теперь я разобралась в этой теме, выполнила цель и задачи, которые ставила перед собой вначале работы. Я думаю, что мой реферат и приложения к нему можно использовать на предмете Возрастная физиология при изучении темы следующими первокурсниками.